Феноменологии-духа-продолжения сложности для научного изучения.
- 11.12.16 г.
- 9772225665000 16034


Феноменологии-духа-продолжение сложно для материалистичных наук по многим причинам, исследованию которых в современной диалектической философии уделено большое внимание, так как раскрываются не только важные гносеологические положения, но и некоторые другие положения, актуальные как в ряде сфер познания  и практики, так и в смысле некоторых прикладных аспектов, в первую очередь, в вопросах конкуренции реальных систем познания. Но для обсуждения текущих вопросов достаточно рассмотреть только следующие положения.

Во-первых, феноменологии-духа-продолжение обусловлено, с одной стороны, непосредственностью феноменологии духа, причем как истоком гегелевской философии. Однако, с другой стороны, сам Гегель снял понятие системы науки, в результате чего он же указал на иное место феноменологии духа в диалектике его философии, чем то, которое предполагалось сначала. Таким образом, феноменология духа, оставаясь непосредственным основоположением гегелевской философии, оказывается и опосредованной, в результате чего необходимо возникают как противоречие, сущность которого однозначно так и не установлена в науках, так и, соответственно, требуемые дополнительные исследования.

При этом, во-вторых, феноменологии-духа-продолжение оказывается немыслимым без определения нового начала (исследований), очевидно отличного от гегелевского, обсуждению чего был посвящен ряд статей сайта.

В-третьих, феноменологии-духа-продолжение оказывается немыслимым без развития труда Гегеля «Наука логики», в ходе которого необходимо установить истину науки логики (а это само по себе достаточно объемное и сложное исследование, но имеющее конкретные результаты и большие перспективы*). И вот только тут проясняются обстоятельства опосредствованного начала, в т.ч. начала процесса феноменологии-духа-продолжения, хотя начинать его все же приходиться из феноменологии духа; – тут опять противоречие, однако уже другое, хотя также не понятное материалистичным наукам, но являющееся корнем развития феноменологии духа и его жизненности.

В-четвертых, это противоречие преодолевается осуществлением в лоне не изучаемого в материалистичных наук воспроизведения философии Гегеля, о некоторых моментах которого говорилось на сайте. В частности, как раз тут определяется новодиалектическое («второе») начало (исследований), которое нужно для продолжения и науки логики и феноменологии духа и о котором уже тоже говорилось на сайте.

В-пятых, вопрос продолжения гегелевской феноменологии духа является неотрефлектированным в силу указанных только что обстоятельств и ряда других; более того, становится актуальной сложная рефлексия, которая должна состояться в отношении феноменологии духа, что и определяет ряд двойственностей и сложностей, хотя, одновременно, и ряд положений основания развития соответствующих диалектических исследований.

И уже сказанного достаточно для обозначения архи сложного рефлектирования системы требуемых положений философии Гегеля (это не система философии Гегеля!) в их другое, которое, с другой стороны, в силу указанного выше противоречия в ряде случаев обнаруживается лишь только в ходе проводимых нами новодиалектических исследований.

В-шестых, в связи даже с тем, что было только что сказано, для материалистичных наук имеются многие трудности понимания обсуждаемых вопросов, причем различных планов, но, в первую очередь, гносеологические.
    Так, в частности, (а) в связи с использованием диалектических категорий существенны многие сложности понимания материалистичными науками феноменологии-духа-продолжения, актуальные именно в силу как трудностей восприятия ими диалектических категорий, так и вообще плохой изученности философии Гегеля, например, как писал Т.Рокмор, «часто встречающегося неверного прочтения Гегеля».
    При этом очень важным фактором является то, что (б) в основе объективно-научного познания лежит обыкновенная логика, содержание которой Гегель удостоил презрения еще 200 лет назад, (ба) которая во многих случаях попросту недостаточна для понимания диалектических исследований в целом и их отдельных вопросов в частности (например, появления живого, на чем акцентировал внимание сам Гегель) и (бб) одной из фундаментальных проблем которой является несостоятельность рассудочного суждения в науках (еще раз напомним, что без суждений не может быть умозаключений и обоснованных выводов).

И многое другое.

Таким образом, феноменологии-духа-продолжения сложности весьма существенны, причем не столько даже для наук, сколько как сами по себе отдельные вопросы исследований. И, вместе с тем, они обусловливают ряд положений, требуемых для актуализации феноменологии-духа-продолжения. Они важны в гносеологическом плане, и, с другой стороны, могут стать предметом отдельных обсуждений с заинтересованными пользователями.


(Вопросы проблемы понимания в науках основания и осуществления феноменологии-духа-продолжения и вытекающие из этого исследования и тактические соображения даны в Текстовом блоке № 16. Перечень см. Текстовые блоки).

* Например, одним из актуальных направлений является диалектическое программирование – раздел современной диалектической гносеологии. В нем определяются новейшие формы программирования, которые важны для гносеологии, логики, социальных и экономических исследований и т.д., например, как позволяющие перейти на более высокую ступень исследований, чем известное непосредственное применение математических методов.