Воспроизведение философии Гегеля.
Как написал сам Гегель, – «самое легкое – обсуждать то, в чем есть содержательность и основательность, труднее – его постичь, самое трудное – то, что объединяет и то и другое, – воспроизвести его» [1. Т. 4. С. 3]. (В смысле приведенной цитаты Гегеля необходимо отметить, что существенны уровни познания философии Гегеля.)
Иными словами, после обсуждения и постижения учения необходимо его воспроизведение, что является, в частности, утверждением и продолжением воспроизводимого.
Воспроизведение учения есть, во-первых, изучение и знание учения, во-вторых, его постижение, и, в-третьих, расширение, углубление, развитие и преобразование учения и, следовательно, образование нового [для самого] учения, сохраняющего воспроизводимое. Иными словами, воспроизведение учения есть его изучение, знание, продолжение, развитие и создание его нового и для него нового.
А. Воспроизведение философии Гегеля* есть процесс утверждения познания философии Гегеля, но, с другой стороны, есть процесс его для себя развития и создания нового собственного его для себя учения, сохраняющего воспроизводимое.
Воспроизведение философии Гегеля оказывается, в первую очередь, в актуализации гегелевского умозаключения о смыкании духа и природы, [уже] обладающей логическим, в котором наука проявляется как уже объективное познание (в силу объективности природы), предпосылкой которого является всеобщность в качестве процесса в себе объективно сущей идеи.
Поэтому можно сказать, что, во-первых, воспроизведение философии Гегеля есть то же, что и воспроизведение диалектической философии Гегеля, и, во-вторых, развитие духа продолжается, причем не только для философии Гегеля, но и для нового для нее; это – очевидное и понятное утверждение, но которое не было осмыслено до появления современной диалектической философии.
Но воспроизведение философии Гегеля не является только в себе процессом, собственным процессом, модернизирующим философию Гегеля. Воспроизведение философии Гегеля предназначено, в первую очередь, для порождения полного комплекса реальных наук философии (включающего гегелевскую Энциклопедию философских наук и Вторую Энциклопедию философских наук) и современного философского основания (Воспроизведение, как область познания), дающего основу современному развитию диалектического познания – современной диалектической философии, и, на ее базе, Новейшей философии.
При этом сам процесс воспроизведения философии Гегеля не является современным развитием диалектического познания, он является указанным Гегелем развитием его философии, другое дело, что вмонтированным в современное диалектическое познание.
Существо воспроизведения философии Гегеля есть всеобщность в качестве процесса в себе объективно сущей идеи.
Проявляя исходные данные и положения, как обозначенные в трудах Гегеля, так и новые, запуская заново движение познания, воспроизведение философии Гегеля актуализируется. Познание продолжает свое шествие на обозначенном Гегелем конструирующем сам себя пути [1. Т. 5. С. 4] в силу благоволящей к нему диалектики: «познание (само. – ПРИМ.) катится вперед от содержания к содержанию» [1. Т. 6. С. 318] – к Новейшей философии. И современное развитие философии в бытии актуализируется сызнова, благодаря движению духа.
В частности, воспроизведение философии Гегеля основано на ряде умозаключений Гегеля, обнаруживаемых в его трудах, которые можно идентифицировать как «управляющие» в смысле восхождения воспроизведения (странно, что и они не были обнаружены двухвековой критикой).
Для воспроизведения своей философии Гегель также указал план хода воспроизведения с четко обозначенными тремя Отделами первого (из трех) Раздела (первой из трех книг)...
Воспроизведение философии Гегеля имеет собственный Постулат, определяющий существо актуализируемого процесса.
При воспроизведении философии Гегеля существенны науки-логики-продолжение и феноменологии-духа-продолжения**.
Б. Гегель в самых последних параграфах своей Энциклопедии философских наук (труда «Философия духа») указал на то, что его энциклопедическое изложение закладывает основу дальнейшего развития познания, «обосновывает дальнейшее развитие» [познания философии Гегеля, но не вообще диалектического познания, которое не может принадлежать только его философии].
Определяющим моментом начала воспроизведения является смыкание природы с логическим: сам Гегель указал, что дух представляет собою посредствующий момент процесса, уже предполагающего природу, и смыкает ее с логическим [1. Т. 3. С. 365]. (Но это не развитие диалектической философии, целью которого является осознание логического и духовного в единстве – по словам Гегеля, сделать веру для себя непосредственно близкой.)
Так Гегель определяет процесс утверждения и развития умозаключения о смыкании природы с логическим, в котором наука проявляется еще как субъективное познание (в силу логического), предпосылкой которого является природа, как всеобщая крайность [бытия], в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, в природе в познающем себя разуме происходит деятельность познания, как логическое выражение всеобщности.
Но такое познание оказывается в разделенности результирующего логического самого его для себя, когда дух, во-первых, представляет собою посредствующий момент процесса, и, во-вторых, предполагает природу, пусть смыкая ее с логическим, но, тем самым, 1) остается в отчуждении и 2) в определенной мере (поэтому) имеет [для] себя возвращение (обратно к природе от философии духа). (Но и это – одна сторона вопроса, ибо, что определяет другую сторону, дух существен, прежде всего, в своей самости.)
Таким образом, указанное Гегелем положение о смыкании природы с логическим является первым положением (и одной стороной) вопроса о развитии познания [сохраняющим отчуждение духа].
Последующих положений Гегель явно не указал, хотя определил степени познавания разума и, так как разум есть дух (см. труд «Феноменология духа»), то определил процесс утверждения и развития науки, когда 1) она проявляется как объективное, 2) определяется единство понятия, и 3) всеобщность оказывается в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, в знающем себя разуме происходит деятельность постижения, как движение и развитие понятия, что, главное, определяет утверждение основания снятия отчуждения духа.
Таким образом, так как Гегель определил тотальные моменты духа, великий мыслитель определил все три Раздела (три книги) воспроизведения наук своей философии, причем с четко обозначенными Отделами Первого Раздела (книги) в выяснении собственного единства природы и логического, что дало значимый ход диалектическому познанию: воспроизведение философии Гегеля и актуализация Новейшей философии.
Также можно сказать, что
1) воспроизведение философии Гегеля или ее для себя развитие – процесс утверждения и развития науки, когда она проявляется как объективное, и всеобщность оказывается в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, в знающем себя разуме происходит деятельность постижения, как движение и развитие понятия – воспроизведение философии Гегеля;
2) воспроизведение философии Гегеля определяет утверждение основания снятия отчуждения духа;
3) воспроизведение философии Гегеля (или второй круг ее развития для себя), несомненно неотрывное от нее самой, принадлежащее ей, явно выходит за пределы «Энциклопедии философских наук», что однозначно опровергает мнение о том, что Энциклопедия является «системой философии Гегеля». Нет, система – это явно что-то другое, нечто логическое, но не содержание, а позволяющее создавать содержание не только философии Гегеля, но и ее развития, а также – Новейшей философии. Система философии Гегеля – логическая система диалектической философии.
В. Воспроизведение философии Гегеля – процесс воспроизведения философии Гегеля или исследования в области процесса воспроизведения философии Гегеля – диалектический процесс развития учения Гегеля и образования современной философской системы, единой с философией Гегеля, но и отличной от нее.
Воспроизведение философии Гегеля – это диалектическое начинание ее же, но как другого, выявляющего новое и, в частности, на ее же кругу постигающего ее саму. Можно сказать, что воспроизведение философии Гегеля – это второй круг (в смысле кругов наук Гегеля) ее же развития, представляющий и ее же и ее иное, переходящих друг в друга, которые, таким образом, и едины, и различны, и переходят друг в друга: диалектическая философия.
Используя рассуждения Гегеля о бытии и ничто, можно сказать, что философия Гегеля и исследования в области процесса воспроизведения его философии суть а) одно и то же (в частности, в своей сути), б) различны (например, в смысле начал и учета в воспроизведении достижений естественных наук в XIX и XX вв.), в) переходят друг в друга, г) образуя в движении единый диалектический комплекс, определенный новыми моментами философского познания, впитывающий познание исследований в области философии и естественных наук и влекущий новую волну диалектических исследований.
Воспроизведение философии Гегеля есть ее собственное для нее развитие.
Воспроизведение философии Гегеля есть собственный процесс, процесс развития познания философии Гегеля, но, с другой стороны, есть процесс создания нового собственного учения, сохраняющего воспроизводимое, предназначенный, в первую очередь, для порождения современного философского основания (Воспроизведение, как область познания), дающего основу современному развитию диалектического познания: полагает современную диалектическую философию ***, для которой определяет собственные начала (см. «Начала…»), и открывает пути для развития современного диалектического познания – Новейшей философии.
В силу смыкания природы с логическим воспроизведение философии Гегеля определяет соотношение современного диалектического познания с науками, чем, собственно, и определены актуализация и развитие некоторых (естественнонаучных и общественнонаучных) областей познания Новейшей философии.
Воспроизведение философии Гегеля – это неизбежная и необходимая составляющая, основа и защита нового движения познания, но не его суть, ибо и сам Гегель указал, что дух представляет собою посредствующий момент процесса.
Воспроизведение философии Гегеля производилось с учетом исследований
знаний по
Платону, см. п. «Актуальность
знаний по Платону - 1».
Г. Значение воспроизведения философии Гегеля и в том, что оно зачинает и позиционирует современные реальные науки философии, которые актуализируются в современной диалектической философии и выражаются во Второй Энциклопедии философских наук.
* Термин «воспроизведение философии Гегеля» был введен в 2002 г.
** Частью феноменологии-духа-продолжения является феноменология капитализма.
*** Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля, в то время как современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии.
Хотя следует все же отметить, что для современного диалектического познания развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, дополняющая исследования бытия Изначальностью и миросозданием, а развитие философии Гегеля – Новейшая философия, дополняющая содержания Энциклопедии и областей познания (а в научном или недиалектическом случае можно говорить лишь о собственном воспроизведении философии Гегеля, так как оно имеет для себя значения).
Дополнение.
Следует добавить, что современное постижение базируется на квадраде диалектической философии:
философия Гегеля –
{Воспроизведение – современная диалектическая философия – Новейшая философия},
которая также верно представляется в привычном троичном виде:
философия Гегеля – воспроизведение философии Гегеля – Новейшая философия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
См. «Диалектическая философия Гегеля», «О системе философии Гегеля»
и «Пролог современной диалектической философии»
[«Философии Гегеля уровни познания», «Философии Гегеля интервал исследований», «Философии Гегеля воспроизведения Постулат»].