Начала неоэкономических исследований на основе феноменологии-духа-продолжения.
- 12.01.17 г.
- 9772225665000 17003


А. Главные. положения.

В современной диалектической философии на основе развития труда Гeгеля «Феноменология духа» – на основе актуализации новодиалектического феноменологии-духа-продолжения – разработан принципиально новый подход к осмыслению и изучению общества, включающий новодиалектический подход к пониманию и исследованию экономики, экономической теории и их развития.

Различение и определение
– экономического,
– экономики,
– экономической теории.


Б. Конечно же, можно вообще говорить о развитии экономики, об экономическом росте, о благоприятном инвестиционном климате и т.п., например, обо всём том, о чём в последние годы говорят многие чиновники и экономисты. Можно даже разнообразные программы предлагать, сулящие экономический рост и т.п.
    Однако возникает вопрос: если все понимают, что необходимо что-то предпринять, чтобы кардинально изменить ситуацию с экономикой – будь то уход от сырьевой модели, или рост экономики,  или новая модель экономики, то почему же нет приемлемой программы действий или хотя бы принципа, не то, чтобы с которым все согласились, но чтобы понятно было нечто качественно новое – то, что позволило бы, главное, достигнуть требуемых результатов? – ибо все имеющиеся предложения в части экономики, базирующиеся на устаревших нормах и постулатах существующей экономической теории, ни к чему, как показала практика, не ведут. Или так лучше сказать: всё известное в части существующей экономической науки в достаточной мере уже устарело и не эффективно, и именно это в современных условиях не позволяет достичь хотя бы сколь-нибудь значимых практических результатов в экономике, особенно в некоторых странах (с учетом определенной оговорки, конечно же: речь в данном случае идет не об имеющихся в экономической науке отдельных новых теоретических положениях и не о решениях отдельных задач, более того, экономическая наука даже рассматривает некоторые новые теоретические положения и реальные феномены, например, объединенные общеизвестным термином «новая экономика»). Практика подтверждает эти утверждения всё снова и снова: например российским экономистам по поводу развития российской экономики даже к теоретическому консенсусу придти не удается, о чём свидетельствует множество разнообразных программ (правда, тут имеется еще ряд проблем, но это уже предметы отдельных статей и исследований).
   Но суть ситуации в следующем: существующая экономическая теория настолько уже устарела и изжила себя (опять же, с учетом указанной выше оговорки), что не может предоставить в современных условиях не только ничего принципиально нового, но и даже просто чего-либо хотя бы временно актуального нового, и это утверждение полностью подтверждается практикой последних десятилетий. Более того, можно сказать и о том, что существующая экономическая теория имеет фундаментальные изъяны и многие ошибки (см., напр., «Состояние российской экономической науки»).

Существующая экономическая теория уже практически изжила себя, в силу чего не может предложить решение насущных проблем и иметь своё развитие из себя.

В смысле современной диалектической философии для решения современных насущных задач, не решаемых на основе старой теории, нужно создать нечто новое – новое, которое нельзя взять из устаревшей теории или развить на её основе; но его нужно определить из неё, хотя опять же его нужно формировать на новых принципах и на основе нового подхода, которые также надо создавать (Тут имеется важное для диалектики противоречие, которое, по словам Гегеля, есть корень всякого движения и жизненности, в т.ч. развития экономической теории).
    Поэтому в современной политической экономии был выдвинут тезис о том, что для устранения проблем современной экономики, решения её современных задач и определения путей её развития и развития общества вообще (что, как показала практика последних десятилетий, невозможно на основе существующей экономической теории и вообще общественно-научных воззрений) необходимы новые актуальные подходы и осмысления, осуществляемые на основе как современного мышления, а не мышления прошлого тысячелетия, так и принципиально новых теоретических принципов, подходов и положений, и нужно создать нечто новое – новое, которое нельзя взять из устаревшей теории или развить на её основе.
    В целях создания актуальных инструментов познания и решения указанных и других задач мы актуализировали на основе развития труда Гeгеля «Феноменология духа» – на основе актуализации новодиалектического феноменологии-духа-продолжения – принципиально новый подход к осмыслению и изучению общества, включающий новодиалектический подход к пониманию и исследованию экономики, экономической теории и их развития.

Но тут не всё так просто, как казалось бы: вот возьмем, да и все вместе определим и применим новые теоретические положения! Во-первых, теория современной политической экономии имеет не только диалектические основания, чуждые для материалистичных наук, но и принципиально новые, качественно новые посылки, фундаментальные положения, основы и т.д., которых нет в существующей экономической теории, которые к тому же в науках еще надо осознать, которым надо обучиться, без чего использовать теорию современной политической экономии нельзя. Иными словами, новодиалектическая экономическая область познания, в т.ч. современная политическая экономия, весьма проблематична для материалистичных наук, ибо базируется на диалектике. Однако, во-вторых, диалектика еще в СССР была серьезно искажена, собственно, поэтому и казалась ошибочной, а теперь вообще понимается как-то отвлеченно, и так и сяк: и как диалог, и как метод, и как учение и т.д. Но не диалектика была ошибочной, а советские представления о ней, начиная с «законов» диалектики, которые огласил Ф.Энгельс, для весомости прикрывшись ссылкой на якобы соответствующие законы Гегеля. Но у Гегеля таких «законов» нет (тут достаточно вспомнить хотя бы понятие закона по Гегелю), и, главное, никто еще не привел соответствующих ссылок на труды Гегеля, однако многие все еще удосуживаются верить Энгельсу, что, конечно же, не научно: «законы философии» или «законы диалектики» - их нет. Хотя дело даже не в том, что многие будут всё еще верить в слова Энгельса. Дело в том, что мало кто знает философию Гегеля, чему свидетельствует фантастическое количество противоречащих друг другу мнений о ней и даже её искажений, например, как писал Т.Рокмор, «часто встречающееся неверное прочтение Гегеля».
    Поэтому разговор по существу обозначенной темы целесообразно начать с обозначения некоторых базовых положений, которые могут дать общую картину подхода, обосновываемого в авторской современной политической экономии, и получаемых на его основе результатов.

В современной политической экономии одной из основ решения задач развития экономической теории (по крайней мере, современной политической экономии) и осмысления вообще общественной практики является развитие труда Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа»: в рамках новодиалектического феноменологии-духа-продолжения осмысливается принципиально новый подход к пониманию экономического, позволяющий получить совершенно новое, диалектическое понимание экономики, причем не столько в смысле внешнего определения соответствующего окружающего нас этого феномена, изучаемого экономической наукой, или точнее – который должен ею изучаться, сколько в смысле существа экономики, в т.ч. в смысле её трансцендентного и духовного, см. «Феноменологии-духа продолжение и экономическое». (Следует подчеркнуть то, что речь идет именно о новом подходе к пониманию экономики, базирующемся на феноменологии-духа-продолжении, а уже далее речь идет о новом определении экономики.)
    В смысле диалектического феноменального понятия экономики (или качественно нового, диалектического понимания экономики), формирования новой экономической теории и открывающихся возможностей решения насущных задач определен ряд положений, составляющих, с одной стороны, содержание современной политической экономии и, с другой стороны, неоэкономический предмет. Эти положения сведены нами в группы, из которых целесообразно указать следующие:
а) гносеологические положения,
б) эволюционные положения,
в) категориальные положения,
г) предметные положения,
д) прикладные положения,
е) положения социально-экономического развития,
ж) положения сферы гуманитарных и общечеловеческих ценностей,
(см. «Современной политической экономии новые положения»).
    В смысле указанных положений понимается неоэкономическое как нечто реальное принципиально новое: и как происходящее в современной экономике и как уже хотя бы обозначившееся как назревшее, актуальное, появляющееся – такое нечто реально новое, которое еще не видно для существующей экономической теории и поэтому не понятно ей. Но непонятное экономической науке не является тем, что не понятно и не практично для исследований на основе диалектического подхода. Лишь только-только обозначившееся экономическое новое или даже еще несуществующее экономическое новое уже может быть понято и даже использовано на основе познания и подходов вне существующей устаревающей экономической теории: его как «начинающегося еще нет, оно лишь направляется к бытию» (Гегель), но для диалектики этого вполне достаточно для познания его и даже для практического использования знания об этом проявляющемся новом или хотя бы о некоторых его трансцендентальных аспектах.
    А в силу определения качественно нового экономического и, следовательно, различия экономического в современной политической экономии актуально (диалектическое) различение экономики; при этом различения экономического и экономик – принципиально важное различение, положение, осмысленное только в современной политической экономии, позволяющее различить экономическую теорию, в т.ч. выделить неоэкономическую теорию и кардинально развить экономическую теорию и обусловливающее новые перспективные направления исследований; см. п. «Экономика: различения и теории» и «Экономическая, новая экономическая и неоэкономическая теории».
    В смысле указанных выше положений неоэкономическое понимается и как нечто теоретическое принципиально новое для существующей экономической теории в смысле качественно нового подхода к пониманию вообще экономики, в смысле ее принципиально иного понимания, причем не с позиций созерцания реальной экономики, а за счет осмысления её сущности (что в настоящее время может быть осуществлено, пожалуй, только на основе феноменологии-духа-продолжения, ибо других посылок и начал попросту нет).
    Кроме того, следует сказать и о том, что в современной политической экономии различено неоэкономическое (см. «Неоэкономическое: понимания»).

В завершении статьи следует отметить, что новодиалектический подход к пониманию и исследованию экономики, экономической теории и их развития, полученный на основе феноменологии-духа-продолжения,
    Во-первых, он позволяет перейти к принципиально новому пониманию экономики, к её принципиально новому, качественно новому изучению и, следовательно, к принципиально новому использованию знаний, в т.ч. для достижения принципиально новых целей будущего развития общества.
    Во-вторых, в современной политической экономии достигается диалектическая целостность экономического предмета и его познания, что в принципе невозможно в материалистичных науках вообще и в экономической науке в частности, в силу чего она все больше и больше отстает от ускоряющегося прогресса экономики и искажает её.
    В-третьих, новодиалектический подход к пониманию и исследованию экономики, экономической теории и их развития, полученный на основе феноменологии-духа-продолжения, позволяет снять конечность представлений об экономике, имеющуюся в экономической науке в целом как совокупность хаотически наращиваемых, порой ошибочно и бессмысленно, представлений и их объяснений (теорий); – а это означает отказ от парадигмы устаревающей экономической науки, который в общем-то уже давно должен был состояться (только вот не было альтернативы)...


Продолжение: «Основы новых экономических исследований».


См. «Общие положения» и «Диалектика и экономика»
[«Неоэкономическое: понимания», «Экономическая, новая экономическая и неоэкономическая теории», «Современной политической экономии новые положения».]