Феноменологии-духа-продолжение и экономическое.
- 15.01.17 г.
- 9772225665000 17002
В современной политической экономии был выдвинут тезис о том, что для устранения проблем современной экономики, решения её современных задач и определения путей её развития и развития общества в целом, что, как показала практика последних десятилетий, невозможно на основе существующей экономической теории и вообще общественно-научных воззрений, необходимы новые актуальные подходы и осмысления, осуществляемые на основе как современного мышления, а не мышления прошлого тысячелетия, так и принципиально новых теоретических принципов, подходов и положений, и нужно создать нечто новое – новое, которое нельзя взять из устаревшей теории или развить на её основе.
Для реализации указанного тезиса мы предложили на основе развития труда Гeгеля «Феноменология духа» принципиально новый подход к пониманию и изучению как современного экономического, так и вопросов экономической теории и ее развития.
Но разговор по существу обозначенной темы целесообразно начать с обозначения всем понятных моментов, которые могут дать хотя бы общую картину подхода, обосновываемого в современной политической экономии, и получаемых на его основе результатов...
Почти все базовые политэкономические положения были указаны Гегелем в его трудах (в первую очередь, это – «Феноменология духа» и «Философия права»): абстрактный труд, стоимость, суть капитализма, основные законы капитализма, его негативность и др. (в общем всё то, что в СССР часто ставилось в заслугу К.Марксу). Об этом многие писали, например, Т.Рокмор так написал: «Гегель жил и творил после Промышленной революции и прекрасно знал о ней. В “Философии права” он намечает в общих чертах историческую концепцию современного индустриального общества, включая его экономические основания в знаменитой “Системе потребностей”». Очень важно и то, что Гегель первым диалектически обосновал природную негативность капитализма: изображению соответствующего общества, основанного на своекорыстной деятельности, в котором труд создает мир как отчужденную от человека и властвующую над ним реальность и в котором «…вообще нет места ни для возвеличения, ни для жалобы, ни для раскаяния» (курсив Гегеля. – ПРИМ.), посвящен п. «Духовное животное царство и обман или сама суть дела» труда «Феноменология духа». Да и сам Маркс писал, что новое в его собственных исследованиях «состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». А всё остальное, указанное и использованное в его трудах (за исключением, по словам Ф.Энгельса, материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости), было известно и до Маркса (о чём, пусть и вскользь, но все же упоминалось даже во вводных статьях к изданным в СССР томам собраний сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса)! – кстати, большей частью из трудов именно Гегеля.
Иными словами, гегелевская феноменология духа (труд Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа») является важной для познания и общества в целом и экономики в частности.
Именно поэтому в современной политической экономии гегелевская феноменология духа была пролонгирована, и затем на базе её развития – феноменологии-духа-продолжения – был осмыслен и создан подход для исследования общества и в частности экономического. Хотя, с другой стороны, именно с актуализации феноменологии-духа-продолжения в современной диалектике и началось развитие ряда важнейших новодиалектических исследований, в т.ч. современных экономических. И тут нет ничего удивительного, ибо как феноменология духа была, по словам К.Маркса, истоком и тайной гегелевской философии, так и феноменологии-духа-продолжение является одной из основ современной диалектической философии и исследований на ее базе, в т.ч. и современной политической экономии. (Однако следует заметить следующее: феноменологии-духа-продолжение связано не столько с изучением экономики и даже развития цивилизации, сколько с пониманием духа, в том числе смыслов общества и жизни человека и их предназначений.)
Указанный подход, с другой стороны, имеет политэкономическое основание. Как уже было указано на сайте, экономическое учение К.Маркса следует понимать не только в его общеизвестной, имеющей место плоскости, но и в смысле его отрицания, что позволяет произвести отрицание его содержания, в первую очередь «Капитала». Отрицание – не значит опровержение! Нет, этот труд в его имеющейся форме архи важен и актуален до сих пор, о чем, кстати, пишут многие американские экономисты. Но возможно и актуально такое отрицание, которое определяет рассмотрение капитализма не в смысле империализма и/или перехода к социализму, а в смысле именно качественно нового развития капитализма как такового. Это тоже отрицание капитализма, но не такое как у Маркса или Гегеля, и речь в современной политической экономии поэтому идет о принципиально ином политэкономическом подходе к анализу капитализма, позволяющем говорить даже о возможности новой политэкономической теории и, следовательно, экономической теории.
При этом, так как всё же говорится о диалектическом развитии экономического учения К.Маркса, то в рамках таких рассуждений необходимо говорить, по крайней мере, не о вечности капитализма как такового, а о его трансформации, в данном случае – о его развитии. Таким образом, существенно противоречие (противоречие, по словам Гегеля, есть корень всякого движения и жизненности, в т.ч. развития экономической теории): говорится о развитии капитализма на основе учения К.Маркса, отрицающего сам капитализм. Но на фоне обозначенного диалектического отрицания экономического учения К.Маркса указанное противоречие решается следующим образом: диалектическое отрицание действительно, т.е. действительно и для экономического учения К.Маркса, что определяет его рассмотрение и развитие не только в социалистической, но и в капиталистической плоскости. А это определяет а) переосмысление широко обсуждаемых в настоящее время вопросов развития общества, капитализма, экономики, что актуально как раз в смысле исследований современной политической экономии, и б) формирование нового подхода к анализу экономики, что является предметом настоящей статьи.
(Основы, суть и базовые положения новодиалектического подхода к исследованию экономического на базе феноменологии-духа-продолжения даны в Текстовом блоке № 19, см. Текстовые блоки).
Одним из достоинств новодиалектического подхода к исследованию экономического на базе феноменологии-духа-продолжения является то, что получен именно принципиально новый, качественно новый поход к осмыслению и изучению экономики, отсутствующий в общеизвестной материалистичной экономической теории, наверное, невозможный в ней. При этом обособляется новая экономическая теория, которая в настоящее время нами понимается как часть современной политической экономии, включающая предметные и специализированные теории, например такие, как теория иного капиталистического развития, критика экономической науки (новодиалектический аналог марксовой критики политической экономии, но в методологическом ракурсе) и др.* Однако новая экономическая теория понимается не только как одна из теорий современной политической экономии, но и как методологическая разработка, предлагающая принципиально новые формы организации научно-исследовательской работы.
Другим из достоинств подхода является то, что он дает понимание качественно нового экономического, которое не берется как элемент из существующей устаревающей экономической теории: в диалектике оно выводится из развития общества, производственных отношений, понятий труда, стоимости и др. (вот почему за основу взяты содержания феноменологии духа и феноменологии-духа-продолжения).
Более того, понимание качественно нового экономического имеет свое отражение и в новом понимании стратегического развития и общества в целом и экономики в частности, т.е. в понимании нового общественно-экономического устройства, что само является новым положением. К примеру, о прогрессивном варианте общественно-экономического устройства, прорабатываемом в современной политической экономии, уже говорилось на сайте. Это – новая общественно-экономическая формация: индустриальное социальное общество. Раскрытие этой, новой общественно-экономической формации в современной политической экономии происходит одновременно как раз с развитием соответствующей теории, много лет назад названной нами теорией иного капиталистического развития.
Однако отдельно следует сказать и о том, что феноменологии-духа-продолжение сложно для материалистичных наук по многим причинам (см. «Феноменологии-духа-продолжения сложности»), исследованию которых в современной диалектической философии уделено большое внимание, так как через них раскрываются не только важные гносеологические положения, но и некоторые другие положения, актуальные как в ряде сфер познания и практики, так и в смысле некоторых прикладных аспектов, в первую очередь, в вопросах конкуренции реальных систем познания.
Новодиалектический подход к исследованию экономического, полученный на основе феноменологии-духа-продолжения, или инициируемый им, позволяет на базе известных фундаментальных политэкономических положений, в т.ч. указанных Гегелем, осмыслить
а) многие гносеологические положения, в т.ч. новодиалектическое гносеологическое направление исследования вопросов экономики и социально-экономических процессов, выстроенное на соответствующих предметных позициях феноменологии-духа-продолжения,
б) ряд эволюционных положений, в т.ч. положения феноменологии капитализма,
в) некоторые фундаментальные категориальные положения, в первую очередь развитое понимание стоимости, которое следует из критики марксова понимания стоимости и позволяет не только изучить жесткую буржуазную критику в адрес марксизма, когда приводились конкретные эмпирические факты, опровергающие его некоторые базовые теоретические экономические положения и выводы, но и использовать её, а также сформировать современные актуальные представления о базовых экономических положениях, например таких, как меновая стоимость и др.,
г) важные предметные положения, в т.ч. новое – сущностное – понимание экономики (это не существующее внешнее представление о ней), или новый подход к ее рассмотрению, и следующее из этого новое (актуальное) определение экономики (пока см. «О диалектическом понимании экономики»),
д) насущные положения сферы гуманитарных и общечеловеческих ценностей, в т.ч. применение познания экономического, новоэкономического и неоэкономического для совершенствования и развития человека, духа человека (с учетом положений духовного феноменологического ряда, выявленного в ходе постижения диалектики феноменологии духа и феноменологии-духа-продолжения),
и другие.
Но самое важное то, что новодиалектический подход к исследованию экономического, полученный на основе феноменологии-духа-продолжения, позволяет перейти к принципиально новому пониманию экономики и, следовательно, к её принципиально новому, качественно новому изучению (о чем будет сказано в следующей статье).
* Вообще различение экономической теории, новой экономической теории и неоэкономической теории – это отдельный объемный диалектический вопрос, рассмотрение которого выходит за рамки настоящей статьи. Однако в ней для этого вопроса вполне достаточными являются рассматриваемые положения, в т.ч. составляющие содержание современной политической экономии.
Продолжения: «И: начала неоэкономических исследований» и «Исток и тайна НЭТ».
См. «Исключительность познания СДФ» и «Всеобщая гносеология».