Кибер интеллект: диалектико-компьютинговые основы.
- 12.04.20 г.
- 9772225665000    20016


В Современной диалектической философии возникла необходимость алгоритмизации и компьютеризации познания для того, чтобы разнообразить и интенсифицировать современное диалектическое познание вплоть до исследования возможностей создания компьютеризированного («искусственного») предметного познания, ибо человеческий мозг зачастую не в состоянии справиться с большими объемами информации, но что еще хуже – он в силу этого попросту не успевает фиксировать значительную часть обрабатываемых и результирующих данных, знаний и выводов, причем даже варианты рассуждений, а то и идеи, порой теряются (забываются, перекрываются возникающими новыми мыслями и т. п.). Поэтому необходимо было решить ряд задач, в первую очередь следующих.
    Во-первых, поскольку гносеологический аппарат современной диалектики, благодаря изысканиям и достижениям предыдущих этапов ее развития, достаточно развит, то необходимо было не столько даже разнообразить и развить современное диалектическое познание, сколько его интенсифицировать, в первую очередь в процедурном (алгоритмическом) смысле, да и некоторым образом расширить его формально-логический инструментарий.
    Во-вторых, были нужны новые инструменты для экстенсивного (можно сказать, широкомасштабного, индустриального) получения (вычисления, создания) знаний, что не может быть реализовано индивидуальным человеческим мышлением в надлежащем объеме во многих случаях хотя бы по причине колоссального объема информации, требующего обработки.
    В-третьих, потребовались инструменты для обработки изучаемых, промежуточных и вспомогательных данных и знаний (при этом следует отметить то, что данные и знания в диалектике различены), причем в смысле не столько ускорения операций с данными, сколько возможности отслеживания, зачастую в реальном времени, окружающей объективной реальности и новых появляющихся данных, в основном в Интернете, ибо, как определил Гегель, не познается ничего, чего нет в опыте.
    Вопросы интенсификации и развития процессов обработки информации рассматриваются в Современной диалектической философии в основном на базе
 а) переосмысления логики вообще,
 б) изучения достижений программирования и их соответствующих применений в частности.
    При этом наиболее важным оказалось не столько даже развитие компьютеров, сколько осмысление существующих программных возможностей, в том числе имеющихся в аппаратных реализациях (в основном в тех, которые определяют программируемую часть ядра микропроцессора), касающихся представления и обработки данных и позволяющих свободное по его сути человеческое познание некоторым образом формализовать, смоделировать и привести к алгоритмическому виду, что как раз и стало важным для современного полномасштабного развития диалектического познания, особенно в части компьютеризированного предметного познания, а также для осмысления возможности создания кибер форматов субъективного духа, в первую очередь – кибер познания.
    Отметим, что весьма продуктивными в программировании в обозначенном ракурсе – алгоритмизация, компьютеризация и интенсификация современного диалектического познания – являются представления об архитектуре компьютера, которые достаточно развиты, но для современной диалектики они имеют гораздо более глубокие и важные смыслы, чем те, которые обычно обсуждаются в программировании, причем особенно в плане соответствия с положениями диалектической системы знания и познания, основанной Гегелем. (Напомним, что существуют два основных вида архитектур компьютеров, классифицируемых в смысле разделения памяти: архитектура фон Неймана и Гарвардская архитектура; существуют развития указанных архитектур: например, расширенная Гарвардская архитектура, гибридные реализации и др.)

А. Изложение ряда основных положений исследований кибер форматов субъективного духа, в том числе алгоритмизации познания и создания кибер интеллекта, начнем с того, что И. Кант*, предложил идею о том, что вырабатываемое человеком знание об окружающем мире не является пассивным отражением, а создается в процессе познания, который характеризуется рядом аспектов, в том числе категориями рассудка (они отличны от категорий, понимаемых согласно диалектической философии). Кант в своем труде «Критика чистого разума» определил сочетание, с одной стороны, (чувственного) содержания, т. е. воспринимаемой человеком информации (в программировании – это данные), и, с другой стороны, (субъективной) реализации (в программировании – это приемы, способы и методы обработки информации, а в пределе – компьютерные команды), в котором воспринимаемое обрабатывается и постигается за счет субъективных форм и категорий, т. е. великий философ определил, по сути, принцип, существенный для раскрытия... Гарвардской архитектуры компьютера. И хотя, как мы полагаем, сделанное утверждение довольно неожиданно и удивительно для наук (в современной диалектике оно уже давно рабочее), которые попросту его не рассматривали в обозначенном ракурсе, следует обратить внимание не на его внезапное появление для них и даже не на его реализации в процессе познания, которые в современной диалектике, кстати, понимаются более широко, чем Кантовские (и тем более современные объективно-научные и программные), а на существо действий, обозначенное великим философом в логическом виде, в формальном выражении, и на тождественность в обозначенном ракурсе принципов функционирования таких информационных систем, как человек и компьютер (это особенно важно для понимания реализации компьютеризированного диалектического предметного познания). При этом нужно также добавить, что человек создал компьютер на основе понятных ему принципов логики и обработки информации, т. е. собственного мышления, что усиливает значение обозначенного принципа и далее тождественности функционирования рассудка и компьютера, имеющего Гарвардскую архитектуру (здесь: в смысле сочетания элементов информации и возможностей их обработки). Можно сказать и так: для наук очевидны когнитивная деятельность человека, ее логическая формализация и ее некоторые реализации, применимые и реально используемые в программировании. Именно это сейчас и акцентируется, чего оказывается вполне достаточным для настоящей статьи (хотя в современной диалектике этот вопрос рассматривается более широко, причем используется ряд фундаментальных положений логики, обозначенных Гегелем, но почему-то игнорируемых науками).
    Иными словами, существенным для настоящей статьи является указанное широко известное Кантовское открытие, касающееся содержания чувственного восприятия и качественного различения его элементов (в программировании – это данные) и форм их обработки (в программировании – это компьютерные команды), их разделения и сочетания, что в вырожденном виде как раз и обозначает различение компьютерных переменных и команд, вплоть до физического их разделения (в смысле программирования – это их разные хранилища), что также ведет и к логичному (например, в смысле скорости обработки информации) физическому разделению компьютерных каналов команд и данных, т. е. прямиком к Гарвардской архитектуре компьютера (а также к исследованию форматов ментальных функций человека).
    При этом в смысле сочетания определений (здесь и далее: определения, типы данных, переменные и данные), регламентов их обработки (операций) и т. д. важно известное Кантовское трансцендентальное единство апперцепции, которое в принципе не рассмотрено в обыкновенном программировании**, да и не могло быть рассмотрено по причине несовершенства объективно-научных (материалистичных) инструментов познания. Но именно это единство важно в смысле сочетаемости данных – входных данных, априорных данных (например, констант) и результатов вычисления, а в фундаментальном смысле – для формального (алгоритмического) применения элементов рассмотренных Кантом логических и реальных суждений, т. е. фактически как для раскрытия (определения) программы (здесь и далее: программа диалектических исследований (познания), компьютерная программа согласно диалектике и компьютерная программа в смысле обыкновенного программирования) в логическом плане, так и для обоснования… ее работы, которое неизбежно необходимо (соответствующие исследования в диалектическом программировании уже осуществляются***), но почему-то не рассматривается в принципе в обыкновенном программировании и заменяется уверенностью в правильном составлении алгоритма программистами…
    Также актуальна обозначенная Кантом продуктивная сила воображения, вступающая средним термином между содержанием чувственного восприятия и формами обработки его элементов и включающая понимание создания не свойственных объективно-научному познанию определений, важных для (форматов) творчества (которые были бы крайне необходимы и для создания «искусственного интеллекта»…). Воображение и его сила (источник движения)! – но эти Кантовские положения игнорируются обыкновенным программированием...
    Отдельным образом необходимо отметить и обозначенные Кантом суждения, которые фактически являются одной из основ логики обработки информации вообще и в смысле разделения переменных и регламентов их сочетания в частности. Особенно необходимо отметить априорные синтетические суждения, которые согласно Канту содержат всеобщее и необходимое знание (в диалектике оно понимается в смысле философий Платона и Гегеля), то есть такое, которое в общем случае невозможно получить объективно-научным путем (это важно для понимания возможностей создания новых определений и операций в ходе исполнения программы), и которое в частности актуально для осмысления рассматриваемых в диалектическом программировании логических функционалов, в том числе порождающих логических функционалов (творческих). И вообще роль суждений для познания вообще и для его алгоритмизации в частности очевидна, поэтому им в Современной диалектической философии уделяется колоссальное внимание, но при этом не понятно, почему в науках они практически проигнорированы вплоть до отсутствия их однозначного корректного определения (см. «Проблемы определения интеллекта в науках»). Действительно, в науках суждения… корректно не определены, не говоря уже о ничтожности ряда логических законов, раскритикованных Гегелем в его труде «Наука логики», и об искажениях обыкновенной логики (см. «ЛОГИКА обыкновенная »), содержание которой великий философ вообще удостоил презрения.
    А в некоторых странах процветают даже стереотипы несуществующих «законов» диалектики, о ложности и негативности которых мы уже не раз говорили (см., напр.: ««Законы философии» или «законы диалектики»: их нет»), которые выдумал Энгельс (а из-за невозможности их доказательства указал, что они якобы развиты Гегелем, однако ни Энгельс, ни кто-либо другой соответствующих ссылок на труды Гегеля так и не привел...). Так что для обыкновенного программирования раскрытие темы суждений в частности и вообще решение проблем, связанных с противоречиями и созданием новых форматов данных и операций, весьма проблематичны, не говоря уже о реализации априорных синтетических суждений (кстати, напрямую связанных с возможностями реализации в программе положений, не имеющихся в ее алгоритме, что безусловно необходимо для порождающих логических функционалов, в определенном смысле представляющих собою основу для вожделенных творческих способностей компьютеров и для «искусственного интеллекта»)...
    Сочетание определений как (существа) содержания предмета исследования в ходе (в методе) познания, характеризующееся единством познания (метода) с содержанием предмета исследования (в вырожденном виде – это сочетание переменных и компьютерных команд в программировании) – это отдельный и очень важный вопрос, но он в философии Канта не был раскрыт, а был лишь разъяснен на примере ряда статичных схем, т. е. в ограниченном объеме. Главное, как показал Гегель, Кантовское определение и применение категорий и схем, являются рассудочными, они не могут отказаться от внешнего, не являются порождением разума, понимаемого в смысле диалектики****, не могут отражать сущность вещей, т.е. применяться для познания сути вещей, или остаются так называемые вещи в себе, хорошо известные из философии Канта и в общем-то тотально присущие объективно-научному познанию.

Б. Но сочетание определений в движении и в ходе познания – порождение и сочетания определений и их движение в ходе познания – были раскрыты в философии Гегеля: в частности, как показал великий философ в своем труде «Наука логики», речь идет о едином (совместном) «использовании» мышлением (своих) определений (данных) и себя в качестве возможности (приемов, методов) их обработки (в пределе – компьютерных команд), что для программирования вырождается… в принцип архитектуры фон Неймана, причем, что самое важное, в контексте логики по Гегелю (основы которой изложены в его труде «Наука логики», в свою очередь который в Современной диалектической философии был развит: неодиалектический проект «Наука логики – 2»), которая стала основанием для отождествления ряда положений рассуждений о мышлении и о компьютинге, а затем – основой для развития диалектического программирования и диалектического познания и для осмысления алгоритмизации и компьютеризации образов субъективного духа, понимаемых в смысле диалектического учения о субъективном духе, основанном Гегелем и развитом в Современной диалектической философии.
    В смысле развития Кантовских определений в философии Гегеля и переосмысления этого процесса уже на основе современных диалектических представлений обусловливается изучение сочетания ряда принципов и положений исследований этих двух великих философов, касающихся
 а) форматов определений (в программировании – это типы данных), включая определение новых форматов данных,
 б) операций с определениями (в программировании – это операции с данными), включая определение новых операций,
 в) форматов представления и обработки разнообразных сочетаний данных и операций с ними (в программировании – это классы (пользовательские типы) и подпрограммы),
 г) архитектур рассуждений – комплексов (архитектур) данных и операций с ними, включая определение новых методов и их организацию (в программировании аналогов нет).
    Соответствующие исследования актуальны не только в гносеологическом смысле (в целях изучения фундаментальных диалектических вопросов, касающихся формы, переходов, определений и т. д., выявляющихся на базе развития Кантовских представлений в философии Гегеля), но и в формальном смысле, в алгоритмически-архитектурном смысле, т. е. для образования алгоритмических положений, конструктивов рассуждений и систем (архитектур) исследований в современной диалектике, что особенно важно для предмета настоящей статьи.
    При этом, как следует из сказанного выше, ряд вопросов развития современного диалектического познания в плане его формализации, алгоритмизации и компьютеризации
– имеет отражение и в программных типах, и в форматах и составлениях данных, и в операциях с ними, и в архитектуре компьютеров (которая соответственна программным аспектам, форматам данных, сочетанию и организации рабочих процессов, логике),
– оказывается концептуально тождественным как положениям и аспектам программирования, например, тем же форматам данных, сочетанию данных, организации рабочих процессов и т. п., так и аппаратным реализациям (например, архитектуре компьютеров).
    Обозначенные позиции (и другие) в принципе не рассматривались в обыкновенном программировании, а в современной диалектике было включено в состав основ для изучения и программирования и процессов компьютеризации познания.
    Но для современной диалектики, как уже понятно из изложения, более важны не вопросы организации процессов программирования, в том числе создания надлежащих архитектур компьютеров, и их развития (что может и должно, наверное, было бы быть важным и для обыкновенного программирования), а заложенные в них сущностные алгоритмические положения – фактически аспекты алгоритмизации познания, существенные для определения новой системной возможности познания (и ее компьютеризации), которая концептуально определяется на основе логической системы Гегеля (ее не следует путать с обычно обсуждаемой системой философии Гегеля) путем отождествления элементов ее поля
 а) с форматами организации (архитектур) определений и формами их обработки в сфере программирования (в первую очередь программных платформ и архитектур компьютеров),
 б) с диалектическими логическими построениями Современной диалектической философии.
    Однако в философии Гегеля обозначенная тема раскрыта намного шире: великим философом было обозначено развитие логической идеи, что является основой понимания самого познания и его применения, т. е. намного более широким и сильным положением, чем имеющееся в науках и в обыкновенном программировании понимание составления и проистекания процессов решения задачи, программы и т. д. (на основе именно этого соображения, кстати, в Современной диалектической философии был сделан вывод о необходимости осуществления познания гносеологии, формирования своего рода гносеологии гносеологии, и о создании отдельной предметной области для анализа алгоритмизации познания и программирования – диалектического программирования).
    В смысле развития логической идеи актуальны следующие важные положения:
 а) составление определений в структуры и системы (в программировании – это системы данных),
 б) сочетания определений, их комбинаций и операций, производимых с ними (в программировании – это совокупности компьютерных команд, методы), но фактически речь также идет и о новых процедурах и методах познания, которые в частности трансформируются в вопросы алгоритмизации познания,
 в) всевозможные образуемые многообразия (например, системы), которые в силу логического характера построения имеют важные для диалектики аспекты, в том числе алгоритмические, структурные и функциональные (в программировании – это метод, алгоритм, программа, операционная система, архитектура компьютера и проч.).
    Отметим, что изучение на диалектической основе обозначенных выше положений приводит к пониманию нового предметного поля, осмысляемого в рамках сформированной в Современной диалектической философии, новой диалектической области познания – алгебры познания (о ней будет сказано в одной из следующих статей).

В. В целом же осмысление на базе трудов Канта и Гегеля и их современных диалектических развитий как определений, операций с ними и их форматов и конструкций, так и программирования и архитектур компьютеров приводит не только к верификации и структуризации определений, операций с ними и формируемых на их основе логических комплексов с последующим развитием представлений в практической плоскости, в том числе касающихся новых компьютинговых форматов и алгоритмических форм познания, характеризующихся рефлективными особенностями, но и к созданию качественно новых возможностей обработки информации (данных), форматов познания и даже областей познания.
    В частности на базе отождествления на диалектических основах соответствующих аспектов философии Канта и Гегеля, переосмысленных с учетом современных диалектических представлений, актуально исследование возможности принципиально новой компьютерной архитектуры, качественно отличной от всех известных, и проведение изысканий в смысле новых компьютерных архитектур, причем понимаемых уже не в относительно узком их общеизвестном программистском определении; – и это для Современной диалектической философии особенно важно в смысле развития определений кибер форматов субъективного духа.

Г. Обобщая изложенное, можно сказать, что в Современной диалектической философии Кантовское подведение образов под категории в мышлении и т. п., развитое в философии Гегеля и теперь на основе современных диалектических представлений, было осмыслено как новый специфический формат познания, и на его основе осуществляется выявление пролонгирующих возможностей развития и интенсификации познания.
    Логика организации обработки данных, указанная в трудах великих философов, определяет архитектуру обработки данных, в первую очередь топологию архитектур рассуждений (программные типы, типы операций, логические блоки, функциональные форматы, например, субъективного духа…), которая обладает для наук новым гносеологическим основанием и может реализовываться в новых программных решениях (типы, операции, форматы, в т.ч. кибер интеллект) и технических решениях (архитектура компьютера, файловая система, операционная система и программная платформа), вплоть до осмысления новой архитектуры компьютера.
    При этом обозначенные позиции создания, применения и развития данных, операций и их конструкций понимаются в Современной диалектической философии в том числе и как те или иные сочетания частных логических построений и конфигураций в конкретных случаях, для получения которых логика может рефлектироваться (стать рефлектированной в себя самостоятельностью) в особые (предметные, функциональные…) комплексы и положения, что ведет к пониманию систем определений и инструментов, в свою очередь которые могут пониматься не только как структуры данных, операций и некоторых логических построений и конфигураций и как отдельные логики, логические конфигурации, модули.
    И подводя итог настоящей статье, можно акцентировать следующие диалектико-компьютинговые основы создания кибер форматов субъективного духа, в том числе кибер интеллекта:
– философское наследие Канта и Гегеля,
– диалектические категории, развитые в Современной диалектической философии,
– Учение о субъективном духе, развитое в современной диалектике,
– неодиалектические возможности формирования и реализации определений (данных), операций (команд) и логических функционалов, комплексов и модулей,
– новое понимание программы,
– новые диалектические области познания и науки,
– понимание необходимости создания новых программных решений и технических решений.



* В Новое время, как указал Гегель, именно Кант, отвергая обычные представления, «отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам. Он освободил ее от видимости произвола, который согласно обычному представлению присущ ей, и изобразил ее как некоторое необходимое делание разума».
** В Современной диалектической философии различены обыкновенное программирование и диалектическое программирование: первое – существующее традиционное программирование, которое основано на обыкновенной (общеизвестной) логике, второе – это раздел диалектической гносеологии, а в части алгоритмизации и организации вычислительных процессов – альтернатива обыкновенному программированию.
*** Программа в диалектике определяется исходя из положенных определенностей и развертывания ее понятия (через идею), а раскрытие программы в логическом плане и ее обоснование – это другие вопросы, обозначающие ее существо в смысле логики и компьютерного представления.
**** В диалектике рассудок и разум понимаются не так, как в философии Канта и в науках.


[См. «Диалектическое программирование: основы» и «Алгебра познания» и «Диалектическое программирование логические модули»].