Не-идеализм философии Гегеля.
- 10.05.07 г.
Говорить о том, что философия Гегеля есть идеализм, значит, в первую очередь, поставить вопрос о том, что собою представляет идеализм.
Идеализм есть всего лишь относящееся к реальности (той, или иной, или всеобщей), в т.ч. к материи, несовершенное [само]сознание, определившее только единичность.
Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм по факту признания действительного сознания (или только человеческого сознания).
Если, как обычно считалось, идеализм – философское направление, в противоположность материализму рассматривающее сознание, хотя в науках так и до сих пор еще не определенное (!), как первичное по отношению к материи, то, получается, что сознание было до появления человека, т.е. объективно и вне человеческого сознания, следовательно, по определению материи материализмом… есть материя, одна из форм материи. И тогда говорить о том, что первично (материя или какое-то ее представление, форма), становится бессмысленным. Если все равно не считать сознание материей или ее формой, тогда необходимо уточнить или изменить определение материи, а это ведет к фундаментальному перевороту в философских науках и к переосознанию естественных наук; но этого не сделано, значит, материя признается, все еще, в ее архаическом определении, и это требуется учитывать…
Если сознание – это дух или идея, то многое, считающееся идеализмом, но не определенное на основе идеи или духа, тогда им не является, и требуется переопределить термин «идеализм». Если же упорно вести вопрос к философии Гегеля, то в ней 1) идея вне человеческого сознания и не зависит от него, т.е. получается «материальной», 2) более того, главное (!), сознание – не идея, а нечто иное. Иными словами, как раз идея (понимание ее) мешает причислить философию Гегеля к идеализму. Если же именно идея и дух означают идеализм, то лучше сказать, что философия Гегеля уникальна, а философиям Канта и др. подыскать еще какое-то обобщающее определение.
Если, как иногда считается, идеализм – полное отрицание материального мира, то такое понимание не относится к философии Гегеля, рассматривающей исторический ход событий и человеческое общество.
Признание Бога есть вера, а не философия.
Поэтому понимание идеализма как философского направления, в противоположность материализму рассматривающего сознание, как первичное по отношению к материи, ни методологически, ни логически некорректно.
Таким образом, говорить о том, что философия Гегеля является идеализмом, значит, поставить вопрос о самом идеализме или о материализме, и многие научные издания и работы окажутся в щекотливом положении. А если не считать философию Гегеля идеализмом, то его понимание обретает известные смыслы, но если не включает солипсизм и верования.
Таким образом, представление об идеализме философии Гегеля возникло в силу некорректного определения идеализма и материализма, а также в силу ее непонимания. А, быть может, в силу преднамеренных или непреднамеренных ее искажений или в силу материалистического противодействия ей, но неудачного.
Более того, используя термин «сознание» нужно знать его определение, а его нет в философских науках, как и понимания (источника) движения сознания. А домыслы Энгельса не являются состоятельными: идея, дух или человеческое сознание – явно не сознание…
Сознание, как показал Гегель [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 4. С. 124-127], когда единичность была установлена, как негативное его самого, [самосознание]
1. «удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность* есть не что иное, как оно… оно, следовательно, относится к ней как идеализм»;
2. «Когда оно постигает себя таким образом, ему кажется, что мир лишь теперь возник для него; до этого оно не понимает мира, оно вожделеет и обрабатывает его, уходит из него во внутрь себя и искореняет его для себя и себя само в качестве сознания – и в качестве сознания мира как сущности, и в качестве сознания его ничтожности… оно открывает мир как свой новый действительный мир… устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием… Разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность; так идеализм провозглашает свое понятие…»;
3. но идеализм «провозглашает непосредственную достоверность… идеализм провозглашает простое единство самосознания всей реальностью и непосредственно выдает это единство за сущность, не достигая понятия этого единства».
Итак, согласно диалектической философии, идеализм есть всего лишь относящееся к реальности (той, или иной, или всеобщей) несовершенное [само]сознание, определившее только единичность. Иными словами, идеализм есть представления (исследования), еще только пытающиеся уйти от непосредственной достоверности, бытующие поэтому в заблуждениях и/или ограничивающиеся «вещью в себе», т.е. идеализм есть все философские учения кроме диалектической философии, взошедшей на ступень абсолютного знания.
Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм, но по факту признания действительного сознания (или только человеческого сознания).
А философию Гегеля ну никак нельзя назвать (ограниченным) идеализмом.
Но мы скажем проще: попытки классификации философии Гегеля не укладываются в известные рамки, более того, идеализм и материализм есть частности по отношению к ней.
А если идеализм понимать в еще одном значении этого термина – как приверженность высоким нравственным идеалам, то в этом смысле философия Гегеля есть таковая. Тут возразить будет нечего.
* действительность не есть материальное.
Дополнение: современная диалектическая философия различает, в первую очередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственное сознание, а также человеческое сознание, сознание чувственной достоверности, восприятие, рассудок, общественное сознание (напр., в силу последнего существенно рассмотрение закономерностей развития общества, в т.ч. законы политической экономии, в частности, марксов всеобщий закон капитализма).