Понимания развития общества: подходы и соответствующие им концепции.
- 30.10.07 г  (Редакции: 30.06.07 г., 30.10.07 г.)


I. [общие положения]

 А. При изучении механизмов развития общества существенны два основных подхода, подчеркивающих противоположные аспекты, основанные на анализе проявлений конфликтов и солидарности. Первый подход основывается на понимании столкновения интересов, второй – на понимании общих ценностей и задач развития (в частности, марксова теория послужила фундаментом развития конфликтных теорий).

 Б. При объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому существенны следующие подходы:
1. формационный (линейно-формационный) подход, который определяет формационную концепцию развития общества;
2. социально-эволюционный подход, который определяет ряд социально-эволюционных концепций:
    а. концепции социального эволюционизма,
        - веберовская концепция капитализма,
    б.  концепция технологического детерминизма, 
        -  концепция эволюционного развития,
    в. концепции (западные теории) общественного развития (общественного выбора) XX в.;
3. цивилизационный подход:
     3.1. плюрально-циклическое понимание развития общества,
     3.2. антиисторицизм
     3.3. цивилизационная концепция развития обществ;
4. диалектический подход, который определяет
    а. диалектическую концепцию развития общества,
    б. Х и Y матриц развития общества концепцию. 

 В. При различных толкованиях смысла экономики обществ (как совокупности технических и интеллектуальных средств определенного уровня развития или как системы производственных отношений определяются различные группы обществ: социально-технические и социально-экономические. Социально-эволюционный и цивилизационный подходы определяют рассмотрение социально-технических обществ, а формационный и диалектический подходы – социально-экономических обществ (см. несколько позже «Общества социально-экономические и социально-технические»).

 Г. В Новейшей философии историческое развитие человеческой цивилизации комплексно изучается в исторической триаде познания: современная политическая экономия – социальная философия Новейшей философии – всеобщая история. (Изучение экономического (производительного) развития общества осуществляется в триаде социальная философия Новейшей философии, экономическая философия Новейшей философии и современная политическая экономия.)


II. [качественные отличия подходов]

Формационное (линейно-стадийное или унитарно-стадийное) понимание развития общества (А. Фергюсон, А. Смит, К. Маркс) подразумевает его постоянную прогрессивную трансформацию от низших к более высшим типам общества, соответствующую закономерностям общественного развития и изменениям производственных отношений  в обществе. Этот подход частично объясняет феномены и развитие общества внутренними противоречиями жизни общества и экономическими процессами, но не объясняет крах социалистического государства и имеет противоречие коммунизма, как последней стадии развития обществ.
    Социально-эволюционное понимание развития общества определяет его как смену социально-экономических систем, главным образом, традиционного общества и современного общества (Вебер, Парсонс и др.) или доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), но скрывает негативы капитализма.
    Цивилизационное понимание является наиболее общим, не подразумевает рассмотрение или занижает роль конкретных социально-экономических процессов. Плюрально-циклическое понимание (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) определяет, что общество развивается и погибает, а на его смену приход новое. Антиисторицизм (К. Поппер, фон Хайек) отрицает развитие общества, как целого, и закономерности развития, а история представляется как просто последовательность событий. 
    Диалектическое (глобально-стадийное) понимание развития обществ (философия Гегеля и Новейшая философия) базируется на понимании производственных отношений, как основы развития общества, но определяет не линейное развитие общества, а перемещение центра всемирно-исторического развития.

Необходимо отметить, что представления о традиционном и современном обществе (концепции социального эволюционизма и веберовская концепция капитализма) или о доиндустриальном, индустриальном и постидустриальном обществах (концепция технологического детерминизма и концепция эволюционного развития) есть буржуазные представления (или капиталистические представления), нацеленные на обоснование капитализма, как высшего типа развития общества, и преимущественности капитализма, иногда его вечности и т.п.
    Их антиподом являются представления исторического материализма о развитии общества, как о последовательной смене общественных формаций (формационная концепция развития общества), до глупости утрированные в советском историческом материализме.
    И те и другие представления и их увещевания опровергнуты ходом истории: капитализм несет бесправность, бедность и нищету большинству населения планеты, относительное благополучие населению наиболее развитых стран (за счет населения других стран), но его бесправность и очевидную бедность перед малым числом богатых людей в этих странах, а представления исторического материализма даже и не предполагали крах социалистической страны.

Наиболее адекватными и соответствующими ходу истории являются представления современной политической экономии, основанные на диалектическом понимании противоречий развития общества, выявившие нелинейность развития общества и не рассматриваемый ранее тип обществ – индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом позиционировании общественных формаций с позиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ.


См.  «Формационная концепция развития общества»,
«Социально-эволюционные концепции развития общества», «Цивилизационная концепция развития обществ»,
«Диалектическая концепция развития общества» и «Х и Y матриц развития общества концепция».