Пространство.

"Не следует путать пространство с наличным пространством"
(понимание пространства - элемент наддействительных знаний - знаний).
Автор Новейшей философии.

Для начала следует отметить то, что обсуждения пространства, равно как и времени, за всю историю человеческой мысли можно свести к рассмотрениям его как формы созерцания, формы материи и отношения вещей, что соответствует основным философским позициям: идеализму (в т.ч. материализму) и диалектической философии.
    Субъективно-идеалистическая позиция характеризуется противоречием существования пространства до появления человека, что приводит ко многим парадоксам (например, антиномиям Канта), материалистическая – противоречием избранности только двух, причем явно определяемых форм материи, т.е. к их бездоказательности на фоне возможности существования других форм.
    Позиция диалектической философии, в своем основании вполне доступно изложенная Гегелем, приводит к признанию сверхчувственного и объективности как таковых, что существенно отличается от представлений современной физики о вселенной.

1.
Имеющиеся представления о пространстве эклектичны, являются интуитивными, зачастую специализированы в том или ином учении; можно сказать, нет единого определения пространства, потому что специализированные представления обусловлены различными потребностями и исходными позициями.
    Обычно пространство понимается интуитивно как геометрическая сущность для некоторой системы, или как некоторая «емкость» для объектов, или как поле (объем) существования объектов, в котором происходят физические процессы и явления. 
    Зачастую пространство ассоциируется с протяженностью.
    В большинстве разделов физики свойства физического пространства не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел, но, по Эйнштейну, пространство есть одно из проявлений единого, хотя методологически так и не определенного, пространства-времени.
    Согласно И. Ньютону, необходимо различать истинное, абсолютное, пустое пространство и относительное пространство; абсолютное пространство не связано с материей и временем и может существовать вне них и независимо от них (согласно Гегелю, пространство соотнесено со временем, более того, существенно их единство). По Ньютону, именно через абсолютное пространство все тела мгновенно взаимодействуют друг с другом (притягиваются).
     По Канту пространство есть априорная внечувственная форма восприятия.
     Согласно диалектическому материализму, пространство – одна из всеобщих форм существования [вообще] материи (вторая – время*), обладающая тремя измерениями (но не доказано, почему именно тремя), в которых координаты тела характеризуют его положение по отношению к другим одновременно с ним существующим телам. Пространство считается существующим объективно и реально. Но таковое определение субъективно в связи с применением умозрительных понятий «измерение» и «координаты», поэтому выступает в метафизическом виде, но может использоваться в частном случае при макрорассмотрении объектов.

Cледует отметить, что пространство, включающее материальные объекты, нельзя считать ни идеализированным (так как оно включает материальные объекты), ни пустым (напр., в комнате имеется воздух, в открытом космосе – излучения и поля), т.е. пространство не является пустой «емкостью».


2.

В Новейшей философии имеется не интуитивное и относительное, а реальное представление о пространстве; для физики предлагается определение наличного пространства.
    В Новейшей философии для обозначения того, что интуитивно определяется термином «пространство», введено определение «среда», которая в исследованиях Ньютона или Гегеля в некоторых случаях называлась относительным пространством.

Пространство – форма вне-себя-бытия, в которой, как положительное, оно выступает для бытия; пространство объективно.

А. Одной из многих величайших заслуг Гегеля является нахождение «точки отсчета» (см. Дополнение ниже) для определения пространства (времени и материи) – вне-себя-бытие (через наличное бытие и бытие пространство, время и материя не определимы, можно сказать, однозначно не выделяются).
    Согласно Гегелю, вне-себя-бытие распадается на две формы, и когда оно выступает как положительное, то оно выступает как пространство. Тем самым, пространство есть не бытия категория, оно безкачественно, и эти обе характеристики очень принципиальны и важны. Собственно они объясняют однобокие подходы субъективного идеализма и материализма, характеризующие пространство только как созерцательную форму или форму материи, хотя сама форма («форменность») для пространства или ее принадлежность ему уже оказывается снятой в отношении к бытию (вообще материи).
    Поэтому пространство 1) выступает как непосредственное, но только количественное, 2) представляет собою противоречие, которое раскрывается в том, что пространство обладает отрицанием, распадающимся на равнодушные друг к другу существования, т.е. таким отрицанием, которое есть отрицание в некотором другом; поэтому пространство может пониматься как порядок.
    Пространство есть абстрактная, соотносящаяся с собою положительность.
    Пространство – положительное единство вне-себя-бытия или лишенное различия вне-себя-бытие, как положительное.
    Пространство в силу отсутствия в нем самом различия есть возможность (а не положенность чего-либо) и, можно сказать, в силу отрицания, есть некий порядок, определяющий отношения.
    Таким образом, в рассуждениях Гегеля пространство предстает как 1) вне-бытия-положительное, как сущее непосредственно и внешнее, 2) безкачественное**.
    Пространство определяется, тем самым, положительной продуцируемой формой вне-себя-бытия (но не существующим как таковым самим!), характеризующейся непрерывностью, т.е. пространство является возможностью организации некоторого (в т.ч. материи).

В отличие от кантовских или других субъективно идеалистических представлений, пространство, по Гегелю, объективно, само, а не является представлением чувственного созерцания, не субъективно.
    Следует добавить, что, согласно определению Гегеля, пространство есть абстракция непосредственной внешности или абстрактная непрерывная внеположенность, не имеющая в себе различия; поэтому пространство есть, по сути, абстрактный момент.

Б. В Новейшей философии пространство в целом понимается, как и в философии Гегеля, но принципиальной характеристикой принимается противоречие. 
    Пространство есть соотносящаяся с собою положительность, которая подразумевает соотношения, возможность или реализацию отношений: в себя возвращенная вообще определенность, подразумевающая отношения (в т.ч. в себе). Далее, как противоречие, пространство есть положительная противопоставляемость в различии, а для бытия пространство становится противоречием равнодушных друг к другу существований как разрешение этого противоречия (поэтому пространство неизбежно приходится субъективно определять для снятия противоречия для (понимания) различения понятий, вещей, явлений…).
    Указанное определение соотносится с определением Гегеля. Можно сказать, что пространство есть противоречие как противоречие для вне-себя-бытия, тем самым, неизбежно в отрицании (т.к. вне-себя-бытие берется не как в себе) выступает как снятие противоречия неразличенности и нераздельности вне-себя-бытия, что, во-первых, ведет к распадению его на формы, причем отрицательные себе, как и указал Гегель, и, во-вторых, в частности, дает различение (уже) в бытии для (разных) «здесь» (поэтому пространство есть положительность, которая для бытия подразумевает соотношения, возможность или реализацию отношений).

Итак, пространство есть для бытия, а для человека и вещей его нет! – для человека имеется лишь возможность восприятия соотношений в бытии, имеется восприятие того или иного «здесь», как проявления пространства в отношении к своему «здесь» человека. Если хочется, то можно сказать, что пространство есть некоторая логика, именно которая позволяет представлять его средствами математики.

Человеческий рассудок в силу сопричастности пространства к форме облекает ее, хотя уже как снятую, в видение трех измерений, но они не суть параметры пространства, а всего лишь субъективные представления (хотя в силу уже-снятости формы для бытия число измерений может устанавливаться любым).

* Материализм и диалектический материализм старательно обходят обсуждения возможности других «форм материи», например, двунаправленной одномерной, двухмерной и т.п. и, соответственно, доказательства их отсутствия или содержательности, что выглядит полной схоластикой или отдает жесткой идеологией, т.е. ненаучно.
** Следует отметить то, что Гегель уделил внимание природе, которая, как он написал, начинает с количественного, более того, указал, что ее определение есть по существу опосредствованное внутри себя, внешнее бытие и инобытие.


Дополнение
.
Использование Гегелем вне-себя-бытия – своего рода гениальная находка, позволившая дать определения пространства, времени и материи. Но само оно – динамическое, что вызывает трудности в его понимании. Дело в том, что Гегель исходил из определенности бытия (хотя возможны различные подходы), для которой надо было иметь различение. Этим различением стало для-себя-бытие, но которое для бытия как такового является им самим. Однако различение (см. «Бытие. Различения») было получено, при этом важным является принципиальное явное отличие бытия и бытия, в котором возможна идентификация, которая и была проведена Гегелем. 
    Но хитрость в другом: выход в бытие, далее, дает переход к бытию, которое было избрано за начало рассуждений, и для которого стали уместными рассуждения Гегеля о геометрии (о точке, линии и плоскости). И круг рассуждений – от бытия к нему же – замкнут. Но на всем кругу рассуждений снято качество непосредственности различения***…


*** вопрос не в том, характеризуется ли вне-бытие пространством? - а в том, что вне-бытие есть (и это при том, что чувственный и сверхчувственный миры или всеобщие пространства относятся к бытию) и, более того, ограничивает бытие, т.е., получается, было начало мира …


См. «Абсолютное пространство»

[«Пространство-и-время», «Бесконечность», «Наличное пространство», «Всеобщие пространства» и «Среда», а также «Аксиологическое пространство», «Противопоставление», «Пустота» и «Ничего»].