Трудность восприятия диалектической философии.
- 20.04.08 г. -

Трудность восприятия диалектической философии в том, что ее содержание «первоначально порождено (диалектическая философия Гегеля. – ПРИМ.) и ныне еще порождается (современная диалектическая философия. – ПРИМ.) в области живого духа, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, – иначе говоря, что ее содержанием служит действительность» [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 1. С. 21-22]; а для наук главными являются те или иные отдельные явления внешнего, наличного бытия.

Более того, в диалектической философии
- во-первых, познание происходит не в ограниченной рациональной плоскости, свойственной наукам, а во всеобщности и в тождествах, в первую очередь, бытия и мышления;
- во-вторых, самые мысли являются предметом мышления, причем без примеси других элементов, а в рациональном мышлении мысли соединены с чувственным и духовным материалом;
- в-третьих, мысль и понятие зачастую не имеются в виде представления, и мыслится само понятие [там же. Т. 1. С. 20], а не рассудочное понятие, которое представляет серьезную трудность для недиалектического мышления;
- в-четвертых, операнды мышления могут выступать в качестве операторов мышления или выражений операций (напр., определение);
- в-пятых, операнды мышления имеются в системе, т.е. любое из них воспринимается во всех отношениях со всеми, а не вычленяется и, тем более, не становится вероятностным*, т.е. неопределенным (хотя это положение известно из соответствующего афоризма В.И. Ленина, но так и осталось непонятным материализму и наукам, наверное, в силу отсутствия ленинских разъяснений);
- в-шестых, имеются специфические стили и формы изложения, которые учитывают многообразие смыслов излагаемого в безотносительных мыслительных конструкциях, не представляющих собою простую непосредственность мысли;
- в-седьмых, осмысление происходит зачастую в понятиях диалектического мышления.

В отношении последних трех положений следует добавить, что в современной диалектической философии и, соответственно, в Новейшей философии применяются особые формы информационно сжатых изложений. Они содержат все необходимые и достаточные элементы, но не усугубляются разглагольствованиями, типа один сказал так, другой эдак, или "давайте обсудим их, да и еще какие-то мысли". Современные диалектические тексты,  с одной стороны, полностью самодостаточны и не требуют логической или иной поддержки цитатами и размышлениями тех или иных мыслителей или ученых. С другой стороны, не заставляют читателя погружаться в области рассуждений, интересные самой современной диалектической философии. Считается, что если читателю что-то интересно, то он возьмет из текста всю необходимую информацию, в крайней случае, всегда может задать вопрос. Поэтому изложения современной диалектической философии выглядят, порой, достаточно краткими, но в век усугубления информатизации читателю нужно представлять наиболее краткий материал. В научных и научно-публицистических изданиях диалектическое изложение выглядит уже более традиционно.


* Согласно теореме Дж. Белла, всякая теория, выводы которой подтверждаются физическими экспериментами, не может быть одновременно локальной и детерминистской.


Продолжение: «Трудность восприятия диалектической философии - 2».


См. «Диалектика научно не познаваема»,
«Изложение современной диалектической философии»,
«Профессиональные занятия философией» и «Новейшей философии исключительные термины»
[«Понятия диалектического мышления»].