Диалектическая логика - не логика?
- 28.12.08 г. (Редакции: 26.10.08 г., 28.12.08 г.)

Теперь, когда в «Некоторые термины, включающие слово "логика"» была дана стратификационная классификация некоторых определений с использованием слова «логика», можно понять, почему диалектическая логика не может быть обычно понимаемой логикой.

Во-первых, в смысле человеческого мышления «вмешательство» диалектики приводит к не решаемому противоречию: например, даже на множестве двух элементов (0; 1) при всех их разрешенных операциях диалектика будет видеть противоречие, т.е. наличие в качестве результата и «0» и «1». При этом нет никаких условностей, т.е. вопрос не удастся перевести даже в плоскость модальной логики (логика, в которой присутствуют модальные операторы). Более того, в смысле начала исключенного третьего некое третье тоже надо учитывать; обычно в диалектической философии в упрощенных рассуждениях это делается в сочетании с «0» или «1», но возможными тогда получаются уже не три, а четыре состояния (что не противоречит гегелевским рассуждениям). Ясно, на основе логики указанную ситуацию невозможно описать (так как на любое дополнительное состояние возникнет новая пара возможностей).

Во-вторых, если имеются существенные альтернативы правилам логики, то обозначается не логика в общепринятом смысле науки о правильности мышления и выводов человека, а нечто иное. Это - некоторая не-логика; однако тут возникает неоднозначность в восприятии не-логики, которая решается только в диалектической философии на основе новейших ее разработок - в смысле  объективной субъектности.

В-третьих, даже если откинуть материалистические аксиомы (ограничения) и осуществить различение тождества мышления и бытия, то диалектика получится «внешней», «прикладываемой» к бытию, т.е. объектом исследования. В таком случае, понимая возможность в принципе логического описания, придется говорить о… логической диалектике, которую, с другой стороны, необходимо будет тогда описывать неприсущими наукам, внутрибытийными понятиями, что могло быть только в советском диалектическом материализме.

В-четвертых, имея последовательное построение формальной логики и спекулятивной логики, можно обобщить диалектический момент, что Гегель даже сделал, так как ему нужно было высветить возможность обратного обращения к логическому. Можно обнаружить даже за-спекулятивные рассуждения и построения, даже придти к истинностному пониманию спекуляции, а не к такому, которое почему-то используется в философских науках. Следовательно, будет получена всего лишь некая логика, которая характеризуется уже не-логичными свойствами, причем ее предметом становится нечто объективное. Так образуется реальная логика. Но тождества ей не подвластны, а переход на изучение их есть уже отход от изучения мышления, т.е. этим логика фиксируется на этом уровне*. И ни до чего «непосредственно диалектического», относящегося к самости диалектики, а не к самости ее приложения, воздействия, добраться не удается.
    Далее, таким образом, после логики идут уже не-логики в материалистическом или научном смысле: далее начинаются логики в гегелевском смысле.
    Этот уровень познания соответствует принципиально новому качеству познания - объективности познания, практической независимости его от человека, тотальности познания, истинностности познания, что, как частность, дает (обратно, «вниз») гегелевское тождество мышления и бытия. Но тут приходится переосмысливать и сознание. Что же оно такое?
    Сознание для диалектической философии существенно и объективно, существует вне… человеческого сознания, причем так, что действительное сознание противостоит себе как предметный действительный мир. Но такое, диалектико-философское понимание сознания неприемлемо для материализма и современных наук. Поэтому им остается только либо попробовать перейти на качественно новый уровень познания, понимания сознания, либо отказаться от возможности понимания диалектической логики, как, впрочем, и философии Гегеля в целом… (Кто что выберет, и кто что сможет понять, мы не знаем. Но это не может быть позицией отдельных людей, необходима смена научных парадигм, новое научное мировоззрение. Согласится ли меняться научный мир?)



* Поэтому логика тождеств ограничивает сверху реальную логику.

Главная сопутствующая статья: «Исключительное познание современной диалектической философии»,
а также «Проблема искусственного интеллекта».