Философско-хозяйственная концептуализация современной экономической философии.
- 23.11.08 г. -
В российских исследованиях экономико-философское осмысление развития хозяйства, исключающее воцарение экономизма, о факте которого мы говорили выше, получило глубокое обоснование в произведениях С. Булгакова, А. Богданова, Н. Бердяева, П. Сорокина, Н. Кондратьева, В. Вернадского и других русских мыслителей.
С 1990 г. российская традиция экономико-философского анализа получила фундаментальное развитие в рамках философии хозяйства.
Иными словами, российские мыслители доказали существенность иной возможности, нежели доктрина экономизма и экономическая наука, осуществления анализа экономической жизни и развития обществ, которая связана с 1) выделением самостоятельного познания, но не являющегося политэкономическим, и 2) интегральным целостным отношением не к экономике, а к хозяйству в целом.
Философия хозяйства является новым способом философского осмысления хозяйственной проблематики, выходом из философии и научной интерпретацией идей, понятых, главным образом, в виде политической экономии, затем возвратным движением к философии вследствие узости и недостаточности ранее имевших место политэкономических теорий (Осипов Ю.М. Философия хозяйства // Философия хозяйства. 2000. № 2. С. 200). При этом предмет исследования философии хозяйства, не сводимый к философским основаниям экономической науки, следует искать на принципиально ином уровне теоретизирования, в области интегрального целостного отношения к хозяйству. Как пишет Ю. Осипов, «философии хозяйства открыты иные смыслы, позволяющие увидеть условность и относительность научной экономии, ее нецелостность, равным образом и оторванность от реальности, которую научная экономия представляет упрощенной, если не вымороченной» (Осипов Ю.М. Похвала философии – философии хозяйства // Философия хозяйства. 1999. № 1. С. 14).
О философии хозяйства можно говорить как о специализированной философии, обращенной к хозяйству, призванной рассматривать комплекс хозяйственно-философских идей.
Философия хозяйства является преодолением нецелостного подхода. В ее основе лежит интерпретация хозяйства в качестве целого. Содержательный комплекс философии хозяйства – это природа, основания, начала хозяйства, присущие ему фундаментальные смыслы, закономерности и процессы, способы устройства и реализации, исторические тенденции. Именно в поиске высших хозяйственных смыслов, которые выходят за пределы сугубо материальных потребностей, является метанаучность философии хозяйства.
Особо отметим, что ученые российской школы философии хозяйства предлагают обратить внимание на тот факт, что понятия «хозяйство» и «экономика» обозначают не только сферу жизнедеятельности человека, но и способ осуществления данной жизнедеятельности. Хозяйство – это «бытие, рассматриваемое в аспекте его производительной организации, жизнь, рассматриваемая в том же аспекте; производство, рассматриваемое в организационном аспекте» (Осипов Ю.М. Хозяйство // Философия хозяйства. – 2000. – № 1. - С. 208). Хозяйство, понимаемое как бытие, перестает быть объектом, а хозяин, как пишет Ф. Гиренок «необъяснимо является и также необъяснимо исчезает… Мерцание хозяйства, скорее, указывает на некий тип жизни, чем на определенную методику ведения хрематистики» (Гиренок Ф.И. Моральная экономика: третий путь // Философия хозяйства. – 1999. – № 1. - С. 48). А экономика – тоже хозяйство, но специфическое, отличное от других форм (напр., натурномики).
С другой стороны, как уже было установлено, «экономическое», считается, появляется только в тех формах, где отсутствуют внешние источники принуждения к хозяйственному действию, и собственные интересы и потребности субъектов приводят к взаимодействию в форме обмена. Поэтому «экономическое» связано с рассмотрением социально-экономических, политикоэкономических и многих других вопросов, что определяет специфику рассмотрения «экономическое» и представляет его как отдельную сферу исследования. Более того, широкое комплексное рассмотрение общественного бытия на основе философии хозяйства не отрицает рассмотрения отдельных специфических общественных и социально-экономических вопросов (напр., социальный идеал, классовые идеи) как непосредственно, так и на основе их оппозиции к тем или иным отдельным параметрам, которые также могут выступать в виде как отдельных специфических моментов, так и некоторой совокупности.
Особо важными и полагаемыми отдельно рассматриваемыми вопросами и параметрами являются, с учетом обозначенного выше («Неопределенность бывшей экономической философии»), ценностные компоненты, что определяет характеристику иного осмысления экономических вопросов.
Это соответствует выявлению особенностей современного экономико-философского осмысления общественного бытия, можно сказать некоторым образом ортогонального подходам философии хозяйства.
Но в приложении к специфическому анализу «экономического» и представлению его как отдельной сферы исследования выделяемые в соответствии с новой формой рассмотрения параметры или их совокупности образуют отдельные направления исследований, что принципиально важно в методологической и гносеологической плоскостях, так как, по сути, уже говорится об обозначении некоторой отдельной области познания. При этом особенностью такого (современного) экономико-философского представления о социально-экономическом развитии становится аксиологический аспект, в котором выражаются избирательность сознания субъекта, его ориентация на выработанные обществом ценности – ориентиры и программы социально-экономического поведения. Представляя ценностное отношение, как один из аспектов реализации целостной человеческой деятельности, обнаруживаются необходимость философского осмысления и изучения экономической реальности в аксиологической проекции и возможность сосредоточиться на аксиологических аспектах интерпретации хозяйственной деятельности человека.
Таким образом, вряд ли имеет смысл как противопоставлять, так и отождествлять два различных подхода к осмыслению производительного развития и жизни общества - философско-хозяйственного и экономико-философского или устанавливать между ними предметно-структурные отношения. При этом отчетливо обозначается разграничение понятия «философия хозяйства» для обозначения специфической философской дисциплины, имеющей собственный предмет, свое предметное содержание и собственные способы его осмысления, и понятия «экономическая философия», которое представляется как традиционное обозначение некоторой формы общественного сознания. Но в то же время экономическая философия является не просто совокупностью обобщенных, синтетических знаний, она предлагает знания универсальные, причем, что самое важное, в новой понятийной форме, обусловленной введенным пониманием (определением) экономической философии как некоторой формы общественного сознания.
Следует также отметить принципиальное положение, определенное тем, что имеется якобы парадокс сосуществования экономической философии и философии хозяйства. Но, с другой стороны, экономико-философские и философско-хозяйственные идеи всегда присутствовали в совокупности человеческих знаний, причем первые в истории представлены гораздо в большем объеме и в исполнении гораздо большего числа мыслителей и ученых. Однако при этом только в рамках научного экономического теоретизирования пришло осознание самостоятельности предмета философии хозяйства и ее метода, произошло выделение философии хозяйства в самостоятельную философскую дисциплину. Подобный путь должна пройти и экономическая философия, обогащая и регламентируя свои многовековые представления. Хотя… в каком-то смысле, об экономической философии, наверное, можно говорить и как о познавательном инструменте философии хозяйства*.
Без понимания экономической философии, как одной из особых форм общественного сознания, представления о ней были бы такими же, как и раньше. Однако и без перипетий и развития предыдущих процессов философско-экономического осмысления жизни общества и выяснения обстоятельств экономической философии она теперь бы не состоялась как форма общественного сознания. Более того, она оказалась бы ограниченной, спонтанной, пусть и осмысляющей те или иные события общественной жизни. Она бы не могла полностью впитать историческую ретроспективу знаний и истории общества, не будучи связанной с ними. Поэтому нельзя расчленять экономическую философию на изолированные этапы - предыдущий, когда она находилась в состоянии эклектики и неопределенности, и современный, когда она понимается как форма общественного сознания. Цельность экономической философии позволит не только учитывать исторические перипетии ее развития, но и иметь богатую основу для ее будущего развития.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что попытки доказать самостоятельный статус экономической философии, как научной дисциплины, включают как выделение особой предметной области, не относящейся ни к философии, ни к экономической теории, так и создание синтетической дисциплины путем сплавления достижений различных наук в единую картину экономической жизни, понимаемой обозначенным выше образом. Поиск предметного содержания экономической философии осуществляется преимущественно на пути определения способов взаимодействия экономической теории и философии, что объясняется особенностями возникновения и функционирования, как философии, так и экономической теории.
* Отсюда следует основание принципиально важного для последующих рассуждений вывода об инструментальности экономической философии.
Продолжение: «Основные концептуальные определенности современной экономической философии».
См. «Неопределенность бывшей экономической философии» и «Современная политическая экономия»
[«Экономическая философия Новейшей философии»].