Основные концептуальные определенности современной экономической философии, или диалектической экономической философии.
- 26.11.08 г. -
В ходе обсуждения общих положений насущного вопроса – модернизации современной России, было установлено, что его рассмотрение и решение может осуществляться посредством социальной философии. Однако при этом до реконструкции соответствующего концептуального поля проблемы необходимым оказалось создание соответствующего когнитивного инструмента, позволяющего анализировать общественные, социальные, философские, экономические и др. проблемы в комплексе и с учетом эволюционных ретроспектив их отдельных составляющих.
В качестве такого инструмента может выступать экономическая философия, понимаемая с учетом выясненных особенностей и, главное, обозначенных новых концептуальных определенностей. Конечно, тут же встает вопрос о ряде ее параметризующих аспектов и содержательных положений, которые будут актуализированы далее в своем порядке, но на данном этапе рассуждений необходимо системно обозначить полученные концептуальные определенности современного экономико-философского осмысления действительности, способного выступать в качестве когнитивного инструмента социальной философии.
Как было определено, экономическая философия на современном этапе ее развития является не теоретизирующим синтезом (любого порядка), а положением, которое обозначается в ряде отрицаний и оппозиций. К основным из них относятся
- отвержение экономизма,
- возвращение к специфическому мышлению, не отвергающему единство философского осмысления хозяйственной деятельности, но и не являющемуся им в чистом виде.
При этом обозначается ряд концептуальных определенностей экономической философии на современном этапе ее развития.
Разграничение, а не смешение и не синтез экономического и философского предметных содержаний – это первая концептуальная определенность и, вместе с тем, особенность экономической философии на современном этапе ее развития, так как при этом устанавливается не только специфика предметного содержания экономической философии, но и определяются особенности именно экономико-философского воззрения на экономическую жизнь и развитие общества.
Вторая концептуальная определенность состоит в том, что для понимания всего многообразия экономической жизни общества необходимо владеть таким способом мышления, который представляет собою отношение к жизни в рамках существующей картины мира, доминирующих в обществе норм, традиций, предрассудков и альтернативных моделей.
Третья, главная концептуальная определенность состоит в том, что обозначилось специфическое понятие экономической философии, как некоторой формы общественного сознания.
Четвертая концептуальная определенность состоит в том, что обозначенное экономико-философское мышление оказывается существенным, прежде всего, на методологическом и парадигмальном уровнях, что где и обозначается ряд его особенностей.
Главной особенностью современного экономико-философского уточнения представлений о социально-экономическом развитии является то, что на первый план выступает аксиологический аспект, в котором выражаются, кроме всего прочего, важные для настоящего рассмотрения избирательность сознания субъекта, его ориентация на выработанные обществом ценности, идеалы и программы социально-экономического поведения. При представлении ценностного отношения в качестве одного из аспектов реализации целостной человеческой деятельности, обнаруживаются необходимость философского осмысления и изучения экономической реальности в аксиологической проекции и возможность сосредоточиться на аксиологических аспектах интерпретации вообще хозяйственной деятельности человека.
В результате существенным оказывается также разграничение предметного содержания следующих предметных областей: философии политической экономии, экономической философии, экономической науки и политической экономии*.
Таким образом, оказался существенным вывод о необходимости иной попытки, нежели экономизм и экономическая наука, осуществления анализа экономической жизни и развития обществ, которая выливается в выделение самостоятельного познания, но не являющегося политэкономическим, так как не рассматриваются образующие его и характерные для него положения, в т.ч. производственные отношения, стоимость и классовые противостояния.
Итак, существенным оказывается выделение особого комплекса идей, мыслей, представлений, установок, взглядов, направленных на осмысление специфической сферы экономической жизни общества, т.е. экономической философии в ее новом, современном понимании как некоторой формы общественного сознания – современная экономическая философия.
В то же время экономическая философия является не просто совокупностью обобщенных, синтетических знаний, она предлагает знания универсальные, причем, что самое важное, в новой понятийной форме, обусловленной введенным пониманием (определением) экономической философии как некоторой формы общественного сознания.
При этом существенна цельность экономической философии, которая позволяет не только учитывать исторические перипетии ее развития, но и иметь богатую основу для ее будущего развития.
Итак, определяется диалектическая экономическая философия, или экономическая философия Новейшей философии, которая понимается как (а) исследования экономики на основе диалектики, ее подходов и методов при (б) понимании экономики на основе феноменологии-духа-продолжения, см. «ФДП и экономическое».
Поэтому ее также можно понимать как отрицание общеизвестной экономической философии, или как её новый (второй) этап.
При этом следует различать основы и предметы следующих смежных областей диалектического познания (с учетом их взаимосвязей):
- философия политической экономии,
- политическая экономия,
- диалектическая экономическая философия.
* Следует также различать предметы и объекты философии политической экономии, современной экономической философии [Новейшей философии] и современной политической экономии.
Соответственно следует различать различные триады социально-экономического познания:
- философия политической экономии, современная экономическая философия [Новейшей философии] и современная политическая экономия,
- социальная философия Новейшей философии, современная экономическая философия и современная политическая экономия,
- современная политическая экономия, социальная философия Новейшей философии и всеобщая история.
См. «Философско-хозяйственная концептуализация современной экономической философии»,
«Современная политическая экономия» и «Социальная философия Новейшей философии»
[«Экономическая философия Новейшей философии»].