И Цзин (гадание – не-гадание).
- 06.01.09 г. -
"Одно гегелевское «снятие» дает больше вариантов,
чем все вместе взятые разнообразия гексаграмм И Цзин".
Автор Новейшей философии.
И Цзин (Книга перемен) – издание, якобы содержащее тайну и историю мироздания и излагающее особую систему гадания.
Мистическое существо Книги перемен составляют 64 гексаграммы – графические символы, состоящие из комбинаций расположенных друг над другом триграмм, которые состоят из черт двух видов во всех возможных их сочетаниях.
2 черты истолковываются как знаки Инь (прерванная черта), символизирующие пассивное состояние, податливость, отрицательное женское начало, тьму, и Ян (целая черта), символизирующие агрессивное состояние, напряжение, положительное мужское начало, свет.
Комбинации знаков Инь и Ян (двух черт) в трех позициях (яо) дают 8 триграмм (23), которые истолковываются как общие воплощения Инь и Ян во всех сферах бытия и якобы выражают основные мировые универсалии.
Комбинации Инь (- -) и Ян (---) очевидны:
1 2 3 4 5 6 7 8
- - - - - - - - --- --- --- ---
- - - - --- --- - - - - --- ---
- - --- - - --- - - --- - - ---
Однако в связи с различными прочтениями разных разделов И Цзин имеются различные системы (последовательность и обозначения) триграмм, например следующие.
а) Система Фу-Си: 1 – север, земля; 2 – северо-восток, гром; 3 – запад, вода; 4 – юго-восток, болото (озеро); 5 – северо-запад, гора; 6 – восток, огонь; 7 – юго-запад, ветер; 8 – юг, небо. Система Фу-Си имеет «бинарную логику» – происходит раздвоение предшествующего компонента: Великий предел* рождает Инь (1-4) и Ян (5-8) [рассматривается верхняя линия], Инь рождает Старую Инь (1 и 2) и Молодого Ян (3 и 4), Ян рождает Молодую Инь (5 и 6) и Старого Ян (7 и 8) [рассматривается пара верхних линий] и т.д.
б) Известно обозначение триграмм по принципу семьи: отец (8), старший сын (2), средний сын (3), младший сын (5), мать (1), старшая дочь (7), средняя дочь (6) и младшая дочь (4).
в) Система Вэнь-Вана: 1– юго-запад, почва; 2 – восток, дерево; 3 – север, вода; 4 – запад, метал; 5 – северо-восток, гора; 6 – юг, огонь; 7 – юго-восток, ветер; 8 – северо-запад, драгоценность.
г) При желании можно создать и иные интерпретации.
Сочетания пар триграмм, располагаемых одна над другой, дают 64 гексаграммы (8х8), трактуемые как конкретные воплощения Инь и Ян, и считается, что они выражают… конкретную жизненную ситуацию в ее развитии.
Черты «читаются» снизу вверх. Нижняя триграмма характеризует внутренний мир, наступающее, созидающее, а верхняя – внешний мир, отступающее, разрушающее.
Выбор системы интерпретации в целом ничем не обоснован и обычно зависит от приверженности той или иной системе (т.е. выбору трактуемого места текста И Цзин).
Сопоставление комбинаций гексаграмм и реалий жизни обосновывается принципом соотношения всего со всем: сочетания черт якобы однозначно соответствуют (уже!) не типовой, «конкретной жизненной ситуации в ее развитии», а, почему-то, персональному процессу жизнедеятельности данного индивида, и их расшифровка дает представление о развитии этого процесса, т.е. о будущем индивида.
Иногда утверждается, что Книга Перемен осуществляет доступ к бессознательному человека, содержащему ответы на насущные вопросы, так как оно соединено с общим «информационным полем», из которого берутся достоверные ответы. Таким образом, оказывается, что будто бы И Цзин позволяет открыть подсознание, повествующее о самой истине или о чем-то в этом роде...
При гадании обычно используется система Фу-Си.
Гадание по И Цзин заключается в установлении с помощью тех или иных предметов (обычно монетки) конкретной комбинации из черт и выяснении трактовки соответствующей гексаграммы.
Следует знать, что гадание И Цзин не дает конкретных предсказаний, а указывает лишь общее, уместное направление действий.
Однако…
a) Согласно эзотеологии, гадание И Цзин имеет такую же небольшую вероятность, как и другие виды гадания, т.е. оно так же малоэффективно, как и они, что имеет не только библейские подтверждения*, которых совершенно достаточно, но и эмпирические доказательства (статистические данные одной из наук Новейшей философии – социологии магии).
b) Следует понимать, что в И Цзин нет конкретных описаний универсальных и персональных отношений Инь и Ян.
c) Любая из субъективно «вытаскиваемых» систем гадания вообще не может иметь ничего общего с обозначаемым в И Цзин порядком миросоздания, так как он, согласно Книге Перемен, не имеет… бинарного характера и бинарного представления. Так что после первой фиксации Инь и Ян** «деление на два» далее не только само не обосновано, но и, очевидно, не охватывает все многообразие мира, тем более, нелогичных и явно небинарных поступков людей.
d) Никакая из систем гаданий по И Цзин не учитывает, что в восточных системах Инь идет раньше Ян.
i) Следует отметить, что гадание И Цзин с эзотерической точки зрения (про оккультизм тут не говорится) также несостоятельно и бессмысленно, как и гадание на повсеместно распространенной колоде карт Таро Райдера (Rider), при создании которой Уайт (Waite) совершил много ошибок, совершенно очевидных любому знающему если и не саму Каббалу, то хотя бы Зогар***.
f) Следует обратить внимание на то, что реальный доступ к информации в гадании И Цзин (как и в общераспространенном Таро) невозможен: он не только не доказан, но и не описан. А если он происходит, то, следует полагать, за счет совершенно иных возможностей, чем по п.п. Ба и Бб, – за счет… инфернальных механизмов.
Так что гадать, в т.ч. астрологическим образом, – деньги на ветер… И это – в лучшем случае! А то и экстрасенсом – больным и подневольным человеком, можно стать, или, даже, и того хуже…
* В Библии сказано о лжи и пагубности гадателей, сновидцев, волшебников, звездочетов, ибо они пророчествуют ложь [Иер. 27: 9-10].
** Дао Дэ Цзин: «О возникшее в хаосе, рожденное раньше Неба и Земли! О беззвучное! О бесформенное!..». Согласно Лао-Цзы, Дао порождает единицу (ци), которая порождает Инь и Ян.
*** Например, если «двор» у Уайта соответствует положениям Зогара о краях небес сверху и снизу и их рождениях, то это противоречит тому, что «двор» входит в стихии (масти), а если аспектам Аба...Нуквэй, то игнорируется Большой Лик; не решены также противоречия трех (!) пар карт Главного Аркана…
См. «И Цзин (история и гносеология)»,
«СДФ, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты начала».
[«Знак миросоздания»,
а также «Гадания», «Гаданий виды» и «Карт ТАРО несовершенство»].