И Цзин (гадание – не-гадание).
- 06.01.09 г. -

"Одно гегелевское «снятие» дает больше вариантов,
чем все вместе взятые разнообразия гексаграмм И Цзин".
Автор Новейшей философии.

И Цзин  (Книга перемен) – издание, якобы содержащее тайну и историю мироздания и излагающее особую систему гадания

Мистическое существо Книги перемен составляют 64 гексаграммы – графические символы, состоящие из комбинаций расположенных друг над другом триграмм, которые состоят из черт двух видов во всех возможных их сочетаниях. 

2 черты истолковываются как знаки Инь (прерванная черта), символизирующие пассивное состояние, податливость, отрицательное женское начало, тьму, и Ян (целая черта), символизирующие агрессивное состояние, напряжение, положительное мужское начало, свет.
    Комбинации знаков Инь и Ян (двух черт) в трех позициях (яо) дают 8 триграмм (23), которые истолковываются как общие воплощения Инь и Ян во всех сферах бытия и якобы выражают основные мировые универсалии.
    Комбинации Инь (- -) и Ян (---) очевидны:

1            2            3           4           5            6           7           8 

- -    - -    - -    - -    ---    ---    ---    ---
- -    - -    ---    ---    - -    - -    ---    ---
- -    ---    - -    ---    - -    ---    - -    ---

Однако в связи с различными прочтениями разных разделов И Цзин имеются различные системы (последовательность и обозначения) триграмм, например следующие.
 а)
Система Фу-Си: 1 – север, земля; 2 – северо-восток, гром; 3 – запад, вода; 4 – юго-восток, болото (озеро); 5 –  северо-запад, гора; 6 – восток, огонь; 7 – юго-запад, ветер; 8 – юг, небо. Система Фу-Си имеет «бинарную логику» – происходит раздвоение предшествующего компонента:  Великий предел* рождает Инь (1-4) и Ян (5-8) [рассматривается верхняя линия], Инь рождает Старую Инь (1 и 2) и Молодого Ян (3 и 4), Ян рождает Молодую Инь (5 и 6) и Старого Ян (7 и 8)  [рассматривается пара верхних линий] и т.д.
 б) Известно обозначение триграмм по принципу семьи: отец (8), старший сын (2), средний сын (3), младший сын (5), мать (1), старшая дочь (7), средняя дочь (6) и младшая дочь (4).
 в) Система Вэнь-Вана: 1– юго-запад, почва; 2 – восток, дерево; 3 – север, вода; 4 – запад, метал; 5 – северо-восток, гора; 6 – юг, огонь; 7 – юго-восток, ветер; 8 – северо-запад, драгоценность.
 г) При желании можно создать и иные интерпретации.

Сочетания пар триграмм, располагаемых одна над другой, дают 64 гексаграммы (8х8), трактуемые как конкретные воплощения Инь и Ян, и считается, что они выражают… конкретную жизненную ситуацию в ее развитии. 
    Черты «читаются» снизу вверх. Нижняя триграмма характеризует внутренний мир, наступающее, созидающее, а верхняя – внешний мир, отступающее, разрушающее.
    Выбор системы интерпретации в целом ничем не обоснован и обычно зависит от приверженности той или иной системе (т.е. выбору трактуемого места текста И Цзин).
    Сопоставление комбинаций гексаграмм и реалий жизни обосновывается принципом  соотношения всего со всем: сочетания черт якобы однозначно соответствуют (уже!) не типовой, «конкретной жизненной ситуации в ее развитии», а, почему-то, персональному процессу жизнедеятельности данного индивида, и их расшифровка дает представление о развитии этого процесса, т.е. о будущем индивида.

Иногда утверждается, что Книга Перемен осуществляет доступ к бессознательному человека, содержащему ответы на насущные вопросы, так как оно  соединено с общим «информационным полем», из которого берутся достоверные ответы. Таким образом, оказывается, что будто бы И Цзин позволяет открыть подсознание, повествующее о самой истине или о чем-то в этом роде...   

При гадании обычно используется система Фу-Си.
    Гадание по И Цзин заключается в установлении с помощью тех или иных предметов (обычно монетки) конкретной комбинации из черт и выяснении трактовки соответствующей гексаграммы. 
    Следует знать, что
гадание И Цзин не дает конкретных предсказаний, а указывает лишь общее, уместное направление действий.

Однако…

 a) Согласно эзотеологии, гадание И Цзин имеет такую же небольшую  вероятность, как и другие виды гадания, т.е. оно так же малоэффективно, как и они, что имеет не только библейские подтверждения*, которых совершенно достаточно, но и эмпирические доказательства (статистические данные одной из наук Новейшей философии – социологии магии).

 b) Следует понимать, что в И Цзин нет конкретных описаний универсальных и персональных отношений Инь и Ян.

 c) Любая из субъективно «вытаскиваемых» систем гадания вообще не может иметь ничего общего с обозначаемым в И Цзин порядком миросоздания, так как он, согласно Книге Перемен, не имеет… бинарного характера и бинарного представления. Так что после первой фиксации Инь и Ян** «деление на два» далее не только само не обосновано, но и, очевидно, не охватывает все многообразие мира, тем более, нелогичных и явно небинарных поступков людей.

 d) Никакая из систем гаданий по И Цзин не учитывает, что в восточных системах Инь идет раньше Ян.

 i) Следует отметить, что гадание И Цзин с эзотерической точки зрения (про оккультизм тут не говорится) также несостоятельно и бессмысленно, как и гадание на повсеместно распространенной колоде карт Таро Райдера (Rider), при создании которой Уайт (Waite) совершил много ошибок, совершенно очевидных любому знающему если и не саму Каббалу, то хотя бы Зогар***.

 f) Следует обратить внимание на то, что реальный доступ к информации в гадании И Цзин (как и в общераспространенном Таро) невозможен: он не только не доказан, но и не описан. А если он происходит, то, следует полагать, за счет совершенно иных возможностей, чем по п.п. Ба и Бб, – за счет… инфернальных механизмов.

Так что гадать, в т.ч. астрологическим образом, – деньги на ветер… И это – в лучшем случае! А то и экстрасенсом – больным и подневольным человеком, можно стать, или, даже, и того хуже

* В Библии сказано о лжи и пагубности гадателей, сновидцев, волшебников, звездочетов, ибо они пророчествуют ложь [Иер. 27: 9-10].
** Дао Дэ Цзин: «О возникшее в хаосе, рожденное раньше Неба и Земли! О беззвучное! О бесформенное!..». Согласно Лао-Цзы, Дао порождает единицу (ци), которая порождает Инь и Ян.
*** Например, если «двор» у Уайта соответствует положениям Зогара о краях небес сверху и снизу и их рождениях, то это противоречит тому, что «двор» входит в стихии (масти), а если аспектам Аба...Нуквэй, то игнорируется Большой Лик; не решены также противоречия трех (!) пар карт Главного Аркана…

См. «И Цзин (история и гносеология)»,
«СДФ, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты начала».

[«Знак миросоздания»,
а также «Гадания», «Гаданий виды» и «Карт ТАРО несовершенство»].