Современная
диалектическая философия, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты
начала.
- 17.05.08 г. -
Согласно даосизму, инь и ян
имеют внутри себя зачаток противоположного начала*, причем отрицательным
считается женское начало (инь):
а) инь – пассивное, отрицательное женское
начало, тьма, спокойствие, [изначальные] воды…;
б) ян – агрессивное, положительное мужское
начало, свет, громкий звук, огонь…;
в) имеющее отрицание – инь [отрицательное], следует
раньше ян, символизирует изначальную Тьму [хаос] перед появлением
[Света] творения – ян.
Согласно диалектической философии,
чистых инь и ян нет, но это не означает то, что они имеют каждое внутри
себя зачаток противоположного начала, хотя эта древняя восточная
догадка приближает к существу вопроса.
Согласно современной
диалектической философии, во-первых, ян(диал.) и инь(диал.)
определяются безотносительно и конструиктивно* и, во-вторых, ян(диал.)
– отрицательное мужское начало, а инь(диал.) –
положительное женское начало* (в т.ч. по причине того, что
отрицательность не может соответствовать пассивности):
а) инь(диал.) – положительное, пассивное женское
начало, тьма, тень, вода…;
б) ян(диал.) – отрицательное, действенное
мужское начало, свет, проблеск, огонь…;
в) и не ян следует за инь, а ян(диал.) следует раньше
инь(диал.), так как символизирует изначальный Свет, а тьма
появилась потом*.
В диалектической философии ян(диал.) и инь(диал.)
не имеют никакой мистической подоплеки или смысловой нагрузки,
рассматриваются как оперативные определения и идентифицируются, скорее,
для типового и свойственного познания моментов знаний, языков и схем
противоположных систем: даосизма и гностицизма. В этом смысле
актуальной оказалась реконструкция моментов древних знаний через оппозиции их элементов и изучаемых в
диалектической текстологии символов соответствующих древних языков (в
первую очередь, египетского, иврита и китайского), положившая основы
свойственной когнитивной реконструкции элементов и структур базовых и
потаенных знаний противоположных систем.
Однако в эзотеологии
Новейшей философии имеются специфические понятийные трактовки ян(диал.)
и инь(диал.).
Гностицизм [точнее, древний гностицизм]** имеет для себя свои проявления инь(гн.) и ян(гн.) и их собственные понимания и определения, но [в конкретном позиционировании] идентифицируемые не в качестве аспектов.
И вроде бы незначительны отличия приведенных определений инь и ян, но именно из-за них даосизм познавательно отстал от антагонистических друг другу гностицизма и диалектической философии, имеющих наиболее полные и мощные системы знаний.
Диалектическая философия отделена Рубиконом от находящихся по другую его сторону гностицизма и даосизма, хотя, благодаря матрице философии Гегеля, может продуктивно взаимодействовать с их структурами и знаниями.
* Положения, помеченные знаком «звездочка» (*), будут раскрыты
несколько позже, после изложения материалов ряда областей познания
Новейшей философии.
** Гностицизм - это не территориальные
гностицизмы I в. до н.э. и последовавшие оккультные и сектантские
учения, а вневременная система знаний, известная не только в указанных
проявлениях.
Дополнение.
На основе различий инь и ян в указанных трех системах в
современной диалектической философии древняя восточная система И Цзин была сопоставлена с соответствующей
гностической системой, на основе чего были получены новые
когнитивные и системно-структурные диалектические положения.
См. «Эзотерика (и эзотерическое)» и «И Цзин (история и гносеология)»
[«Изначальность» и «Инь и Ян», а также «Когнитивная реконструкция», «Гностицизм», «Каббала», «Хагия», «Андрогин»]