И Цзин (история и гносеология).
- 07.01.09 г. -
Книга перемен создает условия для открытия новых существенных диалектических возможностей и горизонтов понимания мира в рамках… эзотерической гносеологии (раздел всеобщей гносеологии).
И Цзин (Книга перемен) – издание, якобы содержащее тайну и историю мироздания и излагающее особую систему гадания.
Согласно легендам, триграммы открыл (мифический) первый китайский император Китая Фу-Си (согласно конфуцианской традиции, 2852-2737 гг. до н.э.). Триграммы он увидел якобы в узорах на панцире черепахи (по другой версии – на спине крылатого дракона), выплывшей из реки Хуанхэ. Этим императором была также создана космологическая концепция – «миф Творения», и… много чего еще (считается, создал иероглифы и письменность, обучил людей охоте и рыболовству…). Легенды о триграммах и мифологическом творении мира стали основой И Цзин.
Систему 64 гексаграмм создали император Вэнь-Ван (1231-1135 гг. до н.э., основатель династии Чжоу) и, как обычно пишут, его сын. Каждая гексограмма получила название и трактовку, были написаны комментарии к трактовкам. Вэнь-Ван также создал свою систему (последовательность и обозначения) триграмм, но она не получила широкое признание. Трудами Вэнь-Вана, считается, и была собрана и сформирована первая единая И Цзин (большинство ее текстов было создано намного раньше).
В начале V в. до н.э. появились комментарии на тексты Вэнь-Вана («Десять крыльев»), что явилось окончательным оформлением Книги Перемен.
Позднее Книга перемен стала одной из пяти классических книг конфуцианства (И Цзин – Книга Перемен, Ши Цзин – Книга гимнов и песен, Шу Цзин – Книга преданий, Ли Цзи – Книга обрядов, Чунь Цю – Летопись княжества Лу с 722 по 479 гг. до н.э.).
К началу XVIII в. Книга Перемен уже включала комментарии более 200 авторов...
Мистическое существо Книги перемен составляют 64 гексаграммы – графические символы, состоящие из комбинаций расположенных друг над другом триграмм, которые состоят из черт двух видов во всех возможных их сочетаниях; см. «И Цзин (гадание – не-гадание)».
Главные принципы И Цзин, заложенные в понимание мироздания (и предпосылки гадания), можно определить следующими положениями.
а) Любая гексаграмма выражает шестичастность образования мира, что соответствует шести определенностям миросоздания, известным еще с незапамятных времен (но однозначно определенным и позиционированным системно только главным тождеством диалектической философии). Именно к ним выражает свое отношение клиент гадалки посредством выбора (подкидывания монеток и т.п.) конкретной гексаграммы. Таким образом, И Цзин использует одно из самых мощных и сокровенных знаний о мироздании, правда, не понятное и не осознаваемое в науках.
б) И Цзин базируется на понимании цельности и связности мира, которые в данном случае лучше всего озвучить ленинским тезисом (8-й «элемент диалектики» [Ленин В.И. Полн.Собр.Соч. - 5-е изд. – Т. 29. С. 202-203]): «отношения каждой вещи (и т.п.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны; каждая вещь связана с каждой (любой другой)». Иными словами, И Цзин основывается на связи всего со всем и не считает события случайными. А выбор индивидом конкретной комбинации гексаграмм означает установление его связи с миром, причем (по определению трактовок гексаграмм) в динамике последнего. Таким образом, И Цзин использует постулат о всеобщности и универсальности отношений в мире.
Можно привести еще ряд концептуальных положений, в т.ч. и из области эзотерики, показывающие весьма солидное познавательное обеспечение И Цзин.
Для современной диалектической философии интересно то, что при анализе И Цзин создаются условия для открытия новых существенных диалектических возможностей и горизонтов понимания мира, в частности, базирующегося на сопоставлении знаний разных наднаучных систем. Для этого в современной диалектической философии созданы необходимые науки, дисциплины, теории и возможности познания, например, объективно-эзотерическая компаративистика.
Конечно же, актуализация новых существенных диалектических возможностей и горизонтов понимания мира – это отдельная и очень большая тема, но пока все же можно выделить хотя бы следующие интересные положения.
Во-первых, совокупность Дао Дэ Цзин, И Цзин и Ли Цзи можно структурно и, затем, понятийно сопоставить с гегелевской Энциклопедией философских наук, что имеет колоссальное гносеологическое значение, например, для установления некоторых обобщающих метазнаний.
Во-вторых, в современной диалектической философии найдена принципиально новая трактовка знаний И Цзин, отличающаяся от китайской традиции и ее исследований, на основе диалектики «четырех яо»: через… 24=16 квадрограмм (имеет частное обоснование в отношениях Инь и Ян через ранее нигде не обозначенную систему внутренних и внешних триграмм или «внутренних аспектов» Гэнь и Чжень).
В-третьих, Инь и Ян отличны друг от друга в смысле среднего термина, на что ДРЕВНИЕ китайцы указали графическим способом – «---» и «- -», и что ранее нигде не было обозначено и имеет колоссальное онтологическое значение; например, можно установить, что
- в смысле известной в диалектической философии игре сил среднего термина И Цзин говорит не о (бессмысленных) ограниченных сочетаниях Инь и Ян и, тем более, не о гаданиях, абсолютно не нужных при наличии (ее) высших знаний, а об их жизни, определяемой колоссальным числом вариаций, не поддающейся учету, тем более, формально-логическим образом*;
- в снятии пары «Инь-Ян» можно проводить принципиально новые исследования и получать новые знания, в т.ч. для их практического использования;
- чистых Инь и Ян** не было и нет (возражения о «даоской монаде» – изображение «круга Инь и Ян», некорректны, так как круги в капельках не должны быть одноцветными***);
- существенна иная трактовка, по меньшей мере, одного из основных качеств Инь и Ян, что и объясняет (!) неоднозначность и незавершенность (!!!) как И Цзин (и множество систем гаданий по ней), так и Дао Дэ Цзин…
В целом, знания Дао Дэ Цзин и И Цзин целесообразно осмыслять на основе диалектики (как учения), а для этого потребовалась актуализация эзотерической гносеологии и ряда ее дисциплин…
* - т.е. нельзя говорить не только о 64 вариантах развития жизни человека, но и о компьютерном переборе хотя бы существенных вариантов, определяемых Инь и Ян, даже на основе современных технических средств.
** Дао Дэ Цзин: «О возникшее в хаосе, рожденное раньше Неба и Земли! О беззвучное! О бесформенное!..». Согласно Лао-Цзы, Дао порождает единицу (ци), которая порождает Инь и Ян.
*** - в смысле эзотерики, в них должна быть точка; быть может, оно так и было, но затем этот элемент изображения был утерян.
См. «Эзотерика (и эзотерическое)»,
«И Цзин (гадание – не-гадание)»,
«Диалектика в понимании Ленина», «Энциклопедия философских наук», «Метод и система Гегеля: нет противоречия»
и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты начала»
[«Средний термин», «Инь и ян», «Диалектической философии главное тождество», «Система рассуждений» и «Знак миросоздания»].