Ценность.
- 01.03.09 г. -

В Новейшей философии и ее социальной философии ценности различают в 4-х смыслах:
- философии,
- социальной философии (и социологии) – социальные ценности или ценности,
- политической экономии,
- экономической науки – ценность, как категория экономической науки*.
    Необходимо отдельно отметить, что обычно «ценностью» называют социальную ценность или ее конкретные воплощения, когда речь идет об обществе, морали и иных социальных аспектах, и реже - ценность, как категорию экономической науки, когда речь о вопросах экономической науки.
    В современной экономической философии – в экономической философии Новейшей философии, ценность понимается в смысле социальной ценности.

«Социальная ценность» или «ценность» – термин, используемый для обозначения объектов, явлений, норм и абстрактных идей, осмысливаемых в плоскости значимости для общества, социальной группы, личности и воплощающих в себе эталон должного.
    Но трактовки понятия «социальная ценность» различаются значительно. Так, для Дьюи и Перри ценностью является все то, что служит реализации потребностей и интересов. Экономисты объявляют ценностями результаты или продукты деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп. Для Вебера ценности составляют благо. Для Виндельбанда ценность есть идеал, а для Дюркгейма и Л. Леонтьева ценности существуют в объективной реальности. Бунд полагал, что ценности образуют ядро мировоззрения, а для О. Дробницкого ценности – это идеалы и полезные предметы. Признавая объективный и трансцендентный характер ценностей по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривает ценности, как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые выступают в качестве единого совокупного субъекта.
    Ни одно из определений понятия «ценность» в современной исследовательской литературе, в основном, не выдерживает критики по ряду причин:
- как правило, исследователи обращаются к богатой палитре предлагаемых наукой дефиниций, опираясь либо на авторитет исследователя, либо на соответствие определения целям исследования, но понятие «ценность» так и остается многозначным, используются различные понимания ценности,
- имеется определенная путаница понятий «ценность», «благо», «идеал», «нормативный порядок», «полезность», «цель» и «идея», которые только в социальной философии Новейшей философии различены и сведены в единую систему,
- по существу, все предметы и отношения человеческой деятельности, предметы природы и духовные построения и феномены могут выступать в качестве ценностей или объектов ценностного отношения, что затрудняет определение «реально» значимых предметов и отношений, тем более, что существуют различные мировоззренческие позиции,
-  отсутствуют критерии оценки, а ведь все предметы и отношения человеческой деятельности, предметы природы и духовные построения и феномены могут оцениваться в смысле значимости, необходимости, добра, истины, красоты, допустимости, справедливости и т.п.,
- отсутствует методология выделения и обоснования ценнсостей.
    Многие сходятся в том, что ценность – не  идеал, не образ цели деятельности, не идея, не желаемое.

В социальной философии Новейшей философии определение ценности выводится на базе диалогового подхода, наиболее оптимального из всех имеющихся подходов к обоснованию социальных ценностей, и на основе которого обозначено следующее определение.
    Социальные ценности (далее – ценности) в широком смысле – тем или иным образом устанавливаемые значимости, важности явлений общественного сознания, предметов окружающей действительности и духовных феноменов (норм и проч.) с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности, положительная или отрицательная значимости объектов окружающего мира и духовных феноменов для человека, важности их социального или культурного (на-)значения.
    Ценности определяются отношениями в сфере человеческой жизнедеятельности, а не их свойствами самими по себе, выступающими первично.
    Ценности взаимосвязаны с познавательными и волевыми аспектами человеческой деятельности.
    Ценности воплощают в себе общественные социальные идеалы и выступают благодаря этому как эталон должного; ценности имеют содержание чего-то должного, но по отношению к человеку ценности служат приложениями его интересов и выполняют роль ориентиров в предметной и социальной жизни.
    В ценностях выражены «предельные» представления знаний, интересов и предпочтений общества, иногда - общественных групп.

Ценности в узком смысле – нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

В социальной философии Новейшей философии ценности классифицируются по социальному и содержательному принципам, что определяет их виды и характеры (в большинстве же случаев обычно характеристики целей рассматривались и обозначались интуитивно, вне применения подходов к обоснованию социальных ценностей).

Каждое общество обычно характеризуется собственным специфическим набором и иерархией ценностей: ценности образуют ценностные системы. Обычно ценностная проблематика связывается с реализованной общественной практикой.
    За отношениями различных ценностей следует видеть борьбу социально-политических позиций, социальных идей, интересов классов, социальных групп, элит, выражающихся в системах ценностей, экономических теорий и воззрений на общество и на его развитие.
    Таким образом, (только) в социальной философии Новейшей философии ценности не рассматриваются безлико, только теоретически, а представляют собою выражения значимости, зависящие от социальных установок и интересов отдельных слоев общества и его национальных приоритетов и устремлений. Иными словами не отрицается, что формирование ценностей зависит от классовых вопросов и идеологии, что обуславливает коренное отличие социальной философии Новейшей философии от безликих и недееспособных современных экономической науки, аксиологии и философских наук.

В методологическим и прикладном ракурсах для социальных ценностей, их обоснования и использования принципиально важны их
- оппозиции (зачастую путаемые с принципами классификации),
- формы существования,
- система,
- многомерность их отношений,
- принципы классификации.

Для Новейшей философии изучение ценности во всех ее (четырех общих) различениях, смыслах, в самом широком виде принципиально важно и само по себе, и для решения многих теоретических и практических задач, например, для анализа элиминации ценностных аспектов в ряде наук и функционирования безценностного** рационально-объективного научного знания, а также для восполнения соответствующих пробелов в науках, в т.ч. путем создания новых наук и специфических форм общественного сознания (напр., современной экономической философии - экономической философии Новейшей философии).


* - но не экономическая ценность.
** - не путать со словом «бесценный».


См. «Аксиологическое измерение современной экономической философии»,
а также «Социальная философия Новейшей философии»

[«Социальных ценностей классификация», «Подходы к обоснованию социальных ценностей», «Социальных ценностей формы», «Социальных ценностей оппозиции», «Ценностная система» и «Аксиологическое пространство», а также «Ценность индивидуальная», «Ценность общественная» и «Ценность экономическая»].