Концепт нового и современного образования
(образований нового и современного понятия).
- 15.10.09 г. -
Диалектический лейтмотив реформы образования позволил различить несколько моментов, принципиально важных для развития образования, не известных в науках и, соответственно, не упоминаемых в общественных обсуждениях реформирования образования.
Одним из них является различение видов и форм образований.
В рамках современной диалектической философии осуществлено различение видов и форм образований, определяемых парадигмальными и социальными параметрами, один из которых представлен ниже, так как имеет принципиальное значение для выдвигаемого концепта актуализации нового образования.
Под традиционными образованием в Новейшей философии понимаются его всем понятные, долговременно существующие виды и формы. Не рассматривая пока второстепенные по существу для данной статьи их характеристики, которые, быть может, и важны наукам, отметим, что в Новейшей философии акцентируется, главное, - то, что существующие познание и образование основаны на рационализме и общепринятой логике, составляющей, по словам Гегеля… предмет презрения [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 5. С. 30].
При этом отдельно все же нужно отметить отдельные негативы и несовершенство традиционного познания и, соответственно, образования, указанные Гегелем и осмысленные в современной диалектической философии:
- мир понимается со стороны, как нечто стороннее для человека и предназначенное для использования,
- объект, считается, есть только сам по себе и в связях с другими объектами,
- имеются застывшие определения, которые соотносятся с познанием лишь внешним образом,
- жизнь предмета додумывается за него,
- мышление рационализировано,
- разрозненность видов традиционного познания (наук).
Гегелем были определены различия традиционного познания и диалектического познания, которые в целом признаны научным сообществом, хотя толку от этого не было никакого. А вот в Новейшей философии эти различия берутся не сами по себе, для красного словца, а определяют отличие традиционного познания от некоторого диалектического образования.
Также надо учитывать, что диалектическое образование не было внедрено в учебные процессы, несмотря на то, что в СССР только и говорили о преимуществах диалектики. А сейчас она еще дальше от понимания, чем даже в самых застойных советских научных демагогиях.
Вывод о различении традиционного и диалектического познаний является одним из основных для Новейшей философии при поиске решений теоретических и насущных практических задач, в первую очередь, при формировании полной картины мира и его развития.
С другой стороны, ставя во главу угла правовые, ценностные и гуманитарные приоритеты, на Западе имеется и развивается принципиально новое образование - современное образование, которое в силу своих приоритетов интенсивно относится к научной деятельности, конкуренции и инновациям и поэтому имеет в научной сфере и на практике качественные результаты, превосходящие любые мечты, обеспечиваемые традиционным образованием. Современное образование кардинально отличается от устаревающего традиционного образования, не соответствующего текущим мировым и научным процессам и идентифицируемого именно как традиционное (отсталое) образование.
Теперь традиционное образование осмыслено как атрибут прошлого.
Вывод о различении традиционного и современного образований (и, далее, соответствующих им форм и способов познаний) является одним из основных для Новейшей философии при поиске решений многих насущных социальных задач, в первую очередь, задач модернизационного развития.
При этом надо учитывать следующие моменты.
Во-первых, западное образование не является диалектическим, оно, наоборот, более склонно к аналитической философии, конечно же, в новых ее формах и с замашками на новые горизонты (к примеру, уже вырисовывается «аналитическая метафизика»).
Во-вторых, традиционное образование, если оно и не может быть сменено по тем или иным причинам, так или иначе оно все же меняется: вводятся новые регламенты, экзаменационные и другие порядки и т.п. Т.е. на современном этапе можно говорить об отличии непосредственно традиционного образования, включающего также совсем устаревшие свои виды и формы, от некоторых его модификаций. Иными словами, необходимо говорить о некотором модифицируемом традиционном образовании или о новом традиционном образовании.
Таким образом, говоря о формах и видах образования, можно выделить конкретные градации*, в частности, следующие:
- традиционное образование - образование, определенное рациональными и формально-логическими формами и реализациями,
- новое традиционное образование - образование, характеризующееся, в основном, системными преобразованиями, начиная от незначительных организационных и формалистических метаморфоз и завершая широкомасштабными (квази)реформаторскими или (квази)модернизационными преобразованиями, хотя при этом технический, информационный и организационный уровни государственной системы образования могут повышаться, но качественных изменений нет и не будет,
- современное образование - образование, основанное на правовых, социально-ценностных и гуманитарных приоритетах и качественно отличающееся от традиционного и нового традиционного образований, так как в нем заложены реализации правовой, инновационной, конкурентной и др. возможностей обучающих и обучающихся (научное приложение и его сферы будут обсуждаться отдельно),
- новое современное образование - образование, качественно отличающееся от традиционного, нового традиционного и современного образований в силу включения диалектических компонент познания и мышления; иные отличия менее принципиальны, поэтому не приводятся. Это понятие приводит к использованию синтетического термина-обозначения «современное (новое) образование»: термин «современное образование» используется с классическим применением прилагательного с учетом того, что современное образование на Западе уже есть, но подразумевается не его внедрение в России, а создание нового отечественного образования вместо имеющегося (традиционного) ослабевшего и ухудшающегося образования. Иными словами, современное образование для России - это не то или иное модифицированное, развитое и т.п. теперешнее образование, а новое будущее российское образование.
Определяющим моментом и в некотором смысле основанием нового позиционирования форм познания и образования является установленная в современной диалектической философии объективная причинность принципиально нового образования, являющаяся отдельной темой в современных диалектических исследованиях.
Конечно же, выбор терминов был осуществлен в соответствии с парадигмальными особенностями современной диалектической философии, так как имеющие устаревшие научные представления уже не эффективны и не могут привести к качественно новым результатам. Но следует учитывать, по меньше мере, то, что на самом деле, во-первых, палитра понятий в современной диалектической философии значительно шире и глубже, поэтому, во-вторых, дополнительно могут используются и иные термины и их сочетания, не меняющие суть общего позиционирования и детализации видов и форм образования, но имеющие в конкретном контексте или при решении конкретных задач определенные смысловые оттенки.
Отдельно отметим следующие положения.
Во-первых, современное образование в своей наиболее мощной (новой) реализации есть диалектическое образование, развивающееся на основе познания и развития собственного содержания в рамках существующей системы образования, и именно оно в Новейшей философии понимается как истинно современное, как то, которое должно придти на смену существующему традиционному образованию.
Современное (новое) образование, включающее диалектические аспекты и новологические компоненты, понятое и реконструированное в рамках современной диалектической философии, базируется на принципах диалектического познания и той логики, которые были указаны Гегелем; другое дело, что многим сейчас они могут быть не известны и понятны.
Во-вторых, в целом под современными (новыми) познанием, мышлением и образованием понимаются их диалектические и инновационные реализации. Если инновационность в первом приближении понимается в достаточной мере удовлетворительно, то вот с диалектичностью возникают проблемы. Дело в том, что оценки диалектического познания и мышления и современного (нового) образования в науках могут быть только с формально-логических позиций, т.е. … невозможны, так как будет попытка оценки в принципе другого, неведомого и… непонятного (например, потому, что гегелевская грандиозная философская система продолжает оставаться для представителей профессионального философского корпуса чем-то вроде terra incognito [Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учеб. пособ. – Самара, 1999. С. 7-8]).
Понимание и воссоздание диалектического познания и актуализация на его основе нового образования и оказывается существом рассматриваемого концепта актуализации современного (нового) образования в России.
В современном (новом) образовании реализуются принципы диалектического познания, известные в силу указания их Гегелем, поэтому не обсуждаемые в настоящей статье.
В соответствии с принципами диалектического познания сформированы опорные положения развития и внедрения современного (нового) образования, из которых укажем следующие два:
- оно основано не на догмах и логике рационализма и осуществляется не в рамках материалистических ограничений, а базируется диалектических принципах, на изучении возможностей человека и их реализации в целях познания мира и смысла существования человека, что, в свою очередь, ведет к развитию естествознания и осуществления гуманного прогрессивного развития общества;
- как и в диалектической философии во времена Гегеля, в гносеологической составляющей произошел отказ от формально-логических комплексов. Разработка вопросов познания во всеобщей гносеологии осуществляется на основе гегелевской логики (не путать со спекулятивной логикой и с диалектической логикой), развитой в соответствии с историческими факторами, накопленными знаниями и предметными содержаниями и назначениями.
Современное (новое) образование позволяет не только избавиться от многих пут в различных сферах познания, но и осмыслить современные проблемы общества и всеобщую картину мира, что уже не возможно на базе существующего традиционного образования, пусть и полагаемого к реформированию.
Современное (новое) образование позволяет решить многие задачи, до сих пор не решенные в рамках системы традиционного, в частности, сформировать
- новые принципы познания,
- принципиально новую гносеологию,
- современную логику,
- позиции нового (диалектического) мышления.
Современное (новое) образование призвано изменить унаследованный с советских времен образ мышления, который в теперешние времена уже не только устарел, но и стал реакционным, именно поэтому многие проблемы не могут быть решены ни учеными ни чиновниками. В частности, современное (новое) образование призвано формировать новый тип мышления и адаптировать его в научных и управленческих кадрах.
Примечание: стратегические, экономико-тактические, модернизационные, новологические, методологические, праксиологические положения современного (нового) образования и его актуализации не освещаются, так как содержат элементы новых знаний и ноу-хау, а также, возможно, некоторые аспекты государственного развития на современном этапе развития Цивилизации и др.
* Различение видов и форм образований, о чем будет сказано позже, является одним из важнейших открытий Новейшей философии, так как позволяет не только решать соответствующие задачи по реформированию и развитию образования, но и позиционировать моменты социально-экономического развития, что важно при поиске пути модернизационного и инновационного развития страны.
См. «Обсуждения проблемы реформирования существующего образования»,
«Диалектический лейтмотив реформы образования»,
«Новологический комплекс: общие положения»,
«Общие положения развития современного (нового) образования»
«О: о современном университете»
[«Концепты для программ реформирования образования». «Образование диалектическое обоснование», «Рассудочная логика», «Гегелевская логика» и «Образование диалектическое»].