Тезисы диалектической теории модернизации.
- 29.04.12 г. (Редакции: 14.06.11 г., 29.04.12 г.)


Современная диалектическая философия определяет возможности создания перспективной концепции общественного развития, не только сочетающей курсы стабилизации и модернизации, но и эффективно развивающей и усиливающей каждый из них за счет прогресса другого во благо конкретной страны.  Более того, в случае сочетания положений стабилизации и модернизации достигается наибольший потенциал общественного развития.
    Кроме того, определяются возможности создания концепций развития отдельных подсистем обществ, например министерств.
    Этому нет и не может быть аналогов в науках.

Главное, теперь понимание модернизации расширяется.

I

 1.  Все имеющиеся научные представления о модернизации, о ее моделях, видах, элементах и т.п. безнадежно устарели и не отвечают тем вызовам, которые обществу бросает современность.
    Общественные науки оказались беспомощными в условиях современных вызовов, не могут их даже осмыслить, в частности, потому, что обыкновенная логика уже устарела, а новой логики – основы современного познания – в науках нет.
    В целом же общественные науки находятся в жутком состоянии, см. «Необходимость новой системы познания и образования».
    Существующие общественные науки уже не способны решать современные задачи: одни науки откровенно слабы, а другие уже попросту выдохлись.
    И в науках понимания модернизации не было, нет и не будет, а без него любые разговоры одних ученых, чиновников и политиков об общественном развитии так и останутся критикуемыми другими учеными, чиновниками и политиками необоснованными и неоднозначными прожектами, гипотезами, вариантами и т.д. Может быть много мнений и программ, но толку от них не будет. И будет усугубляться ситуация, о которой лучше всего сказал проф. Преображенский из повести М. Булгакова «Собачье сердце»: «если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». При этом кто и в какой квартире или еще где будет петь, причем хором ли, вместе ли, или порознь – это еще один вопрос. Однако суть-то в том, что науки уже ничего не могут предложить политическому руководству страны по поводу интенсификации общественного развития. А противоречивые действия, еще хуже – мысли, могут только ухудшить ситуацию.
    А главная проблема общеизвестных теорий модернизации и взглядов на нее в том, что в науках нет и не моет быть понимания существа модернизации и, соответственно, единых адекватных представлений о модернизации, тем более, в ее современной ипостаси.

И можно сделать такой промежуточный вывод: после смерти Эйзенштадта эра западных и западнических теорий модернизации завершилась.

Причины непонимания модернизации в науках не только многочисленны, но и составляют расширяющуюся угнетающую социальную проблему. Ведь вопрос не только в падении уровня наук, о чем уже, так или иначе, говорят практически все, но и в невозможности решения ими насущных социальных проблем, а это уже опасно для общества и его перспектив. Именно эта, вторая грань указанной проблемы, впитывающая многие обсужденные ранее на сайте вопросы, активно проявляется при рассуждениях о модернизации.
    Поэтому тема модернизации неожиданно оказалась не только актуальной в ее всем понятном предметном смысле, но и принципиально важной для общества, причем в плане не только его развития, но и вообще его существования.

 2. Для понимания процессов современной модернизации нужны
 а) современная, новая основа познания,
 б) адекватный инструмент, теория.
Но ни новой основы, ни современной теории, рассматривающей варианты социальных изменений, в теперешних общественных науках нет, и по этой причине они не могут дать адекватного понимания модернизации, тем более, современной модернизации.
    Более того, нужно новое теоретическое обоснование общественных процессов.
    А наукам самим требуется серьезная модернизация, в то время как диалектика была, есть и будет, что, правда, не понятно наукам, это вне них: она вечна, прекрасна и всегда дает силу диалектической философии, на базе которой всегда, поэтому, можно решать насущные задачи.
    Поэтому в Новейшей философии в целях реального исследования социальной действительности был совершен отход от научного мэйнстрима, уже не дающего ощутимых результатов.
    И на диалектической основе была создана совершенно новая система рассуждений об обществе, в частности, предназначенная для изучения именно осуществления модернизации, а не только для исследования неких состоявшихся фактов, которые уже во многом невозможны в современных условиях.

Появилась система модернизационных теоретизаций, или модернизационного теоретизирования.
    Модернизационные теоретизации определяют процессы модернизационного проектирования и создания диалектической программы модернизации.
    Модернизационные теоретизации суть осмысления вопросов коренного общественного развития, подразумевающие соответствующие конкретные практико-исследовательские инструменты, в первую очередь, диалектическую теорию модернизации.

Модернизационное проектирование является особым элементом модернизационных теоретизаций, не имеющее аналогов в науках.
    Важно то, что полагание модернизационного проектирования происходит в силу его объективности.
    В процессе выстраивания модернизационного проектирования (во второй его фазе – после полагания модернизационного проектирования) на основе познания и развития имманентных определений реальности происходит выстраивание теоретико-модернизационного комплекса, который всецело и необходимо определяет осуществление модернизационного проектирования (а также социально-экономическое планирование) с учетом целевых (напр., правительственных) установок и диалектических ноу-хау (при этом со всей остротой обозначается критическая ситуация, сложившаяся в науках, которую также надо системно решать, и это учитывается).
    В процессе модернизационного проектирования определяется оптимальное нужное из возможного, а не достижение наперед кем-то заданных целей.

Итак, модернизационные теоретизации определяют процессы модернизационного проектирования и создания диалектической программы модернизации.

II

 3. В настоящее время в Новейшей философии разрабатывается диалектическая теория модернизации.
    Диалектическая теория модернизации – это теория не столько о том, что модернизация есть такое, согласно мнениям разных специалистов, сколько о том, что конкретно надо делать в одной, отдельно взятой стране.

Главным преимуществом, основой и отличием диалектической теории модернизации является осознание в ней проявлений противоречия в социальных процессах и их соотношений с аспектами модернизации.

Для построения теории модернизации сначала были заложены основы, т.е. она не стоилась, как в науках, начиная с кровли, поэтому и позволяет получить решения насущных проблем.
    Во-первых, диалектическая теория модернизации имеет реальное основание, определяемое логикой общественного развития и диалектического познания его, чем существенно отличаются от иных (научных и других) исследований модернизации и вообще путей развития общества, исходящих, в основном, из ситуации, мнений, устаревших теорий и видимых целей.
    Во-вторых, диалектическая теория модернизации формировалась не субъективно, а объективно: выводилась из окружающей социальной реальности на известном в диалектической философии конструирующем сам себя пути познания, о котором некогда писал Гегель.
    В-третьих, диалектическая теория модернизации базируется на новейшем социально-диалектическом познании, так как существующие общественные науки уже не способны решать современные задачи: одни науки откровенно слабы, а другие уже попросту выдохлись.
    Диалектическая теория модернизации, в отличие от любых научных теорий и взглядов, обладает системным парадигмальным аппаратом, включающим ряд теорий и позволяющим на базе комплекса новейших теоретических и проектных инструментов рассматривать уникальные положения и альтернативные варианты развития социальных процессов и событий в комплексном проектном поле, идентифицируемом рядом параметров, в то время как науки могут лишь обобщать исторические данные и (порой необоснованно) применять их к оценке текущих событий, но не могут обоснованно проектировать программы социального развития.
    В-четвертых, положения диалектической теории модернизации и развития ее конкретных исследований оказываются отрефлектированными вовнутрь общих модернизационных теоретизаций, сами которые имеют объективное движение на основе указанных Гегелем принципов, т.е. происходит включение динамичных элементов рассуждений в конкретное движение исследований, представлений о чем в науках вообще нет.
    При этом рефлектирование позволяет вбирать в процесс проектирования знания не только о случившемся, т.е. учитывать исторические факты, но и на основе законов общественного развития – о возможном будущем, т.е. учитывать сценарии развития, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Диалектическая теория модернизации обладает рядом положений, которые не только являются ее основами, но и выражают ее преимущества и отличия.
    Во-первых, в диалектической теории модернизации имеется осознание проявления противоречия в социальных процессах и соотношения сторон модернизации и разных противоречий.
    Во-вторых, в ней имеется понимание ряда важных моментов, учитываемых только в диалектических модернизационных теоретизациях, например, идея модернизации, которая может онтологически включать в себя (учесть) важнейший тезис о единстве государства и народа, а в ряде случаев выступает еще и как цементирующий момент программы кардинального развития общества.
    В-третьих, субъективность эффективно используется за счет знания ее природы и выступающего отрицания, в то время как в общественных науках субъективность вносит разброд во взгляды ученых и создает хаос представлений о социальных изменениях.

Диалектическая теория модернизации базируется на новейшем социально-диалектическом познании.
    Ее познание представлено рядом наук и областей познания Новейшей философии, в т.ч.
социальная философия Новейшей философии,
экономическая философия НФ,
современная политическая экономия,
глобальная аналитика,
экономическая психология,
новые логики.
    При этом логика считается не только базой познания, но и основным теоретическим модернизационным ресурсом.
    В целом модернизационные теоретизации используют богатый спектр теорий – от формальных до предметных – позволяющих в каждом конкретном случае использовать соответствующее системно-структурное обеспечение, методы и порядки.
    Отдельно следует отметить то, что западные индустриальные, по своей сути негуманитарные инструменты социальных исследований заменены в диалектической теории модернизации смысловыми формами, что позволило создать новые жизненные способы модернизационного познания, применяемые в ее исследованиях.

Диалектическая теория модернизации обладает собственными уникальными ресурсами теоретизаций и проектирования, в т.ч.
- знаниями об идее модернизации, которая выражает то, что объективно нужно,  а не то, что ученым и чиновникам кажется, что нужно,
– знаниями о существе модернизации, которые позволяют получить представления о концепте модернизации и о форме модернизации; это существенные и уникальные положения диалектической теории модернизации,
– различными видами теоретизаций, см. «Модернизационного проектирования уровни и теоретизации»,
– актуальными принципами и концептами, см. «Принципы и концепты диалектической теории модернизации»,
– новейшими теоретическими ресурсами, в т.ч. особыми положениями и перспективными аспектами, см. «Модернизации диалектической теории теоретические ресурсы»,
– новейшими теоретическими и методологическими инструментами, в т.ч. диалектическими технологиями познания, например триадное опосредствование (см. «Опосредствования триадного технология»), и диалектическими методами познания и постижения,
–  новейшими инструментальными возможностями модернизационных теоретизаций и проектирования, см. «Инструментальные возможности диалектической теории модернизации»,
– новейшими функциональными возможностями, например, алгоритмизация модернизационного проектирования, см. «Модернизации диалектической теории функциональные возможности».

Понятно, что диалектическая теория модернизации существенно отличается от любых научных теорий и взглядов на модернизацию.

Исследования и теоретизации диалектической теории модернизации пролонгируются в диалектическом модернизационном проектировании и завершаются формированием диалектической программы модернизации, создаваемой для развития конкретной социальной ситуации, а не для общих разговоров о модернизации вообще, как это было принято в науках до сих пор.

В результате исследований на базе диалектической теории модернизации социальное развитие становится регламентируемым и планируемым, что позволяет не просто желать достижения помпезных или предвыборных целей, а решать конкретные возможные задачи и закладывать основы для решения временно не решаемых задач.

В целом исследования диалектической теории модернизации проводятся на более высоком уровне, чем соответствующие научные изыскания.

 4. Одной из уникальных возможностей исследований является созданный комплекса предметных понятий диалектических модернизационных теоретизаций
    Причиной его создания явилось то, что при исследовании модернизации потребовалось изучать специфическую совокупность ряда опосредствованных положений, сначала функциональных причин ее изучения, потом других, осмыслить которую нельзя было даже на основе логик Гегеля!

 5. Одной из наиболее проработанных инструментальных возможностей диалектической теории модернизации является созданная для решения проблем развития инноваций целевая модернизационная трехпозиционная структура, которая получила название «инновационный интерфейс».
    Инновационный интерфейс позволяет, в частности,
– найти форму реализации взаимодействия наук и бизнеса, приводящую к актуальному внедрению новаций,
– исследовать вопросы организации инфраструктуры инноваций в стране,
– определить точки включения актуализированных положений в конкретную теорию модернизации
и др.

 6. Отдельным образом исследованы причины изучения модернизации, которые, как оказалось,  являются особенным в системе модернизационных теоретизаций, подлежащим осмыслению именно в их ходе, а не составляющим некие вводные или внешние положения (это – важное замечание, которое не может быть понято в науках).
    Причины изучения модернизации могут быть объединены в группы:
– функциональные причины изучения модернизации,
– социальные причины изучения модернизации,
– знаниевые причины изучения модернизации,
– индивидуальные причины изучения модернизации.

III

[некоторые гносеологические результаты и выводы]

 7. Исследования модернизации оказались обусловленными не только внешними, объективными факторами, что, конечно же, должно было быть, но и рефлексивными факторами, в частности, связанными с совершенствованием самих процессов познания.
    При этом для изучения модернизации оказались существенными не только новые положения, но и переосмысленные известные положения, зачастую взятые в новом качестве.
    Это, с одной стороны, определило возможность проведения исследований в диалектической теории модернизации не только на основе общеизвестных инструментов (методов и т.д.), но и на базе основе эксклюзивных разработок, например, комплекса предметных понятий диалектических модернизационных теоретизаций, который активно используется в ходе модернизационного проектирования, и даже отдаленного аналога которому нет и не может быть в науках.
    С другой стороны, обобщение предметных позиций с учетом открытий Новой логики позволило развить ее самой позиции, а также создать некоторые особые инструменты диалектических исследований, например, комплекс понятий диалектических исследований (это конкретный пример одной из тем внемодернизационных исследований).
    Модернизационные исследования дали толчок к развитию современного диалектического познания: они зачинают ряд новых исследований.
    Тут надо отдельно отметить, что рассуждения о модернизации, которая всеми справедливо связывается с инновациями, сами стали ярко инновационными, и при этом обнаружилась их новая рефлексия в себя, в принципе не исследованная в философии Гегеля. Она является одним из важнейших открытий современной диалектической философии, весьма серьезно развивающей гегелевский путь познания, но это – отдельная тема.

Итак, изучение модернизации в современной диалектической философии базируется на принципиально новых исследовательских инструментах, и оно стратегически нацелено на развитие вообще познания, – так что оказываются синтетически увязанными оба этих положения. И не только познание нужно для изучения модернизации, но и модернизация оказывается а) понимаемой в более широком смысле, чем в науках, и б) существенной для развития познания.

И понимание модернизации расширяется.

IV

[некоторые предметные результаты и выводы]

 8. Диалектическая теория модернизации учитывает необходимость создания новой системы образования, см.СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

 9. Диалектическая теория модернизации учитывает то, что в случае сочетания положений стабилизации и модернизации достигается наибольший потенциал социально-экономического развития.
    При развитии этого положения в социальной философии Новейшей философии было установлено понятие развития страны, определяющее социальный потенциал и цивилизационную нишу для развития, т.е., по сути, возможность ее развития для себя, минимизируя зависимость от внешних обстоятельств. Это – возможность модернизации для себя страны, что является одним из основных открытий социальной философии Новейшей философии.

 10. Диалектическая теория модернизации учитывает то, что мировая экономика выходит на новый уровень развития.
    При этом понимается, что периоду будущей экономики будет соответствовать формальная целевая глобальная разработка по конкретному развитию обществ, и вопрос тут в том, какая из стран первая или одной из первых возьмется за нее и продвинет свои интересы – по крайней мере, хоть свои позиции застолбит на будущее.

 11. Диалектическая теория модернизации обладает пониманием более высокой и совершенной ступени развития капиталистического общества – индустриальное социальное общество
    ИСО является одним из явных выражений принципиально нового (для политологии, экономической науки, социологии и проч.) варианта общественного развития.
    ИСО базируется на капиталистических производственных отношениях, основывающихся на частной собственности на средства производства.
    При этом обсуждается не стадия капитализма, а вариант (путь) его развития.

 12. Главное, вариант опережающей российской модернизации может быть разработан только на основе диалектической теории модернизации, ибо вне нее указанное положение даже не представляется.

[сопутствующие результаты и выводы]

 13. Следует сказать и о том, что осмысление тупиков наук и развития исследований модернизации (конечно же, не в ее узком научном понимании, а в широком диалектическом понимании) привели в современной диалектической философии к осмыслению возможностей углубления, расширения и перепрофилирования некоторых модернизационных теоретических возможностей и знаний.
    Например, знания по модернизационному проектированию оказываются актуальными и практически применимыми в ряде конкретных областей человеческого познания и деятельности: так, на его основе можно создавать новейшие экономико-финансовые технологии, обеспечивающие на основе новых знаний расширенные возможности коммерческой деятельности и рыночные преимущества, тем более, что в Новейшей философии уже актуализирован ряд профильных, не имеющих аналогов сопутствующих диалектических наук и дисциплин, см., напр., «Экономическая психология».
    Были установлены возможности применения знаний и техник модернизационного проектирования при решении индивидуальных задач; тут для диалектики оказалась принципиально важной возможность познания смыслов жизни и существования человека, вплоть до формирования учения о реальной жизни.
    Как бы это странным кому-то ни показалось, но интересной и актуальной оказалась возможность применения методологических ресурсов диалектического модернизационного проектирования для исследования трансцендентных вопросов; это принципиально новое положение, не только имеющее большую диалектическую ценность, но и позволяющее осуществлять качественно новые исследования.

[общие результаты и выводы]

 14. Итак, современная диалектическая философия за счет своей диалектической теории модернизации определяет возможности создания перспективной социально-экономической концепции, не только сочетающей курсы стабилизации и модернизации, но и эффективно развивающей и усиливающей каждый из них за счет прогресса другого во благо конкретной страны, в частности, потому что диалектической философии известно, в отличие от любых иных систем познания, что такое противоречие.
    Модернизация теперь может иметь конкретную программу.

 15. В целом возможность модернизационных исследований и проектирования на основе диалектической теории модернизации еще раз подчеркивает тотальное превосходство диалектической философии над науками.
    И диалектической теории модернизации нет никакой научной и другой альтернативы.
    (Например, общественные науки могут прорабатывать только вариант (форму) догоняющей модернизации и вообще не могут предложить стратегию действий на международной арене.)


См.  «Главное в диалектической философии - социальность»,
«Диалектическая философия и науки»,
«Начало осмысления проекта "Сколково"»

[«Модернизация и социально-экономическое развитие», «Модернизации существо», «Модернизации формы», «Модернизационного проектирования выстраивание» и «Модернизация и социально-экономическое развитие»].