Аподиктика и аподейктика.
- 09.11.09 г.


Термин «аподиктика» ассоциируется с философией Аристотеля и понимается как «метод получения знания» или даже «логика», хотя надо учитывать, что еще много раньше Пифагор определил умение давать (доказывать) точные определения, которое, следует полагать, называл аподейктией, в силу чего иногда озвучивается термин  «аподейктика» (даже «аподейтика»), часто приравниваемый к аподиктике, хотя, все же, значения слов разные.

В современной диалектической философии приняты следующие термины, учитывающие взгляды Пифагора и Аристотеля:
- аподейктика – искусство давать точное определение;
- аподейктический – необходимо неотъемлемый; аподейктическое определение – определение, которое включает неотъемлемый признак предмета;
- аподейктическое суждение – суждение, в котором выводится, указывается, обозначается, фиксируется неотъемлемый признак предмета, признак, который всегда имеется у предмета, присущ ему, т.е. подразумевается (указывается) необходимость, логичность, неотъемлемость признака у предмета;
- аподиктический – безусловный, достоверный, безоговорочно правильный, неопровержимый или даже «абсолютно достоверное знание», «абсолютно достоверный»;
- аподиктическое суждение – суждение, в котором утверждается неизбежная необходимость, безусловность, логичность чего-либо (в отличие от суждений  возможности и действительности); аподейктическое суждение – более узкое суждение, относимое к признаку предмета;
- аподиктика – аристотелевская организация рассуждений, на основе которой выводятся известные логики, а также некоторые когнитивные инструменты современной диалектической философии, в первую очередь, дедуктивная логика (не путать с дедуктивным методом или с математической логикой)*.

Аристотель целью исследований считал познание и определение предметов и, соответственно, образование их понятий, для чего разработал метод, основанный на получени знания из признаваемых истинными посылок.

Аподиктика – особый вид построения и осуществления доказательств, когда начальными посылками принимаются те или иные философские принципы**, которые должны быть подтверждены, поняты как существенные, и из которых затем выводятся (доказываются) частные утверждения.
    Упрощенным, формализованным, не философским видом  аподиктики, когда посылками принимаются не философские принципы, а интуитивные или формально вводимые положения (аксиомы), является дедуктивный метод, возможности которого по сравнению с аподиктикой весьма невелики.

Аристотель указывал, что платоновская диалектика основывается на мнениях, в том числе, на созерцаниях ума или результатах диалогов, которые нельзя признавать истинными посылками размышлений, даже если они признаются подавляющим большинством компетентных в соответствующей области людей. 
    Согласно Аристотелю, основываться нужно на фактах, которые берутся из опыта и которые необходимо анализировать в соответствии с определенными правилами вывода понятий. (Поэтому воззрения двух действительных философов значимо различаются: если Платон считал науку одним из этапов в процессе движения к истине, то Аристотель понимал наукукак единственное строгое и достоверное знание.) 
    Таким образом, Аристотель противопоставил аподиктику платоновской диалектике, и это принципиально важно для понимания сочетания обоих грандиозных учений в диалектической философии.

Однако, строго говоря, аподиктика ограничена, не достаточна, в частности, не может дать представления о сущностных процессах мира, так как ее посылки строятся на основе ощущений, для которых многое недоступно, в первую очередь, трансцендентное. Недаром Аристотель хотел знать первые причины, для чего им и была актуализирована первая философия (аристотелевская метафизика). Но аподиктика не может оперировать с чистыми понятиями.
    Кроме того, нет такого понятия, которое могло бы отражать общее свойство всех других понятий или даже групп понятий. Поэтому Аристотель был вынужден перейти к пониманию высших родов, которые абстрактны, но к которым должны были сводиться… виды сущего.
    Более того, аподиктическое знание не может дать всех частных понятий и объяснений.
    Аподиктике присуща аналитичность и частичность ее результатов, она зависит от выбранных посылок и не может дать новые знания, не характерные ее посылкам или, тем более, (априорно) принятым аксиомам или лежащие вне предметной области и возможностей дедукции
    На основе аподиктики можно получить лишь уточнение, разъяснение, конкретное описание чего-либо уже положенного, иными словами, аподиктика дает лишь описание, разъяснение и детализацию принятых данных. Эту проблему явно обозначил И. Кант, противопоставив аналитическим рассуждениям синтетические, о чем Гегель написал так: трансцендентальная философия «положила начало попытке дать разуму развернуть свои определения из самого себя». Но только после восхождения сознания в философии Гегеля то такого уровня, когда оно поняло себя как всю действительность, разум смог развернуть тотальные определения из нее. Это, собственно, и было одной из главных заслуг Гегеля, в частности, позволившей создать новый логический аппарат, а также сформировать и структурировать исключительное диалектическое познание
    Аристотель указал еще один существенный недостаток аподиктики. Дело в том, что знание о конкретной вещи можно получить, согласно Аристотелю, из свойственных ей начал, но о них самих нельзя утверждать, что могут быть познаны достоверно, или, даже, что вообще могут быть познаны в требуемом объеме: нет эпистемы начал (в частности, именно поэтому выводы и результаты аподиктики должны проверяться, что существенно для дедуктивного метода, но почти всегда игнорируется).
    Главное, надо учитывать, что вне философии Аристотеля определенная ею аподиктика весьма ограничивает познание, что было отмечено Декартом, Ф.Бэконом и др.

Итак, аподиктика обладает рядом существенных недостатков, но в системе философии Аристотеляона была эффективна при решении многих задач благодаря ряду аспектов, почему-то упущенных в науках (поэтому в них так и не удалось использовать аристотелевский органон, который неоправданно, точнее – необдуманно многими критиковался). 
Поэтому в Новейшей философии аподиктика, с одной стороны, используется только в том же ракурсе, что и в философии Аристотеля, а, с другой стороны, была развита на фоне гегелевской логики, и, в частности, была сформирована дедуктивная логика.


* Иногда встречается термин «аподиктическая логика», которую следует понимать как логику конкретной философской системы, науки, теории, обеспечивающую достоверные выводы (только) в данной области исследований.
** Они недоказуемы, категориальны и познаются непосредственно через интеллектуальную интуицию или путем индукции.

[См. «Аристотелевская логика», «Гегелевская логика», «Дедуктивная логика», «Категории Аристотеля» и «Дедуктивный метод (и его виды)».]



Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.