Первоначало  в философии Платона.
- 21.10.12 г. -


А. Повествуя о своем диалектическом методе, о создании космоса, о душе и т.д., Платон так или иначе обозначает «начало всего», или основополагающий первообраз, или первоначало, или безпредпосылочное начало, или тождественную идею.
    Но Платон не дает описание первоначала.
    Известно лишь то, что первоначало вечно, тождественно себе и неизменно.
    При этом Платон пишет о том, что есть тождественная идея, не рожденная и не гибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли.
    Еще Платон пишет о том, что есть некая бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, существующая подлинно (т.е. вне обычного существования вещей).
    Более ничего, по большому счету, не известно.
    Таким образом, можно с уверенностью говорить лишь о том, что первоначало само и вечно, оно предпосылок не имеет и не предположительно.

При этом важным моментом в космологии Платона является то, что демиург, глядя на первообраз, создает космос; тут обозначается не только роль первоначала, но и то, что в философии Платона не раскрываются реальные процессы рождения космоса.

 Б. Для наук первоначало само по себе, тем более, еще и в контексте деятельности демиурга, образует не решаемую в задачу *; так потому, что в них, в частности, разум ограничен, о чем, как известно, писали и Платон и Кант.

 В. Для современной диалектической философии важным стало то, что, по словам Платона, первоначало постигается с помощью рассудка и разума. Его сущность, или подлинное знание, или истина, или сияющая красота, по словам Платона, зрима лишь кормчему души - разуму, и на нее-то и направлен истинный род знания.

Разум, по словам Платона в «Государстве», «подходит к первоначалу с целью его обосновать»**. Разум достигает первоначало в диалектическом методе Платона, а потом, придерживаясь «всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним».
    Таким образом, Платон не пишет о том, что в его философии разум познает первоначало и что проводит познание на его основе или исходя из него самого.
    Платон пишет о том, что разум лишь достигает первоначала и «придерживается всего, с чем оно связано». Так потому, что первоначало остается в философии Платона внешним и к познанию (разуму) и к миру, поэтому оно так и остается непознанным (в противном случае исследования самого Платона рано или поздно учитывали бы его содержание).
    Другое дело, что принимая первоначало во внимание, можно познавать существующий мир, в свою очередь, с которого, и это надо отметить особо, Платон начинал свои рассуждения о познании в своем диалектическом методе. Это положение философии Платона принципиально важно для гносеологии.
    Таким образом, в философии Платона первоначало не познается, но говорится о том, что, отталкиваясь от него, принимая его во внимание, можно познавать существующий мир.
    В целом для познания существующего мира по Платону следует начать и продолжить его диалектический метод.
    И существующий мир познается; это важное гносеологическое положение, весьма существенное для диалектической гносеологии.

А вот само первоначало осталось в философии Платона отдельным положением.

Но подход к его разрешению имеется.
    Дело в том, что движение к первоначалу необходимо, причем с целью его обосновать, и это указано Платоном. Это принципиально важное положение, которое не комментируется науками, но не по причине его очевидности, а потому, что наблюдается парадокс: в этом случае первоначало, являющееся источником всего мира, должно быть обосновано, а не просто установлено (последнее было бы достаточным для наук, а диалектике требуется его обоснование). А философии Гегеля первоначало вообще становится целью, т.е. относится к завершению исследований, что, с другой стороны, создает основу для решения вопроса о познании первоначала ***. При этом в современной диалектической философии первоначало кроме начала и цели, как уже указывалось на сайте, обретается еще в одном аспекте, который позволяет ограничить соответствующий предмет исследований, к которому, уже как к определенному содержанию, прилагаются методы диалектической философии, и это в своем движении как раз и дает решение вопроса о познании первоначала.
    Не менее важным вопросом являются процессы рождения космоса.
    Таким образом, то, что первоначало надо обосновать и раскрыть, и решение следующих из этого вопросов, в т.ч. определение реальных процессов рождения космоса, - это Платон оставил, как получается, философии Гегеля и современной диалектической философии...

В целом в современной диалектической философии определение Платоном первоначала стало важным моментом для диалектической онтологии, рассматривающей, в частности, вопросы образования мира.
    И, кроме того, осмысление первоначала и процессов рождения космоса стало важной для диалектической гносеологии темой.

 Г. В ходе исследования первоначала и процессов рождения космоса формируется ряд выводов, или существенных гносеологических положений, из которых укажем следующие.

Во-первых, актуальна сама постановка вопроса о первоначале как таковом, который обусловливает исследование вопросов зарождения и развития космоса.

Во-вторых, именно постановка вопроса о первоначале как таковом определяет ряд важных исследований в областях диалектической онтологии и диалектической гносеологии.

В-третьих, вопрос о первоначале есть, но науки не могут его решить в принципе, ибо основываются на обыкновенной логике; да и по другим причинам.
    Поэтому следует сделать вывод о том, что для решения вопроса о первоначале и процессах развития космоса нужна некая новая логика, качественно отличающаяся от общеизвестной логики; это один из существенных выводов из исследований философии Платона.

В-четвертых, указанный выше генезис осмысления и позиционирования первоначала не только характеризует его познание, но и отражает существо изменения диалектического познания на протяжении последних трех тысячелетий. Это определяет некоторые выводы о развитии диалектического познания, а уже в этом смысле определяются некоторые его онтологические и исторические аспекты, но это уже отдельный разговор.

Эти выводы важны и сами по себе, и в смысле аспектов значений диалектического метода Платона (см. «Диалектического метода Платона значение»), и для развития вообще диалектического познания.


* См. также «Существование мира - проблема материализма».
**  Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр.соч. в 4 т.: Т. 3 - М., 1994 (Филос. наследие).
    Ссылки приводятся в текстах научных статей и докладов и в ходе занятий Академии диалектики и диалектической философии.
*** Тут получается точно так же, как в уже указанном случае с диалектическим методом Платона: для его познания необходимо понять его идею, а для этого надо знать, что такое идея, а уже для этого, в свою очередь, необходимо применить диалектический метод Платона. Это «закольцовывание» не разрешимо для наук, основывающихся на обыкновенной логике, но решаемо в диалектике.


Продолжение: «Бытие по Платону - 1».

См. «Существование мира - проблема материализма»,
ВСЕОБЩАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

и «Новые логики»

[«Космология Платона» и «Космология Новейшей философии»].



Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.