Реальность и идеальность – 3.
(Возможные направления и положения обсуждений и взаимовыгодного сотрудничества.)
- 05.04.15 г. –
- 9772225665000 15016.


Диалектическая тема «Реальность и идеальность» является одной из центральных в современной диалектической философии, ибо она весьма значима, и на этом следует акцентировать внимание отдельно и особо. При этом вопрос не только в колоссальном методологическом обеспечении диалектической темы «Реальность и идеальность», которое было создано специально для ёё осмысления, что само по себе очень важно, так как оно активно используется в различных современных диалектических исследованиях, но и в обозначаемых в ней положениях – и осмысление которых важно само по себе, и пролонгация которых оказывается весьма актуальной.
    Но вопрос не в обсуждении понятий актуальных положений и их использовании в теории и на практике, ибо на сайте еще не изложены теоретические основы и соответствующее методологическое обеспечение, нужные для разъяснения соответствующих аспектов. Проблема даже не в приведении ряда материалистических позиций в соответствие с диалектическими взглядами в целях возможности определения в науках нужных категорий и теоретических положений, актуальных для понимания соответствующих вопросов. Проблема, скорее, в акцентировании актуальных вопросов, в связи с которым уже можно будет понять наиболее важные диалектические темы и положения, которые и нужно обозначать и развивать. Это существенный вопрос, ибо, как уже указывалось на сайте, многие важные вопросы имеют свою уникальную методологическую диалектическую базу. Однако разъяснять методологию и все теоретические основы – дело долгое. Поэтому-то следует установить наиболее интересные для людей темы, которые и нужно обсуждать в дискуссиях и снабжать дополнительно диалектической методологией и базовыми знаниями. Понятно, что, быть может, придется создать особый формат дискуссий, но это уже сам по себе понятный и решаемый вопрос.
    Таким образом, необходимо определиться с направлениями, которые обусловливает диалектическая тема «Реальность и идеальность», и с её конкретными положениями. Для этого целесообразно для начала выделить некоторые направления и отдельные положения, по которым может быть начат разговор, а уже по откликам от читателей принять решение о развитии теоретических и предметных материалов, представляемых на сайте в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА.

В целом можно обозначить три группы наиболее актуальных позиций, или очень важных разделов исследований, обусловливаемых диалектической темой «Реальность и идеальность», некоторые отдельные положения которых уже были указаны на сайте, и по некоторым из которых поступил ряд вопросов.

Первое направление включает обозначение и исследование понятий диалектической методологии. О значимости методологии можно и не говорить: думается, это и так всем ясно. Но сейчас следует акцентировать внимание на аспектах актуальности диалектической темы «Реальность и идеальность». В первую очередь, она актуальна для такого (1) подразделения диалектической методологии, в рамках которого изучаются инструменты познания. В диалектической философии, начиная со времен Гегеля, они весьма многообразны и в количественном и в качественном смысле превосходят научные. А в современной диалектической философии даже большая, чем в философиях Платона и Гегеля, идеализация позволяет говорить о еще более тонких инструментах познания, в т.ч. о метаинформационных технологиях, в некоторой мере уже рассмотренных на сайте, о сверхчувственных технологиях познания, уже упомянутых на сайте, и т.д. При этом диалектическая тема «Реальность и идеальность» оказывается актуальной для диалектической методологии и в конкретных вопросах. Например, одним из них является (2) суждение, представление о котором в науках несостоятельно, а в вот современной диалектической философии даже была создана отдельная теория – общая теория суждений, обобщающая знания о суждениях и позволяющая развивать представления о них и использовать их не только для текстов учебников, но и для решения практических задач (например, в части экономической теории, о чем уже говорилось на сайте). Еще одним актуальным подразделением является специфическое (3) направление диалектической методологии, в рамках которого изучаются категории. Вопрос в том, что в диалектике они не берутся, исходя из эмпирики или мнений исследователей, а выводятся, чего нет ни в одной другой системе знания и познания и в науках. Однако указанный подход обладает своей спецификой, о которой писал Гегель, поэтому сейчас можно не повторяться на ее счет. Более того, актуальны и новодиалектические аспекты вопроса изучения категорий, в т.ч. уже указанные на сайте. Но в данном случае интересны только те из них, которые обусловлены диалектической темой «Реальность и идеальность».
    Также интересны и предметные темы, раскрывающие отдельные положения указанных трех направлений и их вопросов в их взаимном соотношении. Например, интересна частная тема, посвященная вопросам применения суждений в информационных инструментах и в технологиях познания, которая не только не известна и не понятна наукам, но и чужда им. Также актуальна тема диалектической логики, время определения которой, по всей видимости, пришло. И др.

Второе направление включает обозначение и исследование понятий диалектической гносеологии. В частности, могут быть интересными уже указанные на сайте следующие новодиалектические положения, некоторые из которых не имеют аналогов ни в других системах знания и познания, ни в науках, ни даже в философиях Платона и Гегеля, т.е. являются принципиально новыми
    Изначальность. Это принципиально новое положение, раскрывающее некоторые вопросы возникновения мира, интересно не только само по себе. Оно является результатом развития новодиалектических исследований на основе философий Платона и Гегеля, т.е. не вводится априорно, как например тот же Большой взрыв в физике. Может показаться удивительным, что вопросы, кажущиеся начальными, стали вдруг результатом. Но таковое и иное удивление может возникнуть лишь на основе рационалистического (материалистического, научного) познания, которое берет свои начальные данные из опыта (но нет, например, такого опыта, который позволил бы идентифицировать бесконечность и вечность материи и др.) или догадок (мнений) ученых. А в диалектике любое знание, даже о начале начал, выводится, что все еще для многих кажется удивительным (поэтому и это тоже может стать предметом дискуссий и даже вопросом обсуждения изначальности).
    Жизнь. Казалось бы известная тема. С точки зрения разговоров о ней – да. Но ведь даже нет корректной постановки вопроса о ней, в т.ч. о том, что есть живое. Используя слова Ф.Энгельса, в науках приходится «определять жизнь … как жизнь». Либо тавтология, либо определение жизни через ее бионоситель (который, правда, образовался в ее ходе, т.е. опять же через неё саму, но этого ученые не хотят замечать), либо определение жизни через ее характеристики (т.е. принятие её уже как данной и развитие разговоров на ее тему). Других существенных вариантов, как следует из научной литературы, у ученых нет. Вот и возникает принципиально новый вопрос – об определении жизни. Слова, конечно же, известные, только в диалектике они выражают иную суть,  еще пока не обсужденную в науках. Именно поэтому вопрос оказывается новым. Именно вопрос, или его постановка, и его разъяснение и обоснование является тем новым (отличным от тавтологии, бионосителя и характеристик), которое и является существенным. И тут тоже указанное многим может показаться удивительным, поэтому и нужны дискуссии или хотя бы отдельные мнения – для прояснения готовности к новшествам.
    Человеческое мышление. Оно напрямую связано с предыдущим положением. Однако человеческое мышление не известно наукам: в них нет его определения, и тоже существуют лишь тавтологические дефиниции, причем противоречащие друг другу,  или определения отдельных характеристик. При этом можно поговорить и о мышлении животных, правда, оно еще менее понятно наукам, чем человеческое мышление. А вот такой вопрос: было ли мышление у прогенотов? – вообще никогда не ставился в науках (а вот в Новейшей философии исследуются еще более фундаментальные вопросы)…
    Подобающий потусторонний удел, указанный Платоном. И хотя эта тема достаточно глубоко проработана в современной диалектике, в т.ч. в прикладном плане, она является все же очень специфичной, поэтому, наверное, будет представлять интерес для немногих.
    Индивидуальная идея. Это тоже принципиально новое положение. Оно уже изредка проскальзывает в новодиалектичсеких разговорах и текстах, благодаря которым производится некоторая подготовка читателей к введению соответствующего понятия в познание. И сложность даже не (1) в наличии некой идеи, которую материалистическое познание тут же захочет признать проявлением идеализма.  (Но даже по Ленину идея – в объективной реальности. Иными словами,  даже согласно такому материалистическому фундаменталисту, как В.И.Ленин, идея – не идеализм. Она – нечто объективное, правда, не данное в ощущения и в научном опыте, поэтому не подвластная наукам.) Вся сложность в вопросе (2) реализации, т.е. практики, некоторых результатов познания (3) философии Гегеля, признаваемой в науках идеалистической, (4) воспроизведенных (это вообще особая диалектическая технология, т.е. и о ней, похоже, также придется говорить) и используемых с учетом (5) некоторых игнорируемых науками положений и философии Гегеля и современной диалектической философии. Так что даже переход к теме индивидуальной идеи вызывает серьезные трудности, не говоря уже о её предметной сфере.
    Отдельно следует сказать и о том, что все пять указанных положений взаимосвязаны, что, возможно, облегчит их обсуждения, т.к. многие аспекты можно познать в опосредствовании.

Третье из актуальных направлений также относится к диалектической гносеологии, но включает обозначение и исследование прикладных понятий. По всей видимости, наибольший интерес представит тема диалектического программирования «Диалектическое программирование и идеальность», в первую очередь, важная для него самого. Она достаточно объемна. В нее входят даже весьма специфические положения (например, идея программирования), которые явно не идеалистические, а скорее подпадают под ленинские представления об идее и объективности в том смысле, что их можно и нужно использовать в таком реальном процессе, как программирование. Хотя, скорее всего, центральной будет тема, касающаяся новодиалектически осознанной идеализации типов данных, которую не следует путать ни с абстракцией типов данных, ни с абстрактными типами данных, известными в обычном программировании.
    Кроме того, обсуждаемые вопросы можно будет увязывать с вопросами создания принципиально новых программных продуктов, что, несомненно, может предопределить не только содержательные дискуссии, но и взаимовыгодное сотрудничество.

Итак, в целом, обозначена специфика возможных дискуссий и теоретических материалов диалектической темы «Реальность и идеальность», степень заинтересованность в которых и следует уяснить. Однако возможно обсуждение и других положений указанной темы. Более того, в рамках диалектической темы «Реальность и идеальность» целесообразно провести обсуждение категорий и вопросов, выходящих за её пределы, так как они могут позволить со стороны (в опосредствовании) понять некоторые аспекты уже обозначенных вопросов или даже выявить новые (в этом современная диалектика заинтересована и будет этому способствовать более всего, даже путем создания эксклюзивных дискуссионных площадок).
    При этом, как уже указывалось, при исследовании положений темы «Реальность и идеальность» следует учитывать не только гегелевские определения её опорных положений и указанные им вопросы познания, но и их развитие и развитие новых положений и тем, причем в тесной связи с практикой. Именно по этой причине выше были акцентированы такие положения, как информационные инструменты, жизнь и др. Кроме того, практика не только дает возможность апробации новаций, но и полагает новые вопросы и темы, что предопределяет многогранное развитие рассуждений и дискуссий.
    Таким образом, в ближайших статьях будут обозначены некоторые положения ряда возможных предметных дискуссий или, быть может, даже отдельных направлений (разделов) сайта (и, кстати, соответствующий организационный вопрос также имеет смысл обсудить). Но и о плановом изложении материалов сайта не будет, конечно же, забываться.


См. «Реальность и идеальность – 1» и «Реальность и идеальность – 2».


(Вопросы, предложения, сообщения и т.д. следует присылать на сайт через Контакты.
    Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные дискуссионные площадки; заявки и предложения также присылать через Контакты.)