Методологические возможности познания философии Платона - 4.2.
- 11.11.12 г. -
(Продолжение статьи «Методологические возможности познания философии Платона - 4.1».)

... В. Для философии Платона кроме нематериалистических понятий и категорий существенны еще и другие, порой неприемлемые для наук приемы фиксации и презентации знаний и осуществления познания, которые не укладываются ни в формально-логические, ни в какие другие рационалистические рамки.
    Одними из них являются связанные с символизмом философии Платона образы, символы и аллегории. Эти выражения абстракций, представлений и т.д. выступают конкретно различными в философии Платона, поэтому используются в соответствующих разных конкретных случаях как в ней, так теперь и в современной диалектической философии.

В науках в целом, конечно же, возможны образные выражения и сравнения, но они используются, в основном, в качестве метафор для акцентирования обсуждаемого аспекта, но никак не для его раскрытия и не в целях познания.
    А в философии Платона они имеют концептуальную и теоретическую ценность: они наравне с понятиями и категориями участвуют в реализации познания и фиксации его результатов. Но при этом, очевидно, должны быть и соответствующие инструменты, позволяющие органично и однозначно сочетать различные понятия, в т.ч. образуемые образами и аллегориями, в строгие теоретические рассуждения. И вот тут важным оказалось то, что такого рода инструменты, не используемые даже в философии Гегеля, имеются в философии Платона. О некоторых из них упоминается и в науках, но все они понимаются в материалистическом смысле, что не верно для философии Платона, и их следовало переосмыслить.
    Нужно было открыть заново те инструменты, которые использовались Платоном, и, естественно, их развить.
    Всё это и было сделано в современной диалектической философии, вплоть до создания отдельного раздела диалектической гносеологии, о котором на сайте будет сказано ниже.
    И теперь эти новые знания активно используются в современной диалектической философии.
    Отдельно отметим, что соответствующий методологический инструментарий базируется, правда, на гегелевской науке эстетики, но уже развитой с учетом достижений мировой социальной и художественной мысли  XX в. 6 для нужд конкретного предметного познания. Импульс развитию гегелевской науки эстетики и превращения её в современный реальный инструмент познания стал важным результатом исследования художественных способов презентации и обработки знаний, использовавшихся Платоном7. Аналогов такого рода диалектическим формам познания и возможностям получения знаний в науках нет и быть не может.

Так что даже поверхностное затрагивание такого простого, на первый взгляд, вопроса, как образные выражения в философии Платона приводят к актуальному объему рассуждений по поводу методологии (отметим, что тут «хитрость» в том, что в диалектике учитывается мышление, в данном случае - символизм).

Но важен и еще один аспект.
    Аллегории аллегориями и обозначаемые ими положения сами собою, например недоступная наукам душа. Но за ними Платон скрыл весьма солидный пласт знаний, который не доступен наукам и вообще рационалистичному познанию, и который следует актуализировать за счет наднаучных способов познания, одними из которых и являются возможности, базирующиеся на использовании художественных приемов, о чем будет сказано ниже.
    Таким образом, как видно, речь идет уже не только о создании инструментов исследования, но и о вскрытии заложенных в великой философии Платона особых знаний.
    При этом, исследуя некоторые иносказания Платона, можно не только развивать теоретическое познание - речь, конечно же, о диалектическом познании, ибо диалектическая философия и науки разделены, - но и выявлять прикладные аспекты (причем даже на основе научных подходов).

И вопрос уже не только в познании великой философии Платона, её знаний, чего нельзя осуществить в науках, но и в создании на ее основе новых знаний и в их применении.
    Например, на основе развития знаний великой философии Платона в современной диалектической философии были исследованы такие архиважные положения 8  как
- постижение (о нем еще будет сказано на сайте)
- разгон человеческого мышления
и др.
    Не менее важным стало новое осмысление принципиально важных социально прикладных категорий и понятий, например, производительность труда (теперь можно с уверенностью сказать, что это понятие определялось в СССР неправильно и в ряде стран до сих пор понимается неверно, что весьма негативно сказывается на развитии экономик этих стран).

Но главное то, что диалектические возможности, базирующиеся на использовании художественных приемов, позволяют не только консолидировать и наиболее эффективно презентовать знания, но и исследовать глубинные, в основном, духовные аспекты различных феноменов, что потребовало разработки в современной диалектической философии особых методов.


Существенный вывод статьи по обсужденному вопросу.
В современной диалектической философии в ходе исследования символизма философии Платона был сделан вывод о необходимости создания на основе гегелевской науки эстетики современного реального инструмента познания, основывающегося на осмыслении и использовании образных и художественных возможностей фиксации и презентации знаний.
    При этом речь идет уже не только о создании инструментов исследования.
    Кроме того, существенным оказалось не только познание великой философии Платона, чего нельзя осуществить в науках, и вскрытие заложенных в ней знаний, но и в создание на ее основе новых знаний и их применение.


 Г. Для настоящей статьи актуальным является вопрос, заключающийся в том, что в ходе художественного изложения своей философии Платон скрыл весьма солидный пласт знаний, часть которых заключена в мифах, и которым не придается рационального значения.
    Поскольку мифы оказываются феноменом, весьма разнящимся в научном и диалектическом пониманиях в смысле познания, то это обусловливает отдельное рассмотрение соответствующей сферы гносеологии, известной в науках как мифология. Однако изучение этой сферы познания невозможно на основе имеющихся субъективных представлений различных ученых, тем более, что они зачастую оторваны не только от древнего символизма, но и от социально-культурологических аспектов тех времен (например, на сайте уже неоднократно указывалось, что нельзя исследовать знания прошлого на основе обыкновенной логики). Поэтому пока остановимся лишь на обусловливающих эту сферу познания мифах, тем более, что они, во-первых, активно использовались Платоном, и, во-вторых, представляют собою реальный предмет исследований, который следует положить в основу современных изысканий и ряда новых направлений современной гносеологии (что и было сделано в современной диалектической философии).

Для начала укажем лишь несколько бросающихся в глаза особенностей, характерных для применения мифов в философии Платона и служащих выявлению основ как различения гносеологии, так и формализации ряда конкретных приемов исследований - того, что необходимо при обсуждении новых направлений современной гносеологии.
    Во-первых, Платон благодаря мифам использует некоторые логические построения (о них самих скажем потом отдельно); не «в приводимых мифах», как это звучало бы в научном изложении, а именно «благодаря мифам». Это откровенно новое для наук положение. Тут вопрос в том, что сами суждения могут строго выстраиваться в некоторых порядках, диктуемых не только логикой. Каких? - это отдельный вопрос, который можно будет обсудить в рамках работы Академии диалектики и диалектической философии.  А на возражения, касающиеся того, что, мол, это тоже все равно логические построения, уже можно ответить, что это такие построения, которые используются вне всяких логических правил (точнее - это особый прием, но это отдельный разговор, так как соответствующие знания отсутствуют в науках). С другой стороны, наукам сначала бы следовало ответить на вопрос: «какое это логическое построение, что оно из себя представляет?» (именно для ответа на этот вопрос в современной диалектической философии была создана ранее указанная отдельная дисциплина).
    Более того, ряд из логических построений и в смысле логики и в смысле эзотерики известен и в других системах познания. Так что понятно, что мифы мифами, а структуры познания, которые обнаруживаются, в первую очередь, в них, следует выделять, совершенствовать и применять, что и было сделано в современной диалектической философии (в т.ч. была создана соответствующая теория).
    Во-вторых, Платон также и сам создавал художественно-логические и мифологические построения, например, миф об Эроте (диалог «Пир»). При этом понятно, что не ради красного словца, не для восхваления богов и т.п. создавал Платон такого рода мощные гносеологические построения (NB! - именно гносеологические построения). Так, с одной стороны, его иерархия красоты стала каноном во многом благодаря мифологической форме (соответствующей форме логических построений), но при этом, с другой стороны, важно и то, что она имеет смысловое содержание, почему-то упускаемое науками (об этом знании еще будет речь на сайте).
    В-третьих, Платон в рамках мифологических изложений вводит и использует эзотерические знания.
    Платон часто подчеркивал, что в его философии наиболее важным является высший пласт знаний, к которому имеют доступ те, кто уже обладает достаточными знаниями. При этом становится понятным, что с позиций обыкновенной логики таких знаний не то, что познать, но и даже в целом ухватить нельзя, даже зафиксировать их наличие невозможно, так как нужны и особые техники познания и наличие соответствующих знаний, которых в науках нет. Вот на что науки должны были бы обратить внимание, а потом кардинально переосмыслить свои подходы к изучению философии Платона...     
    В-четвертых, обратно, благодаря мифологическим изложениям, точнее - их принятым в эзотерике приемам, Платон скрывает ряд знаний (о чем уже говорилось выше), как привнесенных им из эзотерических систем, так и полученных им самим. Правда, это еще не гримуарные технологии изложения, и это, конечно же, не диалектические формы изложения, позволяющие решать задачи презентации и требуемой передачи знаний, которые изучаются в диалектической текстологии. Но это те особые приемы изложения, которые следует знать, если есть желание понять то, про что писал Платон.


Примечание.
    При этом, кстати, следует различить ряд форм изложения:
- образное мифологическое изложение,
- гримуарное изложение,
- диалектическое изложение.
    Все они изучаются в упомянутой диалектической текстологии и используются при изложении диалектических текстов (но не материалов проекта ДИАЛЕКТИКА, конечно же).


    В-пятых, Платон производит системную фиксацию фактов в ряде случаев именно благодаря мифам. При этом системообразующими аспектами становятся не критерии, виды классификаций и другие привычные положения, а нечто иное, о чем речь еще пойдет на сайте. Платон использовал очень интересную технологию, которая, однако, не исключает применение к группе знаний других подходов и методов и может использоваться в совокупности с ними.
    Быть может, Платон даже предполагал, что обособленные им благодаря мифам знания могут быть исследованы на основе других методов (что, собственно, и произошло в философии Гегеля и в современной диалектической философии, но не в науках).
    С другой стороны, благодаря опять же мифологическим изложениям Платон осуществляет фиксацию результатов своего познания. Это, на первый взгляд, обычная фиксация фактов, но, на самом деле, это другая сторона медали, точнее - две стороны двух медалей, о которых еще будет речь на сайте.
    И др.

Можно привести и другие положения, открывшиеся при изучении мифов в философии Платона, но они могут быть не интересны пользователям, стоящим на позициях материализма и общеизвестной логики, так как связаны со взглядами древних людей на жизнь, - людей, творивших знания, по своей природе отличные от современных научных представлений.
    Однако всё же отметим, что исследование применения мифов в философии Платона позволяет изучать многие и сами по себе интересные аспекты, и актуальные положения, и практически важные вопросы, из которых упомянем пока следующие:
- эзотерические приемы исследований,
- аспекты эзотерики как пласта древних знаний и суммы взглядов на жизнь,
- некоторые художественно-эстетические позиции современной диалектической методологии.

Также отметим, что мифы обладают и особым гносеологическим смыслом, о чем на сайте будет сказано в свое время.

Но главное то, что именно изучение мифов в философии Платона позволило
- определить то, что они в символизме философии Платона являются не только средством, но и результатом применения художественных средств в определенных целях,
- осмыслить вытекающее из предыдущего положения современное различение диалектической гносеологии,
- открыть ряд скрытых Платоном знаний,
- создать некоторые новые знания,
- создать новую, принципиально важную область познания,
- создать новый, принципиально важный раздел познания,
- развить соответствующую отдельную дисциплину.


Существенный вывод статьи по обсужденному вопросу.
Мифы в символизме философии Платона являются не только средством, но и результатом применения художественных средств в определенных целях. При этом в современной диалектической философии изучение мифов в философии Платона позволило не только исследовать эстетические возможности познания и, в частности, более точно определить особую дисциплину исследований, но и осмыслить современное  различение диалектической гносеологии, а также актуализировать в ней новый, принципиально важный раздел познания.


 Д. Теперь можно начинать переходить к тому, что в науках называлось «эстетические методы, используемые Платоном», точнее - пока еще только к пониманию того, что следует осмыслять и использовать.
    Осмыслять и использовать следует формы искусства и их возможности познания. Однако при этом необходимо выяснить обстоятельства способов выражения художественного замысла, а также методов исследования, соответствующих формам и видам искусства. В этом смысле те же эстетические методы берутся в диалектической философии не из увиденных творений художников, т.е. не по схеме «вижу и пою», как это делается обычно, а выводятся из понятия красоты. А оно уже определено Гегелем, так что в современной диалектической философии оно просто берется и используется.
    Это позволило различить эстетические методы и художественные методы (понятия художественного метода ни в науках, ни в искусстве нет).
    А вот уже на основе эстетических и художественных методов можно как исследовать, так и использовать упомянутые выше мифы, аллегории, результаты символизма как мышления и т.д., что и требовалось современной диалектической философии. И именно это обусловливает акцентированную выше важную принципиально новую область познания.

Итак, в современной диалектической философии на базе гегелевской науки эстетики соответственно формам искусства бала создана принципиально новая область познания, и были различены художественно-эстетические методы.
    И теперь уже сущие определения форм искусства используются, а не отдельные приемы, как у Платона, которые хороши были раньше. Эти формы используются для познания не только мира, но и смысла жизни, а также для решения главной задачи современной диалектической философии…
    Так что теперь прекрасное в диалектике конкретно используется для нужд познания и, главное, для познания смысла жизни и решения главной задачи современной диалектической философии. В этом смысле прекрасное оказывается не нечто сверхчувственным, как у Платона, или наслаждением, а основой реального средства познания, что в общем-то понятно, так как оно - сторона истины, именно на базе которой развивается диалектика...

 Е. Приведенные выше рассуждения приводят к выводу о том, что философия Платона предоставляет важные положения для осуществления познания не столько на основе неких подразумеваемых науками эстетических методов, сколько на базе более общих художественно-эстетических возможностей и в рамках соответствующей новой системы познания.
    Но обозначить эти возможности следует в рамках той познавательной совокупности, которая была сформирована в современной диалектической философии.
    Речь, таким образом, пойдет об области познания современной диалектики - об актуализированной в начале XXI в. художественно-эстетической гносеологии - об исследуемых в ней методах и т.д.
    Вывод именно о ней является целью этой части статьи (а вот раскрываемые в художественно-эстетической гносеологии формы исследований - это уже отдельный разговор).


Существенный вывод статьи по обсужденному вопросу.
Философия Платона предоставляет важные положения для осуществления познания на базе общих художественно-эстетических возможностей. Это в современной диалектической философии привело к выводу о необходимости создания на основе гегелевской науки эстетики современного реального инструмента познания, основывающегося на осмыслении и использовании художественных возможностей осуществления познания и фиксации знаний, - художественно-эстетической гносеологии.


Примечания:
6
  Таков один из принципов новодиалектических исследований в части художественно-эстетических методов.
7
  В целом же в современной диалектической философии речь идет о целой системе особых способов презентации и обработки знаний, использовавшихся Платоном.
8
  Они были открыты не на основе философии Платона.


Продолжение: «Методологические возможности познания философии Платона - 5»
[и «Художественно-эстетическая гносеология»].


См. «Диалектическая философия и науки»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 1»,
«Методологические возможности познания философии Платона - 2»,
«Диалектический метод Платона»
и «Методологические возможности познания философии Платона - 4.1».


 

Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/38502.html