Диалектическое программирование и диалектическая логика.
- 26.01.14 г.
1. Предметные положения.
В науках часто утверждается, что диалектическую логику создал Гегель. Это говорилось и сто лет назад, в т.ч. в вводных статьях к некоторым томам советского издания собрания сочинений Гегеля. Это говорится и сейчас.
Однако Гегель в своих трудах термин «диалектическая логика» не использовал, по крайней мере, до сих пор ссылок никто не привел. Так что ученые попросту домысливают за великого философа.
Иногда ученые, да и не только они, гегелевскую спекулятивную логику называли, а некоторые и до сих пор называют диалектической логикой. Но это те ученые и неучи, которые, похоже, вообще не читали трудов Гегеля и не знают соответствующих положений, указанных самим Гегелем, которые можно положить в основу решения этой оказии, и которые можно обсудить в дискуссиях.
Вообще многие диалектическую логику понимают по-разному, бардак какой-то.
Хотя, с другой стороны, можно и так обобщить обсуждаемый вопрос в целом: либо не все труды, статьи и записи Гегеля известны ученым, и они пишут отсебятину, либо он действительно не рассматривал диалектическую логику. Во втором случае можно сделать вывод о том, что диалектическая логика (или нечто похожее на неё) Гегелю попросту не требовалась, ибо не использовать такой яркий термин можно было только в случае его явной ненадобности. И тогда пока, действительно, придется признать следующее: то, что можно было бы назвать диалектической логикой, не требовалось истинно диалектической философии Гегеля. Это парадокс, и материалистические науки его не смогут ни понять, ни решить, хотя посылка ответа на поверхности, но она не материалистична, поэтому неприемлема для наук.
А пока никто не привел гегелевское определение диалектической логики, единственной остается ильенковская теория - теория диамата.
Ильенков создал диалектическую логику как гносеологическую теорию диалектического материализма на основе общеизвестных тезисов В.И.Ленина.
Иных основательных теорий или даже просто идей никто еще не привел, хотя мнений высказывалось много, да и сейчас они порой высказываются. При этом понятно, что для строгих рассуждений ими пользоваться не только нельзя, но и глупо, ибо они выражают отдельно взятые, непрактичные, чисто субъективные мнения, которые нельзя не только связать в систему, без чего логика не возможна, но и применить в конкретных случаях без новых соответствующих конкретному предмету оговорок и т.п. Иными словами, высказываемые мнения – это посылки разговоров о разном, следовательно, не о диалектической логике, как (одной) теории.
Однако диалектическая логика будет будоражить умы людей. Её будут обсуждать.
И основным (и первым) является вопрос о том, как её определить.
Тут можно выделить три подхода.
Первый состоит в поиске некоторого начала, которое позволило решить хотя бы вопрос о существовании диалектической логики в смысле диалектики, а не диалектического материализма.
Быть может, кто-то и захочет перерыть горы литературы. Но понятно, что это бесполезно, ибо, во-первых, это уже делось, но результатов не дало, и, во-вторых, надо знать, что искать. И этот круг не разорвать ...
А вот можно ли найти какое-либо положение, которое бы послужило определению диалектической логики в смысле диалектики? Однако ответ на этот вопрос невозможен без определения критерия диалектической логики.
Но для определения критерия диалектической логики в целом необходимо раскрыть её понятие, что определяет второй подход. Однако его невозможно осуществить без обращения к идее, базовой для диалектики, но не признаваемой материалистичными науками. Поэтому в рамках наук раскрыть понятие диалектической логики невозможно. Вот поэтому-то, кстати, и возникло много научных и лженаучных определений диалектической логики, но каждое из которых вызывает, откровенно говоря, только смех, ибо подходит и для определения других известных направлений познания (или даже категорий) или попросту рушится каким-нибудь простеньким вопросом.
Так что и второй подход: раскрытие понятия диалектической логики – в науках не возможен.
Однако еще в 2005 г. в Новейшей философии был афиширован еще один, третий подход, основывающийся на том, что диалектическое программирование не может избежать того, что охватывается понятиями «диалектика» и «логика». Первое лежит в основе диалектического программирования. Второе является его главной характеристикой (как теории, исследующей и использующей алгоритмы).
Понятно, что диалектическое программирование и для своей теории и для её реализации не может не использовать логику, хотя, конечно же, не обыкновенную логику, удостоенную Гегелем презрения. При этом диалектическое программирование, очевидно, базируется на принципах диалектики. Поэтому диалектическое программирование не может избежать хотя бы обсуждения того, что связывает или хотя бы просто охватывает два понятия: «диалектика» и «логика».
Хотя, с другой стороны, реализация того, что охватывается вместе словами «диалектика» и «логика», мистично для наук. А вот для диалектического познания в целом и диалектического программирования в частности это само по себе является эффективным положением.
Тогда можно ли назвать хотя бы часть предмета диалектического программирования диалектической логикой или нет? Это интересный вопрос, но всё же это другой вопрос, правда, имеющий конкретные предметные позиции, которые можно в дискуссиях обсудить отдельно.
Сейчас вопрос не в том, является ли то диалектико-логическое, которое используется в диалектическом программировании, диалектической логикой или нет, это его внутренне положение. Вопрос – в возможности её существования, точнее – в возможности положительного ответа на вопрос о существования практически имеющегося диалектико-логического в качестве диалектической логики.
Это и в целом и в отдельных положениях важно, по крайней мере, для понимания развития ряда положений диалектического программирования, в первую очередь, его методов и программистских возможностей, определяемых ими.
Таким образом, имеется такой вывод: в диалектическом программировании реально используется некое диалектико-логическое, которое а) однозначно определяется на основе той новой логики, которая послужила его основой (причем и в диалектическом ракурсе и в логическом ракурсе – как следующая из гегелевской науки логики), и б) определило его многие исключительные положения.
С другой стороны, для определения объема понятия «диалектическая логика» появились вполне однозначные положения конкретного предмета, принципиально понятного многим рационально мыслящим людям, в первую очередь, программистам, с которыми и целесообразно начать обсуждение вообще диалектико-логического, причем на основе конкретных положений диалектического программирования или даже обычного программирования (точнее – определенных программных ресурсов). Основой для этого могут послужить фундаментальные и базовые положения диалектического программирования и некоторые его новые предметные положения, о которых будет сказано в следующей статье
(Определение диалектической логики дано в Текстовом блоке № 2. Перечень см. Текстовые блоки).
См. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА.
Дополнение.
См. «.Net Framework в интересах диалектики – 3.2».
2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].
а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.
б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии предоставляются ссылки на дополнительные материалы.
в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.
г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные дискуссионные площадки; заявки и предложения присылать через Контакты.
Облачная зона для комментариев, добавлений и дискуссий по этой теме закрыта до новых обсуждений.