Обозначение темы Раздела «Российский экономикс».
- 27.03.16 г.
- 9772225665000 16012
- Номер выпуска / статьи: ЧАСТЬ 38 (ЧАСТЬ 1 (38). 2016. Январь.Февраль.Март) / 12, см. http://dialectics.ru/1275.html
- Сведения об авторе, коды JEL, УДК, ББК статьи и другая информация на русском и английском языках предоставляются в особом порядке.


Для лучшего понимания предназначения Раздела и статьи, следует сделать ряд замечаний.
    Во-первых, настоящая статья некоторым образом результирует ряд вопросов, обозначенных на сайте в рамках экономического направления материалов в 2015-16 гг. Хотя, клонено же, с другой стороны, она является и постановочной для целого комплекса теоретико-экономических исследований в рамках современной политической экономии.
    Во-вторых, в ней используется введенный и определенный в современной политической экономии новый термин – современная российская экономическая наука. Казалось бы, это – просто словосочетание, идентифицирующее современное состояние экономической науки в отдельной стране. Это да, вполне правильное понимание. Однако оно, с одной стороны, манифестирует социальный феномен, который нельзя сводить только к словам, который необходимо изучить, что является принципиальным и новым моментом: именно и конкретно современная российская экономическая наука еще никогда не рассматривалась с позиций социального предмета исследований, причем по многим причинам. При этом, с другой стороны, по сути, обозначено некоторое состояние некоторого познания, что для диалектики представляет собою крайне насыщенное определение, само манифестирование и различение которого всегда является предметом глубоких исследований, в данном случае экономического плана, причем обладающих специфическими параметрами и отличиями как диалектическими, так и предметными. И вот хотя бы по этим двум причинам (указанным сторонам вопроса) исследования современной российской экономической науки могли быть обозначены и начаты только в современной политической экономии. И эти исследования имеют свой специфический предмет – современная российская экономическая наука, который и был обозначен соответствующим определенным термином.
    В-третьих, обозначенный в современной политической экономии новый предмет не может исследоваться в рамках экономической науки: (1) это как какое-либо ведомство будет контролировать само себя и само оценивать свою деятельность. Кроме того, (2) науки вообще в ряде случаев не смогут достичь исследовательских целей с теми инструментами, которыми обладают: например, с не корректно определенными суждениями. Да и (3) из себя изнутри ряд вопросов экономической науке попросту не виден. К тому же (4) диалектические моменты, которые выступают при идентификации предмета, однозначно определяют диалектические инструменты исследования, которых нет в науках.
    Существен еще ряд положений, но указанных пока вполне достаточно для объявления темы и для предоставления общих представлений о ней.

Посылкой темы и исследований является следующее.
    Общеизвестны проблемы и негативы современной российской экономической науки. Они очевидны – достаточно взглянуть на российскую малоинновационную сырьевую экономику. Вряд ли, например, крупный бизнес хочет довольствоваться современным малым доходом от сбыта сырья, наверняка он бы хотел получать больше прибыли от более производительных и доходных высокотехнологичных производств (экономика как производство и деятельность) в хороших коммерческих условиях (экономика как условия). Да и малому и среднему бизнесу нужны инновации и стимулирующие условия деятельности. И вообще всем нужна хорошая экономика, а не сырьевая. Но российская экономическая наука не может предложить ничего актуального (иначе бы предприниматели ухватились бы за прорывные идеи и реализовали бы их – вопрос прибыли все же!). Но почему так, почему имеющая богатые традиции и серьезный научный потенциал, российская экономическая наука не может предложить ничего актуального и действенного, серьезного и прорывного? Это один важный вопрос. И что необходимо предпринять для исправления этой ситуации, для развития и совершенствования современной российской экономической науки? Это другой важный вопрос. Они в свою очередь определяют целый комплекс вопросов, касающихся состояния, развития и применения современной российской экономической науки. Этот комплекс вопросов всесторонне изучается в современной политической экономии, определяя её соответствующие направления исследований, из которых можно указать следующие:
- анализ состояния современной российской экономической науки,
- выявление причин и существа её проблем, негативов и общей неудовлетворительности,
- определение механизмов исключения её проблем и негативов,
- пути её развития и формирования ее нового актуального содержания,
- положения исследований и формирования актуальных предложений по социально-экономическому развитию страны.
    Ряд из положений некоторых из направлений в той или иной мере уже обсуждался в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА, например, некоторые гносеологические негативы современной российской экономической науки, см. «Состояние российской экономической науки».

А относительно целей и задач обозначенной темы пока следует сказать следующее.
    Во-первых, понятно, что современная политическая экономия решает свои задачи, а не задачи экономической науки, к тому же заинтересованности которой в обозначенных исследованиях на настоящее время нет.
    В частности, во-вторых, зная чужие ошибки можно минимизировать свои.
    В-третьих, актуально определяются основы (насущные социально-экономические вопросы) и направления ряда теоретических политэкономических исследований.
    В-четвертых, современная политическая экономия, кроме (1) присущих ей ее прерогативных положений, уже обеспечивающих ей преимущества в области экономического познания, получает (2а) знания о проблемах экономической науки, эксклюзивное исправление которых будет приносить плоды уже только в области политической экономии, и (2б) представления об актуальных вопросах практики, что целевым образом корректирует направления и объемы проводимых соответствующих предметных политэкономических исследований, значительно повышая их (3а) эффективность и, соответственно, (3б) отдачу.