Феноменологии-духа-продолжения двойственности,
или аспекты его основания.
- 13.11.16 г.
- 9772225665000 16030
1. Предметные положения.
В статье «Феноменологии-духа продолжение и компьютинг» были обозначены вопросы, которые требуют отдельного обсуждения, ибо они принципиально важны для диалектического познания в целом и для феноменологии-духа-продолжения в частности. Один из них – это двойственность феноменологии-духа-продолжения.
Основным вопросом феноменологии-духа-продолжения при его формировании было определение его существа. Дело в том, что в связи с неотрефлектированностью по объективным причинам изложенного Гегелем содержания феноменологии духа возникает проблема неоднозначности её продолжения. Это, с одной стороны, в целом понятно и объяснимо, например, так: во времена Гегеля человечество стояло на перепутье, и одним из самых негативных трендов, который мог проявиться в своих многочисленных негативах, была деградация образования. Конечно же, вопрос стоял не в естественнонаучных открытиях, которые были, есть и будут, пока человек способен наблюдать мир. Вопрос стоял в общественнонаучном тренде и в развитии духовности. В частности, в своей философии Гегель указывал на острую необходимость нравственного развития «животного царства» (капитализма*) и искоренения в нем обмана, что следует из его труда «Феноменология духа». По Гегелю, распредмечивание мира (не экспроприация собственности) могло дать действительную свободу, но понимание этого связано с духом, отрицаемым науками в его истинном (гегелевском) понимании. Другим вариантом противодействия тому же капитализму стало марксово понимание ликвидации частной собственности и диктатуры пролетариата, которые грозили колоссальными потрясениями, а вот устойчивого результата могли и не дать**. В целом разумности развития – гарантий нравственного развития – при наступлении капитализма не было, да и противостояние негативам было проблематичным. При этом, все же взяв на вооружение гегелевскую философию, Германия за очень короткий срок сделала колоссальный скачок в развитии***, продемонстрировала всему миру позитив развития, однако мир его не поддержал. Более того, недоброжелатели сделали все, чтобы задвинуть гегелевскую философию на второй план и даже на более дальние планы. Последствия для Германии известны: две кровавые мировые войны и др. Но это всё – очевидные из наиболее значимых сторон вопроса. Однако более важны трансцендентные перипетии, которые научному пониманию не подвластны, поэтому научным сообществом игнорируются. Из них чрезвычайно насущны как раз вопросы духовности, духа. Собственно, они должны были быть подняты при развитии капитализма. Отчасти они были подняты прогрессивной частью человечества, но в форме критики надвинувшихся негативов и поиска путей их преодоления, что, конечно же, было важно, но не эффективно, так как сущности вопросов общество и науки затронуть не могли, а отдельные мыслители были не в состоянии переварить столь колоссальные объемы информации и, главное, переживаний. Экзистенциональная философия, различные прогрессивные философские школы и отдельные мыслители стали, как известно, искать пути прогрессивного развития, но это, на основе недиалектичных и бессистемных подходов, было бесполезно, и поэтому уже к середине XX в. стали превалировать постмодернистские взгляды, а потом и вовсе был объявлен «конец истории». Иными словами, необходимо было понимание сущностных вопросов прогрессивного, а значит духовного, развития общества, чего, несмотря на отдельные попытки, сделано не было. Таким образом, возврат к феноменологии духа, точнее – к её продолжению как основе понимания современного цивилизационного развития, был неизбежен (и вот оно состоялось в современной диалектической философии). Но это – лишь одно из необходимых положений для актуализации феноменологии-духа-продолжения, содержащего, как видно, двойственность; – и очевидна (первая) двойственность. При этом понятийная неотрефлектированность феноменологии духа и возникающий вследствие этого вопрос – вот это скрытые и наиболее важные положения феноменологии-духа-продолжения. Да и сама реконструкция феноменологии-духа-продолжения – вопрос, с другой стороны, непосредственно не вытекающий из феноменологии духа: вторая двойственность. Он мог быть решен по факту реализации обозначенной было Гегелем системы науки, но даже её понятие им же было снято. Поэтому в целом актуализация феноменологии-духа-продолжения могла быть осуществлена только при надлежащем развитии философии Гегеля, но которую, как писал И.Ильин, не знали даже в Германии уже к концу XIX в. (это тоже важный аспект еще одного проявления двойственности феноменологии-духа-продолжения).
И, наконец, само феноменологии-духа-продолжение...
Таким образом, если рассматривать вопрос феноменологии-духа-продолжения в теоретико-диалектической плоскости, то он оказывается крайне сложным, в т.ч. в силу неотрефлектированности, причем даже только в силу понятия одной из самых сложных двойственных диалектических категорий – сложной рефлексии, которую можно применять лишь в особых случаях (в особых условиях, или должно быть основание, как угодно). А тут необходимо возвращение к философии Платона, что для материалистического мировоззрения является невозможным, так как развивать ряд диалектических вопросов приходится еще и в ней (также считающейся идеалистической как и философия Гегеля). То ли дело диалектика! Развитие великого наследия ее гениальных творцов – это её жизнь, поэтому, скорее, развитие диалектики с учетом фактов движения мирового духа выносит на гора все требуемые в конкретный момент времени положения, в т.ч. способствующие решению насущных вопросов: все должно иметь свое достаточное основание (если правильно понимать эту идею, как указал Гегель, а не как это принято понимать в науках)
Итак, следует обозначить и обсудить ряд положений двойственности феноменологии-духа-продолжения, фактически – аспектов ее основания.
* Также см. СУТЬ И ЖУТЬ КАПИТАЛИЗМА
** Например в силу того, на что указывал В.И.Ленин – что мелкобуржуазные элементы «пролезут и в Советы, и в суды, и в администрацию... Внутри советских инженеров, внутри советских учителей, внутри привилегированных, т.е. наиболее квалифицированных и наилучше поставленных, рабочих на советских фабриках мы видим постоянное возрождение решительно всех тех отрицательных черт, которые свойственны буржуазному парламентаризму... И глубочайшей ошибкой, за которую неминуемо придется потом расплачиваться, является попытка отмахнуться, отгородиться от одной из "неприятных" задач или трудностей в одной отрасли работы. Надо учиться и научиться овладевать всеми без изъяна областями работы и деятельности, побеждать все трудности и все буржуазные навыки, традиции, привычки везде и повсюду». А ведь даже в советской политэкономии, считавшейся наследницей марксовых пролетарских идей, не смогли последовательно провести формирование теории социализма: например, понятие видов капитала заменили т.н. «фондами», т.е. в экономический базис построения социализма заложили капиталистические нормы…
*** О значении философии Гегеля для развития нации писал Ф.Энгельс, что она «…имела огромное влияние на духовное развитие нации».
О значении философии Гегеля для развития страны в целом и экономики в частности писали даже английские историки. Например Дж.Х.Стирлинг написал так: «…Гегелю и, в особенности, его философии этики и политики обязана Пруссия своим могуществом и организацией… в то время как в конституционной Англии обладатели преимущественных прав и правительственных облигаций разоряются господствующей коммерческой безнравственностью, то простые собственники акций прусских железных дорог могут рассчитывать на гарантированный средний доход 8,33%. Вот уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!».
2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].
а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.
б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии предоставляются ссылки на дополнительные материалы.
в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.
г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные ресурсы.