Т: современные проблемы научного познания.
- 20.11.16 г.
- 9772225665000 16031


1. Предметные положения.


В статье «Феноменологии-духа продолжение и компьютинг» был обозначен ряд вопросов, которые требуют отдельного обсуждения, ибо они принципиально важны для диалектического познания в целом и для феноменологии-духа-продолжения в частности. Один из них – это современные проблемы научного познания.
    Дело в том, что эффективность познания в науках в настоящее время все более снижается.
    Это положение в определенной мере раскрывается в ряде следующих утверждений, важных для текущих обсуждений, поэтому и указываемых.

С одной стороны, это в целом общеизвестные положения.
    Так, общеизвестны многие общие негативы наук, в т.ч. социального характера, которые уже обсуждались на сайте.
    Актуальны гносеологические и методологические негативы, которые на сайте отдельно обсуждались, в т.ч. т.н. «законы философии», или «законы» диалектики, которых нет.
    Критичны проблемы обыкновенной логики, в частности обозначенная на сайте несостоятельность рассудочного суждения в науках. Еще раз напомним, что без суждений не может быть умозаключений и обоснованных выводов. И это не просто негатив наук или их упущение. Вопрос и в состоянии не только познания, но и представлений о мире в целом. Например, в настоящее время известны многие логические тупики обычного познания. В частности, в физике до сих пор не известно, что такое электрический заряд, и именно это позволяет ряду ученых «делить» ранее признаваемый неделимым элементарный заряд. И прочие несуразицы.
    Отдельным вопросом, на первый взгляд не самым важным, является критичность научной терминологии. Все дело в том, что ученые уже давно пользуются терминами во многих случаях в значениях, совершенно не согласованных в научной среде даже одной страны. В результате выражаемая одним ученым мысль коллегами зачастую понимается совершенно не так, как это хотелось бы ему; отдельная проблема – проблема переводов на другие языки.

С другой стороны, кроме этих, уже обсужденных на сайте проблем, актуальны и новые современные проблемы научного познания. Из них в целях интенсификации текущих обсуждений и для уточнения принципов современного диалектического познания нужно указать следующие.
    Во-первых, все более актуальна проблема слабости и неэффективности используемых в науках инструментов познания, в первую очередь тех, которые связаны с обыкновенной логикой и с раскрытием и использованием ментальных аспектов. Эта проблема пока не так очевидна, хотя уже все чаще возникают методологические проблемы, и ученым, хотят они этого или нет, приходится говорить о метафизических вопросах. Но нефизическое материалистичными науками пока не признается… хотя игнорировать то, что, например, ученые думают, они не могут…
    Во-вторых, неэффективность научного познания все более обусловливается колоссально возросшим объемом информации. Не то, чтобы обработать все аспекты изучаемой проблемы, но и даже ознакомиться с информацией, соответствующей исследовательской теме, современный ученый уже практически не в состоянии...
    Существенны и другие вопросы.

А в диалектике эти (и другие соответствующие) вопросы решаются так: первый – на основе положений труда Гегеля «Наука логики», которые в науках до сих пор не применяются, а второй – не только за счет традиционных диалектических возможностей, но и за счет новодиалектической возможности – диалектического программирования, в т.ч. за счет развития автоматизации диалектического познания, причем в единой со времен Платона (т.е. учитывающей более древние знания) системе диалектических знаний, позволяющей осуществлять диалектико-логическое наращивание объема знаний в единообразных терминах*, что и позволяет целенаправленно и оперативно обрабатывать любые знания – и научные, и из философии Платона, и из философии Гегеля, и современные диалектические знания, но, в первую очередь, истинно диалектические знания, выявленные в диалектике за тысячи лет её существования. (Можно ли себе такое представить в отношении наук, причем существующих совсем недолго – несколько столетий, но все еще базирующихся на логическом «законе» противоречия?..)

Таким образом, возникает определенная система положений, пока игнорируемая науками, но уже давно зафиксированная и достаточно изученная диалектикой, причем не только современной**.
    И можно говорить о классификации указанных (и других) положений, в частности о таких двух группах положений.
    Первая – перечисленные выше и другие положения, обсужденные на сайте, которые известны в науках и признаются ими.
    Вторая – положения, игнорируемые науками.

В итоге обозначается не только ряд актуальных вопросов, актуальных для наук (но в большинстве своем не замечаемых ими) и связанных как с проблемами научного познания, так и с путями развития диалектического познания, но и, что более важно, системно-методологические положения, игнорируемые в науках, но которые важны для диалектики и которые необходимо обсудить в целях понимания и современного диалектического познания в целом и актуального феноменологии-духа-продолжения в частности.


* Это, очевидно, является обязательным требованием компьютеризации диалектического познания. При этом в современной диалектической философии создан целый ряд дисциплин, унифицирующих познание, в т.ч. касающиеся изучения сути и применения терминов, например, диалектическая текстология, диалектическая терминология, диалектическая теория терминов, понятий и определений и др.
** Например, о проблемах суждения в науках писали еще Кант и Гегель.

Продолжение: «Т: современные проблемы научного познания - 2».

Также см.  «Феноменологии-духа продолжение и компьютинг», «Задачи алгоритмизации диалектического познания» и «Some of the dialectic innovations».




2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].

а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.

б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии  предоставляются ссылки на дополнительные материалы.

в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.

г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные ресурсы.