Вторая Энциклопедия философских наук.
- 09.04.07 г.


Вторая Энциклопедия философских наук является комплексом современных реальных наук философии, который в совокупности с Энциклопедией философских наук Гегеля знаменует завершенный комплекс всех реальных наук философии (гегелевская Энциклопедия философских наук выражает первичные реальные науки философии).

Вторая Энциклопедия философских наук определена актуализацией знаний воспроизведения философии Гегеля и собственных знаний современной диалектической философии.

А. В гегелевской Энциклопедии философских наук заложено противоречие для духа, выступающего лишь моментом, в умозаключении о смыкании природы с логическим [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. Т. 3. С. 365]; более того, невозможным оказывается умозаключение о каком-либо снятии смыкания природы с логическим, что привело к завершению первой Энциклопедии философских наук и указанию Гегеля на то, что его энциклопедическое изложение закладывает основу дальнейшего развития познания, «обосновывает дальнейшее развитие» [там же]
    Указанное Гегелем познание оказывается в разделенности результирующего логического самого его для себя, когда дух, во-первых, представляет собою посредствующий момент процесса, и, во-вторых, предполагает природу, пусть смыкая ее с логическим, но, тем самым, 1) остается в отчуждении и 2) в определенной мере (поэтому) имеет [для] себя возвращение (обратно к природе от философии духа). (Но и это – одна сторона вопроса, ибо, что определяет другую сторону, дух существен, прежде всего, в своей самости.)
    Однако разрешение указанного противоречия для духа (или для снятия смыкания природы только с логическим) оказалось возможным не через снятие, а через определение собственного единства природы и логического, как объективного бытия,
    Указанное Гегелем положение о
смыкании природы с логическим является, тем самым, первым положением (и одной стороной) вопроса о развитии познания [сохраняющим отчуждение духа]. 
    Последующих положений Гегель явно не указал, хотя определил степени познавания разума и, так как разум есть дух (см. труд «Феноменология духа»), то
 определил процесс утверждения и развития науки, когда 1) она проявляется как объективное, 2) определяется единство понятия, и 3) всеобщность оказывается в качестве процесса в себе объективно сущей идеи. Иными словами, в знающем себя разуме происходит деятельность постижения, как движение и развитие понятия, что, главное, определяет утверждение основания снятия отчуждения духа.
    Таким образом, так как Гегель определил тотальные моменты духа, великий мыслитель определил все три Раздела (три книги) воспроизведения наук своей философиипричем с четко обозначенными Отделами Первого Раздела (книги) в выяснении собственного единства природы и логического,
что дало значимый ход диалектическому познанию: воспроизведение философии Гегеля и актуализация Новейшей философии*.

Итак, имеется основание, определяющее структуру и развитие нового содержания реальных наук философии, т.е. Второй Энциклопедии философских наук.

Б. Если Вторая Энциклопедия философских наук определена актуализацией знаний воспроизведения философии Гегеля и собственных знаний современной диалектической философии, то определяющим фактором создания Второй Энциклопедии философских наук является философия определений, актуализированная в Новейшей философии и являющаяся направлением философии знаний
    Необходимость и объективность философии определений (соответственно, Второй Энциклопедии философских наук) существенна в неизбежности выявления и определения не имеющих описания через механизмы философии Гегеля, в первую очередь, 1) собственного единства природы и логического, как объективного бытия, 2) неразличенности, 3) различий ипостасей явления понятия, его проявлений и значений, 4) определений и 5) Изначальности и миросоздания, их моментов и процессов.

Вторая Энциклопедия философских наук определяется тремя современными реальными науками философии (в т.ч. отдельные области познания: Изначальность и философия наддействительного сознания), с одной стороны, позиционируемыми соответствующими науками гегелевской Энциклопедии философских наук, с другой стороны, впитывающими в себя моменты воспроизведения философии Гегеля и актуализирующими положения современного диалектического познания – современной диалектической философии.

И возможной оказывается актуализация (предполагаемого Гегелем) умозаключения о (вожделенном) снятии отчуждения духа (чем, собственно, и объясняется окончательность второго этапа развития диалектической философии), а также оснований утверждений современного диалектического познания, например, об Изначальности и о миросоздании.

* Воспроизведение философии Гегеля не является только в себе процессом, собственным процессом, модернизирующим философию Гегеля, заключающимся в осознании философии великого мыслителя, в создании комплекса современных реальных наук философии – Второй Энциклопедии философских наук, и в развитии философии Гегеля. Воспроизведение философии Гегеля предназначено и для порождения полного комплекса реальных наук философии (включающего Первую и Вторую Энциклопедии философских наук) и современного философского основания (Воспроизведение, как область познания), дающих основу современному развитию диалектического познания – современной диалектической философии, и, на ее основе, Новейшей философии.

См. «Философии Гегеля воспроизведение»
[«Реальные науки философии современные»].