Энциклопедия философских наук.


Энциклопедия философских наук (Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse – «Энциклопедия философских наук в общих чертах»; можно, в частности, понимать и как «конспекты лекций по курсу "Энциклопедия философских наук"») – совокупность грандиозных произведений Гегеля, включающая следующие его труды: «Наука логики», одноименная основному труду великого мыслителя, поэтому зачастую называемая просто «Логика» (т.н. малая логика), – наука об идее в себе и для себя, «Философия природы» – наука об идее в ее инобытии, и «Философия духа» – наука об идее, возвращающейся в себя из своего инобытия. (Гегель неоднократно подчеркивал, что все различия между отдельными философскими науками суть лишь определения самой идеи, и лишь одна она проявляется в различных моментах.)
    Энциклопедия философских наук выражает реальные науки философииВторая Энциклопедия философских наук выражает современные реальные науки философии, которые актуализируются в современной диалектической философии).

Описание и анализ Энциклопедии философских наук приводится во множестве книг и статей, поэтому пока остановимся на ряде краеугольных положений, без которых будет малозначимым понимание, как самой Энциклопедии философских наук, так и критики.

(1) После смерти Гегеля Энциклопедию философских наук стали понимать как план философии Гегеля и потом называть «системой философии Гегеля», что внесло значимую путаницу в представления как о системе философии Гегеля*, так и о самой Энциклопедии философских наук**.
    Но Энциклопедия философских наук не является системой философии Гегеля, даже с учетом прибавления труда «Феноменология духа»; более того, она есть структурный незавершенный элемент содержания философии Гегеля (3).

(2). Малая логика соответствует труду Гегеля «Наука логики» и характеризуется более доступным и менее подробным изложением. В силу признания «Науки логики» грандиозным достоянием философской мысли, малая логика практически не критикуется.
    «Философия природы» рассматривает природу в ее единстве и целостности, что противоположно научному подходу, разделяющему природу на части, соответствующим ряду естественных наук, а в основе природного развития, по Гегелю, лежит движение понятия, обусловливающее переход от одной ступени природы к другой. В связи с указанными положениями «Философию природы» традиционно считают наиболее уязвимой (слабой) частью его учения, причем иногда из-за игнорирования ею достижений физики и химии того времени***. Однако положения, заложенные в труде «Философия природы» намного опередили даже современные научные представления, основанные на разделении подходов к исследованию природы (чем обуславливается частность научных выводов) и на исключительно эмпирическом восприятии природы (что исключает понимание ее сущности и осознание логики внутренних событий физических процессов, логического****).
    Более того, основная критика базируется на материалистическом подходе (к всеобщей по своей сути философии Гегеля!!!), в частности, на том, что 
 а) только материя признается объективно существующей вне человеческого сознания, хотя а) его точное определение не дается, и б) сознание, всемирное тяготение и др. – так же объективны и вне человеческого сознания (а разговоры об определении последнего в процессе материалистического познания свидетельствуют лишь о том, что и материю следовало бы определять не априорно, а тогда, когда материалистическое познание позволит это сделать);
 б) материя – (априори) данная объективная реальность, хотя в диалектической философии она полагается, например, так, что материя «представляет собою первую реальную границу в пространстве» [1. Т. 2. С. 60], и «посредством отталкивания материя полагает свою реальность и наполняет пространство» [1. Т. 2. С. 63].
    Так что почти вся известная критика опровергает в «Философии природы» то, что сама неверно понимает в силу своей ограниченности или хочет видеть для своего собственного утверждения (или показания своей необходимости наукам): критика опровергает свое понимание философии природы Гегеля, и при этом сама выступает явно неверной
    «Философия духа» представляет собой описание, как считается, завершающей стадии развития абсолютной идеи, когда последняя снимает предшествующую ступень своего природного инобытия и «возвращается к себе» (хотя остается необъясненным или замалчивается неснятое отчуждение духа): обычно ссылаются на умозаключение Гегеля о том, что природа исчезает, и дух обнаруживается как идея, достигшая своего для-себя-бытия (причем зачастую утверждается, что под духом Гегель имел в виду не что иное, как… человеческое бытие, ибо в понятие духа Гегель включает и деятельность человеческого сознания!). Но несостоятельность критики очевидна, ибо природа, по Гегелю, не исчезает, а смыкается с логическим, определяя развитие диалектического познания, восприятие чего, правда, трудно и у критики отсутствует.

(3) В завершении Энциклопедии философских наук имеется противоречие для духа, выступающего лишь моментом, в умозаключении о смыкании природы с логическим [1. Т. 3. С. 365]. Более того, невозможным оказывается умозаключение о каком-либо переходящем снятии смыкания природы с логическим. Это привело не столько к ошибочным выводам критики о «завершенности» содержания («системы») философии Гегеля (1) и об исчезновении природы (2), которые смешны, сколько, главное, к объективному (обоснованному) диалектическому завершению Гегелем Энциклопедии философских наук, но которое… «обосновывает дальнейшее развитие» [1. Т. 3. С. 365], т.е. является основой дальнейшего развития диалектического познания.

(4) Критика не учитывает диалектические положения, находящиеся в инобытии для Энциклопедии философских наук, но определяемые ею.

 Разрешение противоречий для духа и умозаключения о смыкании природы с логическим через определение собственного единства природы и логического*****, как объективного бытия, было осуществлено в современной диалектической философии и дало ход современному диалектическому познанию: от воспроизведения философии Гегеля через актуализацию Второй энциклопедии философских наук (современных реальных наук философии) ко многим базовым положениям современной диалектической философии и к Новейшей философии.

* Быть может, витающее словосочетание «"Система философии" Гегеля» породило у представителей советских философских наук, которым нужно было отчитываться хоть чем-нибудь, термин «Система философии Гегеля», который, несомненно, богат смысловыми значениями. А для инсинуаций было выбрано его скудное значение в смысле понятия «система», ибо оно было выдержано в традициях одного из классиков коммунизма, но которое привело к явным заблуждениям и падению гуманитарного образования в стране, сейчас повсеместно ощущаемому все более и более…
** Весьма удачным при обсуждении Энциклопедии философских наук является не ошибочный термин «система философии Гегеля», а термин С.Н. Труфанова – «три группы арсенала человеческого разума». Он определил, что первую группу составили определения чистого понятия. Вторую – определения природы. Третью – определения  человечества. Затем Гегель систематизировал каждую группу определений по отдельности» (понятие чистого понятия, понятие природы и понятие человечества). 
    На наш взгляд, «три группы арсенала человеческого разума» – весьма удачный новый термин, по крайней мере, выражающий то, о чем обычно ведется речь.
*** Иногда Гегеля оправдывают тем, что он и не стремился к разъяснению частностей, хотя такое мнение неверно.
**** К решению этих проблем призывал Гейзенберг [2], но остался неуслышанным.
***** Следует отметить, что Гегель в своей философии использовал термин «логическое», который уже, чем содержательность, определенная в современной диалектической философии, в первую очередь, в силу невозможности оперирования процессом субъективизации и ее результатами. В этом смысле в гегелевской Энциклопедии философских наук актуально противоречие для духа, и невозможным оказывалось умозаключение о каком-либо переходящем снятии смыкания природы с логическим, что и привело к завершению Энциклопедии философских наук.

Добавление.
Интересно, что совокупность китайских книг Дао Дэ Цзин, И Цзин и Ли Цзи можно структурно и, затем, понятийно сопоставить с Энциклопедией философских наук, что имеет колоссальное гносеологическое значение, например, для установления некоторых обобщающих метазнаний.
    В частности, в современной диалектической философии найдена принципиально новая трактовка знаний И Цзин, отличающаяся от китайской традиции и ее исследований, на основе диалектики «четырех яо»: через… 24=16 квадрограмм (имеет частное обоснование в отношениях Инь и Ян через ранее нигде не обозначенную систему «внутренних аспектов» Гэнь и Чжень).

ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
2. Гейзенберг В. У истоков квантовой теории. Сб. – М., 2004.

Продолжения: «Энциклопедия: критика общего ее непонимания»,
                         «О системе философии Гегеля»


См.  «Философии Гегеля воспроизведение»

[«Реальные науки философии» и «Реальные науки философии современные»]


Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.