К определению жизни Энгельсом.
(Это не предметная статья сайта, а лишь краткая информация, которая предназначена для того, чтобы на нее ссылаться в многочисленных ответах – чтобы не писать ответ каждый раз отдельно каждому оппоненту, а просто давать ссылку. Да и в качестве основ дискуссий предлагаемая ниже информация, как показывает практика, имеет смысл.)
Известно Энгельсово понимания жизни, которого в целом придерживаются науки: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».
Однако констатация видимого факта не есть определение, к тому же такая несуразная формулировка Энгельса лишь усугубляет дело, ибо возникает вопрос: а что появилось раньше, жизнь или белки? Ведь если раньше появилась жизнь, то ее нельзя описать только белками, а если раньше появились некие «мертвые» белки, то как они «ожили»? Если одновременно… то это просто некорректное положение, так как белок синтезируется за некоторое время, и в этом «случае» возникает парадокс: если жизнь появляется в белке «сама», то ее и нужно определять саму, чего Энгельсом и в науках сделано не было. А если белок ее порождает, то он был до нее, но тогда опять же, а как он оживает, или выделяет жизнь, или нечто еще типа такого же?
И хотя поставленный вопрос следует лишь из некорректного определения Энгельса, принятого за основу науками, этот вопрос лишь показывает всю комичность энгельсово-научных представлений о жизни (корректное определение которой дал Гегель); однако становится понятным, что суть на самом деле глубже, и для пояснения сказанного дополнительно отметим, что например в Библии, в первой же ее главе речь идет о живой душе, т.е. рассматривать жизнь непосредственно, в процессе, в связи с белком недостаточно…
Но вопрос не в том, кто что сказал, а в том, что имеется объективное противоречие в определении Энгельса, и что в науках могут рассматриваться только разные мнения, а вот в диалектике противоречие понимается как основа для поиска решения. Но для наук методы диалектики все еще неприемлемы, поэтому пока остановимся а) на противоречивости научных мнений о жизни и б) на возможности диалектического рассмотрения противоречия, связанного с ее определением. Добавим, что в диалектике жизнь понимается согласно Гегелю – и концептуально (определение) и логически (функционирование).
См. «О: основное исследование в СДФ».