Методы вообще познания.
- 04.06.07 г. ­


Методы вообще познания – структурированные (выделяемые, типизируемые, воспроизводящиеся) формы опосредствованного движения или отражений того или иного сознания, в результате которого происходит изменение или сочетание хотя бы одного определения, субъективного определения, образа мышления или рассудочного понятия или порождение нового некоторого определения*.
   
Указанная дефиниция является не столько обобщенной, сколько трансцендентальной, признающей возможность вообще движения сознания, отражающего то или иное бытие, понятие, определение и/или событие в конкретном определении или в субъективном определении. Однако следует учитывать, что, во-первых, не всякое развитие или изменение сознания является его опосредованием и, во-вторых, говорится о структурированных формах такого развития сознания, в котором происходит, фактически, опосредствование определения, хотя (но) равным образом происходит опосредствование самого сознания (напр., отношения для себя в конкретных условиях), что и позволяет говорить о некоторых возникающих формах. Таким образом, изменение сознания,  имея формы, имеет также особо выделяемые формы, названные структурированными. Только структурированные формы, имеющие возможность воспроизводства в конкретных случаях, являются не только всеобщими, но и самостийными, объективными, поэтому в отношении к вообще познанию могут называться методами в привычном смысле этого слова, хотя лучше использовать термин «формы».

В отношении философии к диалектической философии как вообще объективного к объективному в бытии происходит выделение общего и конкретного, а также  их отношения для себя, что обусловливает вычленение диалектических методов постижения и диалектических методов познания, а также диалектических технологий и трансцендентного опыта. Главным их отличием является сохранение фактора самодвижения: при погружении в бытие и субъективной специализации фактор самодвижения трансформируется в фактор определенного движения, в некоторый логический алгоритм, который и определяет собственно то, что принято называть рациональным или логическим методом.
   
Поэтому, по сути, от «методов вообще познания» до (логических, научных) «методов» лежит значительный отрезок трансформаций, в первую очередь, утеривающих свойство воспроизведения и фактор самодвижения (сознания, познания), приводящих к типизации логики и стандартизации осуществления мышления. (Например, в материалистическом познании в смысле понимания метода все сводится к тому, что в процессе мышления из двух или более суждений выводится тем или иным образом новое суждение, которое может содержать новое знание, не имевшегося в исходных суждениях**.)

Таким образом, следует говорить о следующих методах вообще познания:
- формы (движения) того или иного сознания,
методы диалектической философии,
научные и предметные методы,
чувственные (непосредственные) возможности восприятия окружающей реальности.



* следует учитывать, что в
современной диалектической философии в силу различенности понятия в определенности обособлен термин «определение», который имеет собственное значение и выражает некоторую самость; человеческое сознание оперирует с субъективными определениями, образами мышления и рассудочными понятиями. Последние в материалистических представлениях (неоправданно) называются понятиями, но которые, в свою очередь, не следует путать с понятием как таковым философии Гегеля (диалектической философии). Поэтому в диалектическом тексте необходимо делать различия между терминами «определение», «понятие», «субъективное определение», «образ мышления» и «рассудочное понятие» (именно последнее в материалистических рассуждениях называется понятием).
** следует учитывать, что в материалистическом познании вообще отрицается непосредственное взаимодействие мышления с элементами объективности или нематериальной всеобщности. Философия Гегеля определяет возможность тождества «субъект – объект» (современная диалектическая философия – тождество «познающее – познаваемое»).
 
См.
 «"Диалектический метод" советского диалектического материализма», «Методы диалектической философии»
«История диалектики».