Методы диалектической философии.
- 04.06.07 г.


Гегель, в первую очередь, говорил о конструирующем сам себя пути познания, причем не опирающемся на основания, доставляемые внешней рефлексией, тем более, схемами (например, «тезис- антитезис - синтез»). И если много десятилетий образование шло по наипростейшему пути понимания триады, да еще вкладывая ее в метод (поэтому в диалектическом материализме он сразу становился закостенелым), то не надо это приписывать философии Гегеля. Пусть это останется на совести советского образования.

Многие методы диалектической философии базируются на Методе, позиционирование которого и дает их представление. Его явление есть первый основной метод диалектической философии, в философии Гегеля зачастую упоминаемый просто как «метод», и второй основной метод диалектической философии, актуализированный в Воспроизведении. Основные методы расширяются в систему диалектических методов.
    В отличие от рациональных и логических методов диалектические методы, что известно из труда Гегеля «Наука логики», выхватывают исследуемое в моменте*  и в многообразных связях ко многому, реализуются диалектические принципы, в первую очередь, притяжения и отталкивания, т.е. исследуемое не утрируется до представления (понимания) только «здесь» и «сейчас», пусть даже в непрерывности процессов, в исторической ретроспективе и в многомерных математических, логических или иных пространствах.
    Диалектические методы были широкомасштабно применены, но недостаточно обозначены, при формировании философии Гегеля, а сейчас завершены и используются в Новейшей философии. Ими, собственно, и обусловлена мощь указанных философий.

Методы диалектической философии – структурированные (выделяемые, типизируемые, воспроизводящиеся) логичные формы и последовательности отражения и сочетания в сознании действительного и явлений (существующего), определяемые (формируемые) в отношении вообще объективного к объективному для себя, в которых, в частности, уточняются субъективные определения в их стремлении к соответствующему определению или понятию. Указанное отношение с учетом трансцендентных возможностей человеческого сознания обусловливает следующее позиционирование (составляющих) методов диалектической философии*:
диалектические методы постижения,
диалектические методы познания,
диалектических методов меры поддержания и реализации, в т.ч. диалектические правила.

К методам диалектической философии также относится использование содержания областей и направлений познания и исследований (напр., экономической философии и матричной социологии) как инструментов и дискурсов в деятельности различных форм общественного сознания (напр., социальной философии).
    Следует добавить, что диалектическая философия использует также логические методы, в т.ч. методы формальной логики, и предметные методы (напр., социологические).

Диалектические методы познания и постижения используются непосредственно и в сочетаниях, а также с учетом мер поддержания и реализации диалектических методов и использования диалектических технологий и трансцендентного опыта**.
    Для методов диалектической философии большое значение имеет понимание их позиционирования.

Методы диалектической философии опосредуют не только образы мышления, но и субъективные определения, в чем их главное отличие и преимущества по отношению к методам наук и их исследований.



* На его рациональном представлении была создана величественная механика И. Ньютона, в которой этот логический элемент значительно отличается от дифференциала Лейбница и последующей математики. Быть может, поэтому Гейзенберг предположил опыты логического порядка [Гейзенберг В. У истоков квантовой теории. Сб. – М., 2004]…
** следует учитывать, что диалектические технологии и трансцендентный опыт имеют собственные методологии, которые также можно расценивать как некоторые методы исследований.

См. «Диалектических методов позиционирование», «Образы человеческого сознания»,
а также «Метод "Тезис - антитезис - синтез"» (см. в «Диалектика в устаревающей философии»), «Диалектический метод Маркса».