Субстанция.


А. Понимания субстанции существенно различаются.
    В одном понимании субстанция определяется как неизменная основа, первосущность всего или некоторого существующего, общая основа всех процессов и явлений.
    Во втором понимании субстанция определяется как объективная реальность (в материалистическом понимании), понимаемая как конкретно развитая совокупность природных и даже общественно-исторических явлений. При этом объективная реальность в современном (считающимся, почему-то, корректным) понимании рассматривается со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем видоизменениям, в которых и через которые она, как при этом говорится, в действительности существует. (Однако различение пониманий объективной реальности, материальной реальности и материи не дается.)
    В частности, субстанция – это материя в единстве всех ее форм, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Считается, что таковое современное (якобы) эмпирическое определение субстанции полностью исключает плюрализм ее понимания и подразумевает единую (монистическую) субстанцию, как изначально некое бескачественное образование, приобретающее в процессе своего развития новые качества и свойства, равнозначные видам материи. (Однако факт ее образования остается не обсуждаемым, а источник движения приписывается… ей самой.)
    Схожими признаками субстанции-реальности и субстанции-первоосновы являются необоснованные понимания ее бесконечности в пространстве и во времени, определения самих которых, по меньшей мере, некорректны, а также отсутствие объяснения (даже подразумевания) причин появления и развития.

Вообще можно дать несколько десятков разношерстных определений или фактических использований термина «субстанция» со времен Фалеса до современных употреблений (порой, безобразных, напр., «субстанция времени»). Наиболее логичным могло бы быть то, которое соотносится с пониманием сути нечто, но такое понимание не является тотальным, уступает терминам «сущее», «сущность» и «существо», не модно и употребляется в указанных значениях очень редко.
     Можно также выделить употребление термина «субстанция» для связи смыслов или слов в предложении или для выражения понятий, которые нельзя точно определить.

В целом, субстанция, как и электрический заряд: в науках не отрицается, что «это» есть, но не конфликтующее в себе определение в них толком так до сих пор и не дано...


Б. Субстанция в исследованиях Спинозы имеет относительное значение, ибо, как указал Гегель, познание этой субстанции не есть имманентное познание – неизбежна внешняя рефлексия, т.е. всеобщее значение субстанции растворяется, теряется [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 5. С. 646].
    Более того, как имеющая своим атрибутом мышление, субстанция в исследованиях Спинозы не является неизменной.
   
При этом рассудок, будучи внешним, подбирает определения как данные и сводит их к абсолютному, вместо того, чтобы начинать с него.
   
Иными словами, в корректном понимании термина «субстанция» у Спинозы, она – не субстанция, а нечто*.

Субстанциальное нечто Спинозы имеет огромное значение для критики картезианского и современного возвеличивания человеческого разума, порой оправдывающего бездуховные поступки.


В. В философии Гегеля и в современной диалектической философии субстанция понимается как определенность абсолютного отношения, в частности, субстанция есть «тождество бытия в его отрицании с самим собой» [там же. Т. 5. С. 669]. В таком понимании корректны были гегелевские определения субстанции: пассивная, деятельная, причинная, активная и др. Но, в любом случае, в философии Гегеля и в современной диалектической философии субстанция не понимается как нечто неизменное, или первосущностное, или только материально реальное, не понимается как первооснова или как материя, и субстанция не могла иметь значение в начале**.

В современной диалектической философии «объективная реальность», как материя в единстве всех ее форм, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей, обозначается соответствующим термином – «материя».

* Субстанциальное нечто Спинозы является гениальным предвосхищением тематической разработки современной диалектической философии о целокупности сознания и содержательности (леммой которой является знаменательное гегелевское утверждение о том, что понятие есть единство бытия и сущности [там же. Т. 6. С. 27], определение которого «снизу» произведено было Гегелем через рефлексию).
** Это является одним из оснований рассуждений об Изначальности.

См. «Пространство»
[«Понятие», «Сущность», «Определенность», «Содержательность», «Рефлексия» и «Нечто», а также «Материя».]


P.S
. Спиноза - не материалист.