Рефлексия.

А. Рефлексия в обычном смысле – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
    Понятие «рефлексия» является не только основополагающим и сложным понятием философии, но и спорным, и по-разному понимаемым термином. Относительно нее всегда существовали различные мнения. Так, Дж. Локк определил, что существенны два опыта у познания: внешний (чувственный) и внутренний (определяющий рефлексию). К первому он относил воздействие внешнего на человеческие органы, а ко второму – процесс самонаблюдения, при котором рефлексия выступала как источник особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания. Согласно Дж. Локку, рефлексия есть наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность, и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Д. Юм считал, что впечатления внешнего мира посредством рефлексии образуют идеи*. Согласно Лейбницу, рефлексия есть внимание к тому, что происходит в сознании человека («заключается» в человеке).
    Развитие понятия «рефлексия» свою высшую субъективную форму в смысле деятельности человеческого сознания обрело в философии И. Канта. Говоря словами Гегеля об И. Канте и его вкладе в развитие диалектики, можно сказать, что следует рассматривать, как бесконечно важный шаг, то обстоятельство, что Кантом рефлексия была признана необходимой для разума. Хотя надо сделать вывод, противоположный тому, который обычно делается в науках: по определению Гегеля [1. Т. 5. С. 24], идеалистическая философия (здесь: Канта) положила начало попытке дать разуму развернуть свои определения из самого себя, но субъективная позиция этой попытки не позволила завершить ее. (Иными словами, следует понимать, что рефлексия, прежде всего, объективна, характерна для бытия, а только потом уже трансцендентальна, в частности, проявляется как способность.)
    И. Кант различал логическую и трансцендентальную рефлексии. С одной стороны, Кант придавал рефлексии значение способности суждения: если определяющая способность суждения относит общее к частному, то рефлектирующая способность суждения нужна в случае данности частного [2. Т. 5 С. 117]. С другой стороны, рефлексия есть «… осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено» [2. Т. 3. С. 314].
    Но следует учитывать, что, согласно философии Канта, [субъективная] рефлексия «не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них». В этом явно проявляется ограничение философии Канта и неизбежность вещей-в-себе в силу отказа от признания объективности рефлексии.
    К. Маркс и Ф. Энгельс негативно относились к рефлексии, определяя принципиальную ограниченность рефлексии, как рассудочной категории, и ее неспособность проникнуть в существо предмета (материализм методологически и практически очень ограничен). В философии Э. Гуссерля рефлексии придается универсальная методологическая функция, а неотомисты обосновывали с ее помощью различные виды знания.
    В диалектическом материализме считалось, что рефлексия – это термин буржуазной идеалистической философии, означающий обращение познающего сознания на свою собственную деятельность.
    В конце ХХ в. рефлексия понималась в субъективных значениях: как та или иная форма теоретической деятельности человека, как деятельность самопознания, как форма опосредствованного знания (нечто присущее размышлениям человека). Однако существенными стали значительные искажения понимания рефлексии (это достаточно убедительно демонстрируется сравнением определений рефлексии, данных Гегелем и, например, в российской Новой философской энциклопедии; см. ниже).

Б. В диалектической философии – в философии Гегеля и современной диалектической философии, рефлексия понимается в значительно более широком смысле, чем она представлена, например, в исследованиях Дж. Локка или в кантовской философии - в соответствии с ее определением Гегелем: рефлексию следует понимать не только в субъективном смысле, заложенном философией И. Канта, но и в объективном смысле, раскрытом в философии Гегеля.
   
Наиболее существенной детерминацией рефлексии является то, что, согласно Гегелю, рефлексия «есть, во-первых, полагающая рефлексия; она, во-вторых, начинает с предположенного непосредственного и есть, таким образом, внешняя рефлексия; но, в-третьих, она снимает это предположение, и так как она в этом снятии предположения вместе с тем сама оказывается предполагающей, то она есть определяющая рефлексия».
    Однако согласно Новой философской энциклопедии [3. Т. 3. С. 447], «Гегель выделяет три типа рефлексии:
 1) полагающую, которая соответствует описательным наукам, 
 2) внешнюю или сравнивающую, которая отражает господство в науке метода сравнения,
 и 3) определяющую».
    Различие определений Гегеля и их трактовок представителей российских философских наук – очевидно. Действительно, в Новой философской энциклопедии говорится, почему-то, о трех типах рефлексии по Гегелю вопреки определению самого великого философа, причем к тому же в Новой философской энциклопедии рефлексия как таковая… не определяется.
    В трудах же Гегеля, во-первых, определение – дано, во-вторых, указано, какова рефлексия (но не ее «типы»; кстати, их просто нет, существуют виды и проявления), в-третьих, указываются положения рефлексии. При этом, согласно труду «Наука логики», рефлексия, в первую очередь, являет собой глубинную категорию всеобщности, а, например, (частное) положение «о соответствии описательным (?) наукам» – слишком уж лестный отзыв о них, более того, требует доказательства, которого нет (и быть не может, ибо рефлексия – объективна, а науки – субъективны).
    Другое объективно-научное утверждение про «отражение господства в науке метода отражения», есть, во-первых, все еще присутствующее в науках заблуждение советского диалектического материализма (хуже всего, что оно присутствует и в современном образовательном процессе) и, во-вторых, очередное подтверждение ограниченности материализма…
    Таким образом, действительно, в философских науках понятие «рефлексия» искажается весьма значительно, и это делается, быть может, в силу незнания, а, быть может, с определенными целями. А обучающиеся, к сожалению, не только не получают знания, но и вводятся в заблуждение (и не только в отношении рефлексии)…

В. В Современной диалектической философии существенны следующие различия рефлексии:
- рефлексия, понимаемая в единстве рефлексии, в которое, как в основание, возвращается противоположение (философия Гегеля);
- субъективная рефлексия: логическая рефлексия и трансцендентная рефлексия (философия И. Канта);
- объективная рефлексия: простая рефлексия и сложная рефлексия (философия Воспроизведения); их определения будут даны позже.

(Определение рефлексии дано в Текстовом блоке № 8. Перечень см. Текстовые блоки).


Добавление.
Скажем прямо: современная физика не знает, что такое (электрический) заряд, гравитация, где «находится» закон (например, закон тяготения, который действует на все объекты во Вселенной - не путать с его проявлением в виде притяжения объектов)… В философских науках искажены базовые понятия (напр., рефлексия, отрицание отрицания)… В экономической теории нет даже определения экономики…
    Только на фоне падения образования может переписываться история, что уже имеет место в некоторых странах…
    И мы думаем, что, по крайней мере, одной, отдельно взятой стране нужны неискаженные науки и реальное образование, как для технического прогресса, так и для осознания текущей ситуации и понимания развития.


ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
2. Кант И. Соч. – М.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд. Справоч. изд. – М., 2000-2001.

[См. «Опосредствование», «Рефлексия абсолютная», «Рефлексия сложная», «Рефлексия определяющая», «Рефлексия полагающая» и «Рефлексия собственная».]