Мистицизм.
- 16.06.09 г. (Редакции: 17.02.08 г , 03.05.08 г., 16.06.09 г.)
Мистицизм – нерелигиозное признание 1) потустороннего мира, контакта человека с потусторонним миром или с инфернальной содержательностью, 2) сверхестественного, принципиально непознаваемого или чего-либо иррационального, несвойственного данному нечто, порой рационально необъяснимое безапелляционное признание чего-либо невозможного.
Некорректное значение мистицизма, но достаточно распространенное – мистическое, магическое или оккультное тайное учение, знания которого не раскрываются непосвященным; но в этом случае следует употреблять термин «эзотерика» или «эзотерическое учение».
Корректным значением мистицизма, как характеристики некоторого учения, является «воззрение»; в этом случае мистицизм определяется соответствующим отношением к сверхъестественному и к познанию мира или как соответствующее учение:
а) воззрение, заключающееся в признании потустороннего, а также возможности и даже целесообразности непосредственного контакта человека с потусторонним миром,
б) воззрение, заключающееся в признании принципиально непознаваемого, того, что некоторая реальность непознаваема, хотя некоторая ее часть постигается за счет интуиции, озарений или Откровений (напр., субъективный идеализм),
в) воззрение, заключающееся в признании невозможного или чего-либо несвойственного данному нечто, данной теме или учению, например, свободы воли предметов (напр., электрона), что не позволяет их полностью постигнуть, или принцип партийности для философского учения,
г) воззрение, основывающееся на иррациональной установке, напр., полного отвлечения от мира в целях обретения человеком покоя внутри самого себя.
Мистицизм присущ многим взглядам, наукам и учениям.
Мистицизм ряда оккультных воззрений обусловлен признанием возможности непосредственного контакта человека с потусторонним миром.
Мистицизм колдовства и магии обусловлен признанием возможности непосредственного контакта человека с инфернальной содержательностью.
Мистицизм субъективного идеализма характеризуется отказом от объективного существования мира или от полного познания человеком мира, введением априорных и нерациональных положений, ограничений, принципов или требований; принцип партийности диалектического материализма последовательно относит последний к идеализму.
Мистицизм в идеализме или при наличии иррациональных установок в учениях, воззрениях и науках противостоит познанию мира; в этих смыслах особенно характерны эмпириокритицизм, спиритизм, теофилософия, интуитивизм и холизм.
Материализм неоправданно считает мистицизмом оккультные и религиозные представления, пусть они даже признают потусторонний мир: религиозные представления основаны на вере. Более того, и материалистические представления, а также науки, также тогда следовало бы считать мистицизмами, так как в них вводятся априорные или иррациональные совершенно необъяснимые и внешние по своей сути установки или принципы, напр., принцип партийности диалектического материализма, а для физики - непрерывное скалярное поле, якобы участвующее вместе с некоторыми (векторными) праобразами в образовании микрочастиц, или принцип дополнительности Бора.
Отдельно отметим, так как это принципиально, что мистицизм обычно путается с мистикой и эзотерикой.
См. «Мистика и мистическое», «Мистификация»,
«Эзотерика диалектической философии»
[«Оккультизм», «Трансцендентное» и «Трансцендентальное»].