Диалектический материализм.
- 11.04.07 г.
[В отличие от других информационных источников в данной статье приводятся ранее плохо раскрытые методологические и некоторые критические аспекты диалектического материализма. Многие положения заслуживают детализации, но для первой статьи приведенного их изложения, на наш взгляд, вполне достаточно.]
Диалектический материализм – специализированное философское направление, основанное на (только) рационально-материалистическом использовании диалектики. Это, с одной стороны, определяет эффективность этого направления при решении конкретных материальных вопросов развития природы и общества, но, с другой стороны, обуславливает ограниченность, в т.ч. его существенности, в частности, обрекает диалектический материализм на забвение при уходе пролетариата с исторической сцены. Существенной проблемой для диалектического материализма была утрата диалектическим методом Маркса в СССР гносеологического источника и внутреннего содержания. Быть может, диалектический материализм и мог быть развит, для чего потребовалось бы сменить ряд его основоположений и принципов, что не противоречит воззрениям К. Маркса и В.И. Ленина, но этого не случилось: диалектический материализм был догматизирован и канул в Лету…
Возникновение диалектического материализма означало революционный переворот в истории развития человеческой мысли. В определенном смысле он являлся качественно новой философией, точнее – философским направлением, определенным в XIX в. 1) историческими событиями, в первую очередь, борьбой антагонистических классов, 2) развитием философии и наук, 3) существовавшими (утопическими) представлениями о смене капитализма и 4) новой совокупностью образующих принципов, в первую очередь, диалектическими гносеологическими подходами, но в совокупности с материалистическим пониманием природы и истории.
Существенным фактором появления диалектического материализма было то, что в первой половине XIX в. расширялось революционное движение, а его центр перемещался в Германию. Более того, сильно было общественное осмысление развивающейся ситуации. При этом следует учитывать развитие радикальной буржуазии и формирование ее взглядов, в т.ч. на основе воззрений младогегельянцев (левое крыло последователей философии Гегеля), к которым примыкал К. Маркс. Но К. Маркс не поддержал идеалистических взглядов младогегельянцев, более того, пришел к выводу о том, что течение жизни общества определяется материальными интересами классов. В статьях «Немецко-французских ежегодников» К. Маркс определил пролетариат, как единственную силу, которая может осуществить революционное преобразование, и фактически принципы диалектического материализма. В статье «К критике гегелевской философии права» уже определялось, что никакие идеи не могут сами по себе освободить человека от социального рабства, только материальная сила может опрокинуть материальные основы капитализма и, главное, то, что теория может стать материальной силой, когда она овладеет массами. Хотя... этот вывод был известен еще задолго до Гегеля и Маркса...
В становлении воззрений Маркса, можно сказать, диалектического материализма имела место острая критика Гегеля (но основанная на игре понятий «идея» и «сознание», что было уместно в силу выдвижения новых принципов; см. «Экономико-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса), Фейербаха и других мыслителей того времени. Показательной стала работа «Святое семейство», в которой дана историческая ретроспектива материалистического и идеалистического познания, а также проводится острая критика капитализма и безнравственности современной Марксу элиты.
Наиболее ярко диалектический материализм, как новое мировоззрение, был представлен в «Манифесте Коммунистической партии». По словам Ленина, в этом труде обрисовано было новое мировоззрение, 1) последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, 2) диалектика, как наиболее глубокое и всестороннее учение о развитии, и 3) всемирно-историческая революционная роль пролетариата (а также теория классовой борьбы и другие положения).
Диалектический материализм был существенно развит в работах В.И. Ленина, например, таких как «Материализм и эмпириокритицизм» и «Империализм, как высшая стадия капитализма». На его основе были сделаны великие открытия, например, о неравномерности развития капиталистических стран…
[Если у пользователей будет желание, то аспекты применения В.И. Лениным диалектического материализм в научном познании мира и к решению насущных проблем будут изложены отдельно.]
Диалектический материализм базируется на опорных положениях диалектического метода Маркса:
1. всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления,
2. движение, изменение, развитие и обновление природы и общества,
3. переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового,
4. борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития.
[Критика указанных положений при их применении в узком, рационально-материалистическом подходе дана в статье «Диалектический метод Маркса».]
Диалектический материализм имеет основоположения материалистической теории познания:
1. материальности мира,
2. первичности материи и вторичности сознания,
3. познаваемости мира.
[Критика указанных положений при их применении в узком, рационально-материалистическом подходе дана в статье «Материалистическая теория познания».]
Диалектический материализм характеризуется рядом группируемых аспектов, из которых укажем следующие (остальные в данной краткой статье по причинам ее изрядного увеличения и инструментализации освещены не будут):
А. методологические аспекты.
В частности, был изменен предмет (понимание) философии: были отвергнуты претензии на ее понимание как науки наук (что соответствует и представлениям философии Гегеля и Новейшей философии, но по другим причинам и в других плоскостях). Было утверждено субъективное рационально-материалистическое использование диалектики. Диалектический материализм стал инструментом познания, методом, пронизывающим все науки;
Б. общественные аспекты.
Был определен и распространен материалистический подход на область общественных явлений, на жизнь отдельных людей и всего общества. Другое дело, что такой подход является частным, не может считаться единственным и самым общим, но и он, как частный, должен был быть и появился благодаря диалектическому материализму;
В. классовые аспекты.
Диалектический материализм характеризуется связью с определенным классом – с пролетариатом. Это, с одной стороны, дает ему практическую силу, но, с другой стороны, является слабым местом, ибо с исчезновением этого класса сам диалектический материализм теряет свою социальную основу;
Г. аспект теоретического развития.
Диалектический материализм был сформирован как творческая и развивающая теория (другое дело, что он был извращен в СССР). Следующей из этого является глубокая связь диалектического материализма с историей, научными открытиями и обществом, что выгодно его отличало от остальных, по сути консервативных или слишком уж общих, непрактичных теорий и течений.
Диалектический материализм оказался принципиально важным для понимания материального развития мира, открытия политико-экономических законов развития общества, обоснования негативности капитализма и возможности перехода к социализму на основе диктатуры пролетариата.
Существенной является явная антагонистичность диалектического материализма идеалистическим и реакционным философским и научным позициям и течениям, напр., таким как агностицизм, позитивизм, эмпириокритицизм, а также общественным и политическим позициям и течениям, напр., таким как оппортунизм и ревизионизм.
Но в силу своей ограниченности диалектический материализм оказался нежизненным, догматизированным и превратился в советский диалектический материализм. А, быть может, и по причине идеологической деградации общественных наук в СССР.
В любом случае, диалектический материализм не оставил теоретического наследника, поэтому в России в 90-х годах стали рассуждать о философии вообще, об эпистемологии, о зарубежных философствованиях...
Оказался существенным бег на месте российской философии и вырождение философии…
Добавление.
Учения К. Маркса, В.И. Ленина и диалектический материализм ни только не являются диалектическими учениями, но и противоположны диалектическому учению – диалектической философии (диалектической философии Гегеля и современной диалектической философии).
Продолжение: «Советский диалектический материализм».
См. также «Исторический материализм» и «Материализм» и «История диалектики».