Современная диалектическая философия и диалектическая философия Гегеля: сверхчувственное сравнение.
- 16.03.08 г. -


Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия, используя известное определение Гегеля относительно бытия и ничто, суть одно и то же, но они различны, ибо непрестанно соотносятся друг с другом, создавая новые знания в Новейшей философии (поэтому она отлична от философии Гегеля).

Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия одинаковы в следующем. Они
- определяют, что религия – высшее представление общественного сознания,
- понимают Логику, как царство чистой мысли,
- обладают элементами наддействительных знаний.
- являются, как диалектическая философия, разумной защитой от
оккультизма, мракобесия, материализма и атеизма.

Но современная диалектическая философия имеет коренное отличие от диалектической философии Гегеля, определяющееся в смысле уровня движения познания: современное движение познания осуществляется на более высокой ступени (о чем писал сам Гегель; см. ниже); если диалектическая философия Гегеля определена постижением духом себя (феноменология духа), то процесс ее развития, продолжение философии великого мыслителя, определяется противоречием себя идеи. 
    «Поскольку идея полагает себя как абсолютное единство чистого понятия и его реальности и тем самым собирает себя в непосредственность бытия, она, как тотальность в этой форме, есть природа» [1. Т. 6. С. 319]. Это был первый Акт осознания себя идеей. 
     И первое бытие (см. начало труда Гегеля «Наука логики») вошло в противоречие с
природой, можно сказать, что оно стало тесно и природе, и идее; расширение – неизбежно. И идее придется, определяя словами К. Маркса, проделать весь процесс абстракции (заново или в продолжении: на кругах), для чего следует, по меньшей мере, пойти дальше. И это – так, ибо, по определению самого Гегеля, чистая истина, как последний результат, становится также и началом некоторой другой сферы [1. Т. 6. С. 318].
    Более того, изнутри себя также и бытие обрекает идею на ее изменение, ей приходится переосознавать себя, ибо (начавшаяся несобственная) субъективность в бытии довлеет в нем и («теперь») над идеей, причем в ее случае более чем объективное и ее собственное. Для идеи наступило в-себе-отрицание, что и стало объективным для либо нового процесса ее абстракции, либо продолжения процесса ее абстракции.
    Таким образом, идея переходит на другой круг своей абстракции, своего развития, что есть задействование новой (современной) актуализации диалектической философии и диалектического познания в целом – Новейшая философия, главным отличием которого является преодоление ограниченности процесса в себе объективно сущей идеи.
    Поэтому в современной диалектической философии определяется тотальное постижение, существенное в духе, но  в движении в новой сфере, когда определяется процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором
наука проявляется как объективное познание и сызнова движущееся познание, предпосылкой которого является всеобщность и внеположенность, в качестве процесса для себя объективно сущей идеи, теперь уже неотрывной для нас от процесса миросоздания (поэтому в Новейшей философии преодолена субъективность познания и ограниченность процесса в себе объективно сущей идеи).
    Поэтому если для диалектической философии Гегеля существенна была
феноменология духа, то для современной диалектической философии актуальными оказываются феноменологии идеи.
    Различение феноменологии духа (раскрытой Гегелем) и феноменологий идеи (раскрываемых в современной диалектической философии), а также  развитие познания в различных сферахсилу движения идеи и осознания себя идеей) определяют развитие диалектической философии Гегеля и ее отличие от современной диалектической философии (соответственно, различие философии Гегеля и Новейшей философии).

Таким образом, современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи и последующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени. Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновь рожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой» [1. Т. 4. С. 433-434]...


Продолжение: СДФ и ДФ Гегеля: методологическое сравнение.

ЛИТЕРАТУРА:
1.
Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.

См. «Философии Гегеля воспроизведение», «Наука сызнова», «Современная диалектическая философия»,
а также «Новейшей философии понятие» и «Новейшая философия».