Метафизика.
- 07.07.08 г. -
Термин «метафизика» понимается в диалектике в следующих значениях.
Исторически, исходя из названия совокупности некоторых работ Аристотеля, метафизикой, во-первых, принято считать область познания, изучающую нематериальное. Однако с точки зрения материализма и наук это, по сути, идеализм (а то и просто некая абстракция), изучающий нечто несуществующее, ненаучное.
Во-вторых, часто ошибочно считается, что метафизика есть учение о сверхчувственном бытии. При этом считается, что метафизика интересуется чем-либо с точки зрения его существования, а не его свойствами, т.е. именно тем, чем это что-то является в качестве существующего (субстанцией, свойством, нечто, событием и т.д.).
Такая метафизика - это убогие (схоластические, рационалистическое, объективно-научные, аналитические, вульгарные) исследования (точнее - попытки познания) трансцендентных смыслов, причин, сущего и сущностей (по Аристотелю) мира.
Её познавательный инструментарий очень уж рационален.
В современных западных исследованиях отдаленным аналогом такой метафизики могут считаться некоторые несостоятельные развития аналитической философии, например, философия сознания.
В-третьих, с точки зрения диалектики метафизика – познание, которое обращается непосредственно к предметам, воспроизводит содержание ощущений и созерцаний и видит в них истину. Метафизика является чисто рассудочным воззрением на предметы, постигаемые только рационалистически.
Метафизика в таком понимании составляет канву позитивизма и … современного научного познания, по сути, обратившегося в силу негативов своего развития к устаревшим принципам и формам познания.
В-четвертых, метафизикой поэтому можно, в частности, назвать недиалектическое познание или даже познание, противоположенное диалектике – некую антидиалектику. Метафизика как антидиалектика понимается совсем редко.
И все же следует несколько подробнее разъяснить обозначенные понятия, имеющие множество значений.
Исторически впервые «метафизикой» была названа совокупность 14 трактатов Аристотеля, помещенная в собрании сочинений философа Андроником Родосским после «Физики». Поэтому в смысле этой части аристотелевских трудов «метафизика» подразумевает то, «что следует после физики». Но сам Аристотель называл соответствующую совокупность трудов своего философского учения (рассуждения о первых, начальных основах и родах сущего) «первой философией», которая должна исследовать высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего. В этом смысле термин «метафизика» стал пониматься как нечто связанное с нефизическим, трансцендентным.
В средние века было понимание метафизики как особой части философии, в которой исследуются нефизические, высшие, недоступные органам чувств, выходящие за пределы опыта начала и феномены. Метафизика была соотнесена с теологией, служила ее философским обоснованием. Позднее теологию стали выделять в особую область.
В XVI в. наряду с термином «метафизика» и даже вместо него стал применяться термин «онтология» (учение о бытии).
Особенности метафизического понимания мира, характерные XVII–XVIII вв., следующие: 1) вещи рассматриваются без взаимосвязи и взаимных переходов и отношений, 2) вещи считаются неизменными в своей сущности, они подвержены только внешним изменениям, и 3) вещи не имеют свои внутренние противоречия. Можно говорить и о том, что понимание мира в XVII–XVIII вв. не учитывало противоположностей, поэтому и метафизика определялась как осмысление мира, не осознающее и не учитывающие противоположности и противоречия. На такое представление откладывало отпечаток еще и то, что многие цитируемые античные мыслители (Парменид, Зенон Элейский и др.) утверждали, что в вещах противоречия существовать не могут (они бывают якобы только в мышлении)*. В частности, источник изменения мира и вещей являлся для метафизики непонятными.
Необходимо отметить, что мир, согласно классической механике И. Ньютона, почему-то многими, особенно материалистами, несправедливо считался, да и сейчас многими считается метафизическим, метафизически устроенным, чуть ли неизменным.
По Канту, метафизику можно свести к пониманию человеческого «я», мира и Бога, но соответствующими исследованиями занимаются психология, космология и теология. Поэтому можно сказать, что метафизика после умозаключений Канта утратила свое значение.
В XIX в. термин «метафизика» стал синонимом схоластических рассуждений, метафизический стиль мышления стал постепенно вытесняться из философии, естествознания и гуманитарных наук и заменяться объективно-научным и диалектическим.
В XX в. к термину «метафизика» вернулось одно из его значений, и становится все более существенным понятие ее как философского направления, изучающего нефизические, «за физические», сверхчувственные явления, хотя их более точно отражает термин «трансцендентный».
Радикальной критике метафизика подверглась в 20-х гг. XX в. с позиций исследований логического позитивизма**.
Попытку разделить метафизику и онтологию неудачно предпринял М. Хайдеггер.
В настоящее время встречается понимание метафизики как дисциплины, которая говорит о том, что существует в действительности, в отличие от того, что просто существует (об этом говорит онтология), или как раздела обыденной философии, изучающего а) первопричины и начала мира и бытия или б) природу и структуру окружающего мира.
В Новейшей философии метафизика определяется ограничением рассудка рассудочными понятиями, невозможностью возвышения к понятию и идее.
а ) Метафизика понимается как недиалектическое познание (наука, теория), не включающее ценностные аспекты***, и/или не признающее внутренних противоречий, и/или не имеющее знаний о логическом, трансцендентном и сверхчувственном****, причем в любой из стадий реализации такового познания (античное… современное) и в любой ее форме (напр., формальная логика, диалектический материализм).
б) «Метафизика» - совокупность известных трактатов Аристотеля.
в) При самом общем подходе метафизика (метафизическое) может пониматься и как докантовские европейские научные исследования, и как исследования феноменов, недоступных органам чувств, выходящих за пределы эксперимента, и как рационалистическое (объективно-)научное познание, и как упрощенное учение о движении и развитии, в частности, отрицающие логическую основу и внутреннюю противоречивость предметов и явлений, и как учение, исключающее единство противоречий и внутренние противоположности, и как формальное, рациональное, недиалектическое познание, и как совокупность или реализация недиалектических способов мышления и методов познания, и как «недиалектическое» (но не как «антидиалектическое», «надэмпирическое» и «трансцендентное»).
* Так, например, Парменид обосновывал идею неизменности бытия.
** - который, в свою очередь, отрицался вестернизированным реализмом (Дж. Уайлд), отвергавшим позитивизм целиком и полностью и предлагавшим вернуться к метафизической традиции Платона и Аристотеля.
*** - поэтому метафизикой, в частности, можно назвать и современную экономическую науку...
**** - даосизм и гностицизм метафизикой, очевидно, не являются.
См. «Диалектика», «Диалектическая философия»,
а также «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположные аспекты начала» и «Обычные науки»
[«Позитивизм логический»].