Обыденная философия.
- 10.03.13 г. (Редакции: 11.05.08 г., 10.03.13 г.)
А. Обыденная философия, или относительная философия, или (просто) философия (с маленькой буквы), может определяться по-разному, так как, во-первых, неразличимость философии и философии дала множество определений последней, и, во-вторых, идеология и не-знания требуют себе нужного, а не истинностного.
Обыденная философия, или относительная философия, или философия, обычно определяется и как любительство мудрствовать, и как истина, якобы рождающаяся в спорах, и как вид деятельности, и как размышления о чем-либо (например, о тех же размышлениях), и как творческое мышление и его реализации, и как мировоззрение, и как мировоззрение и теория мировоззрения, и как теоретическое ядро мировоззрения, и как одна из форм общественного сознания (хотя таковыми являются ее подразделения, напр., социальная философия)*, и как особая наука, исследующая отношения мышления к бытию, форм и законов мышления к формам и законам материального мира и разрабатывающая общие основы научного метода познания и преобразования природы, общественной жизни и сознания, и как основа наук, и как наука наук, и как метанаучная область**, и как совокупность особых мыслительных исследований, критики и размышлений…
Поэтому о философии (об обыденной философии, об относительной философии) следует сказать только то, что в настоящее время она представляет собою не Философию и не знания, а то, что составляется в зависимости от тех или иных сиюминутных конъектурных соображений, что не способствует эффективности научного познания.
Б. Гегель писал: «глупо думать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира», а если «теория в самом деле выходит за ее (эпохи. – ПРИМ.) пределы, если он (индивидуум, исследователь. – ПРИМ.) строит себе мир, каким он должен быть, то этот мир, хотя, правда, и существует, однако – только в его мнении (как, например, в философии сознания. – ПРИМ.); последнее представляет собою мягкий материал, на котором можно напечатать все, что угодно».
Далее Гегель указал, что философия дает «примирение с действительностью», а относительно ее поучения – что философия (да и мыслительство вообще) всегда приходит слишком поздно, «когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя», когда «некоторая форма жизни постарела», и «философия может не омолодить, а лишь понять ее: сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек»; итак, понимание нечто, процесса приходит лишь в его завершении.
Так было даже с марксизмом, хотя его идеи были мощны, захватили значительную часть умов в мире и даже были временно как-то воплощены. В этом, правда, велика заслуга Ленина, развившего марксизм. Но теоретическое запоздание, о котором и сказал Гегель, а также еще и отсутствие последующего развития (в СССР) хотя бы для себя в новой квазисоциалистической действительности (несмотря на то, что классики марксизма-ленинизма много раз повторяли, что марксизм не догма), сделали это учение нежизнеспособным, и оно закостенело и умерло.
(Что уж говорить о науках, которые гонятся лишь за явлениями бытия на основе экспериментов, индуктивных догадок и самоубеждений ученых, тем более, об общественных науках, которые вне диалектической философии сплошь суть противоречивые мнения, да и то – лишь об эфемерном, в лучшем случае, о прошлом, а зачастую – просто конъюнктурны.)
В. На современном этапе существования обыденной философии – в современной философии***, в силу разнообразных и разнокалиберных ее определений и пониманий, а также в связи с развитием негативов в науках и образовании, оказались также эклектичными и весьма разнообразными представления о ее 1) роли в обществе, 2) парадигмальных основах, 3) целях и задачах: от создания общей картины мира до выработки конкретных методов научных исследований и их критериев (напр., научности и рациональности), и 4) предмете, направлениях и дисциплинах
Поэтому остановимся на том, что философия, ее предмет, цели и задачи определяются так, кому как угодно, и поэтомк их можно даже не обсуждать.
Все это уже определило существенные объективные последствия.
Отметим, в частности, что обыденная философия на современном этапе своего существования не развивается, она в кризисе, что, кроме всего прочего, ведет к развитию негативов в науках, которые в обратном порядке негативно воздействуют на современную философию.
Г. Поэтому определился и решается вопрос о создании новой, идеологически неискореженной, цельной и самодостаточной системы познания, имеющей свои методологические основы и области познания: Новейшая философия.
* В таком определении в силу общественных противоречий и антагонизмов обыденная философия становится относительной: в частности, она представляет (собой) мировоззрение того или иного класса или тех или иных слоев общества.
** Например, А. Шопенгауэр писал о том, что философия начинается там, где заканчиваются науки.
*** Современная философия – обыденная философия на современном этапе ее развития.
Развитие материалов при осмыслении модернизации: «Непонимание модернизации в науках - 1».
См. «Проблемы современной философии»,
«Логики группы проблем и негативов»,
«Негативы наук, или ...»,
«Диалектика научно не познаваема»,
«Философия и философия», «Предмет диалектической философии»,
«Новейшая философия и неизбежная новая система познания».