Социальная субъектность современной экономической философии.
- 18.03.09 г. -


Социальная субъектность в современной экономической философии не только понимается и позиционируется в общепринятых смыслах, но и является одной из ее главных, основополагающих характеристик. Социальная субъектность выступает диалектически и методологически центральной как для самой современной экономической философии, при ее позиционировании, так и в ее исследованиях различных вопросов, прежде всего, экономической жизнедеятельности общества и модернизационного развития конкретной страны.

Современная экономическая философия (экономическая философия Новейшей философии) представляет собой отношение к жизни в рамках существующей картины мира и доминирующих в обществе норм, традиций, предрассудков и т.п., что определяет факт ее социальной субъектности. Природа ее социальной субъектности определяется тем, что современная экономическая философия  является отражением и в ряде случаев непосредственным выражением духовной активности людей.
    Однако социальная субъектность современной экономической философии выступает не только в своем общеизвестном соответствующем качестве со всеми вытекающими дефинициями и феноменами. При определении социальной субъектности современной экономической философии необходимо учитывать, что она включает аксиологический аспект*, в котором выражается избирательность сознания субъекта, его ориентация на выработанные обществом ценности – ориентиры и программы социально-экономического поведения. В этой оппозиции социального и гуманитарного кроется один из диалектических аспектов современной экономической философии, сочетающий всеобщее, особенное и единичное общественной жизни и выражающий их через социальные ценности, но, вместе с тем, выявляющий различия и противоречия, соответствующие ряду социальных феноменов, например, формированию общественного мнения, роли личности в истории и др. Хотя, также надо отметить, сама эта оппозиция в широком смысле определяет некоторое единичное положение для современной экономической философии, как формы общественного сознания, учитываемое в ее особенном и всеобщем, в частности, в факте многосубъектности.
    Таким образом, социальная субъектность современной экономической философии оказывается не только существенной в известных ракурсах. Она оказывается связанной с рядом известных теоретических и методологических аспектов, а также основанием (посылкой) ряда новых положений, присущих современной экономической философии, как новой форме познания, выявляемых в ней и используемых в ней. Это, далее, является как принципиальной особенностью современной экономической философии, так и основой ряда ее методологических и праксеологических возможностей, которые обозначилась при установлении ее отношения к общественному сознанию, т.е. уже при первичном определении этой его формы. 
    Социальная субъектность современной экономической философии позволяет не только более эффективно решать существующие теоретические и практические задачи, но и открывает новые возможности при исследований экономической жизнедеятельности общества и при проектировании социально-экономического развития конкретной страны. Более того, именно через социальную субъектность подтверждается и, главное, реализуется конституирование содержательного комплекса современной экономической философии, в первую очередь, через восстановление целостного взгляда на хозяйство в единстве всех сторон человеческой жизнедеятельности – предметно-преобразующей, ценностной и познавательной. 

Различие отдельных социально-экономических групп общества определяет многосубъектность философско-экономических идей и, соответственно, современной экономической философии. Это предопределяется множеством денотатов философского понятия «субъект» и его диспозиционностью, способностью обозначать различных конкретных носителей активности, а также существенным различием интересов и целей отдельных социально-экономических групп. 
    Определяя многосубъектность современной экономической философии, следует учитывать многие факторы и оппозиции.
    Во-первых, следует выделять не только конкретных индивидов, но личностей – авторов тех или иных концепций, не только отдельные социально-экономические группы, обуславливающие наполнение вообще общественной жизни, но и группы, заинтересованные в совершении тех или иных конкретных политико-социальных действий, не только человечество в обобщенном смысле, но и его как стихию  универсальной хозяйственной деятельности и носителя экономических идей и стереотипов.
    Во-вторых, следует  выделять социальные группы, общности, общественные движения, сословия, классы, поколения,  партии и т. д., объединенные общей деятельностью, интересами и устремлениями, обеспечивающими социальное функционирование экономико-философских и других идей, и обладающие общими интересами, менталитетом, социально-экономическими стереотипами, социально-психологическими установками, идеологией и единством практической деятельности.
    В-третьих, необходимо выделять а) носителей основных идей, взглядов, представлений, б) продуцентов отдельных положений или целостных философско-экономических концепций (чаще всего персонифицированных), в) распространителей философско-экономических идей, г) пользователей этой продукцией в научном, административно-государственном, партийно-политическом и экономическом мирах и д) потребителей выработанной идейной продукции.
    Поэтому многосубъектность для современной экономической философии не только оказывается ее определенным свойством и связанной с рядом известных теоретических аспектов, но и представляется ценной в методологическом смысле и определяющей ряд новых теоретических и методологических положений. Например, именно с учетом  многосубъектности в современной экономической философии изучается влияние экономико-философских идей на представления о нормативном социальном порядке, проводится анализ закономерностей производства и распространения социально-экономических идей, исследуется влияние установок общественного мнения и ценностных структур общественного сознания, выделяется влияние сложившихся групповых установок и ценностей элит на изменения этих структур.

При определении в широком смысле социальной субъектности современной экономической философии учитываются многие факторы, зачастую принимаемые в различных гегелевских фигурах умозаключений**, что оказывается важным в теоретической и методологической плоскостях и при применении аппарата современной экономической философии при анализе современного общества, возникающих в его развитии проблем, вариантов развития ситуаций и путей выхода из кризисов. Например, учитывается, что процессы глобализации вносят свои коррективы, унифицируя в определенной степени некоторые интересы социально-экономических групп под воздействием императива нового мирового порядка, который все более проявляет себя как порядок экономический. Учитывается, что в глобальном экономическом мире экономика превращается в доминирующую систему управления, господствующую идеологию и основу новой властной стратификации общества. Учитывается, что драматичные столкновения интересов, стилей и форм хозяйствования и территориально-региональное соперничество не исчезают. Учитывается, что выигравшая или более экономически грамотно поступившая сторона навязывает не только свою конфигурацию хозяйственных отношений и взаимодействий, но и образ хозяйственного устройства, что определяет переосмысление многих социально-экономических категорий и концептов с учетом положений современной экономической философии, например, экономического суверенитета.

В заключении отметим, следующее.
    Принципиально важно то, что социальная субъектность не только является важной характеристикой современной экономической философии, но и тесно взаимосвязана со всеми измерениями современной экономической философии, а также обеспечивает сочетание исследований современной экономической философии и социальной философии Новейшей философии ***.
     Боле того, социальная субъектность современной экономической философии идентифицирует новые теоретические положения и методы для исследований жизни и развития общества, т.е. оказывается методологически и праксеологически важной. Это является принципиально новым теоретическим положением при рассмотрении существа и использования социальной субъектности и открывает принципиально новые исследовательские возможности. 


* См. «Аксиологическое измерение современной экономической философии».
** В современной диалектической философии также выделены фигуры абстрактного определения.
*** Таким образом, дополнительно реализуется и наглядно демонстрируется один из основополагающих принципов диалектической философии о всеобъемлющей связи и дополнении друг другом ее учений, предметных философий, наук и прочих ее составляющих.


См. «Новейшая философия» и «Общество»
[«Измерения современной экономической философии», «Диалектические аспекты современной экономической философии» и «Характеристики современной экономической философии»].