16-ое Послание Президента России Федеральному собранию РФ и высшее образование.
- 18.11.09 г. -
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному собранию РФ обозначил задачу модернизации: вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям.
Президент России обозначил главные задачи модернизации: «внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности».
Президент России, кроме проводимых мероприятий*, обозначил меры, которые должны обеспечить решение определенных им задач, в том числе ряд системных шагов: 1) модернизация государственного сектора, 2) формирование комфортной среды для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня, 3) изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу экономики на инновационный характер развития, 4) совершенствование налоговой системы, а также законодательства об обязательных страховых взносах**.
В смысле обеспечения решения задач модернизации в рамках реализации второго системного шага Президент России указал следующие меры:
- надо сделать все, чтобы специалисты были заинтересованы работать в стране, надо создать постоянно действующий механизм их поддержки,
- нужно привлекать к работе в России и зарубежных ученых, а также предпринимателей,
- следует обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе,
- институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям,
- необходимо продумать создание на базе современных вузов бизнес-инкубаторов (Алтайская инициатива),
- нужно завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений модернизации. (Как указал Президент России, речь идет о создании современного технологического центра по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров.)
Особое внимание было уделено реализации программы «Наша новая школа».
Решение поставленных Президентом России задач должно осуществляться высококвалифицированными специалистами на базе новейших научно-технических достижений, уникальных знаний, современных технологий, обеспечиваемых передовыми науками и эффективной системой образования.
При этом Президент России, указав меры по созданию постоянно действующего механизма поддержки специалистов и привлечения к работе в стране зарубежных ученых, четко обозначил проблему нехватки ученых и квалифицированных специалистов, т.е. один из моментов, ярко характеризующих проблемы существующей системы образования.
В целом же проблемы современного состояния и развития наук и системы образования являются крайне острыми, вплоть до постановки вопроса о том, что необходимо создавать новую (под)систему познания и образования: «Необходимость создания новой системы познания и образования».
Даже обсуждение реформирования системы образования показывает весьма существенные негативные аспекты: «Обсуждения проблемы реформирования существующего образования».
Особо беспокоящим вопросом является состояние общественных наук.
Таким образом, Послание Президента России Федеральному собранию РФ со всей остротой ставит вопрос о скорейшем кардинальном модифицировании и развитии наук, которые должны производить современные и уникальные знания, что невозможно без совершенствования системы образования.
И вопрос развития системы высшего образования становится коренной проблемой для развития наук, актуализации новых знаний и, в конечном счете, решения задач модернизации.
Эффективное и современное высшее образование, которое позволит подготавливать специалистов и развивать науки, является фундаментом и залогом успеха осуществления модернизационных преобразований, и никакие энергетика, космос и информатика без него не возможны! При этом осознание страной сложившейся ситуации и понимание себя в мире и выработка долгосрочных программ развития не возможно без высокоразвитых общественных наук!
Иными словами, многое при решении задач модернизации, действительно, упирается в систему высшего образования.
Для решения поставленных Президентом России задач необходимо не только реформировать имеющуюся систему образования и существенно развить науки. Если бы на основе существующих наук и системы образования можно было бы осуществить качественное развития страны, то это уже было бы сделано. Поэтому имеется вывод о том, что для решения поставленных Президентом России задач необходимо, говоря его словами, перевести науки и образование на новую, более высокую ступень развития. Но это принципиально невозможно в рамках трансформаций устаревших систем наук и образования и без внедрения качественно новых подходов к самим наукам и образованию. Кардинально развить науки и систему высшего образование невозможно в рамках устаревших их парадигм, без кардинальных когнитивных перемен и без… новых знаний, которых нет, ибо Президент России поставил задачу их создания.
Более того, для решения обозначенной проблемы, первичной к развитию наук и решению задач модернизации, необходимо также подготовить современных специалистов, которые и будут создавать новые, уникальные знания.
Обозначенный замкнутый круг невозможно разорвать на основе существующих наук, иначе бы задача уже была решена.
Поэтому в Новейшей философии были проведены соответствующие профильные исследования и было понятно, что, в первую очередь, необходимо осуществить кардинальное развитие новой формы образования, ведущее к переходу от традиционных (советских) устаревших форм мышления, познания и образования к современным, что само становится отдельной задачей, которую нужно осознать и решить.
С точки зрения новейшей системы знаний и познания для решения обозначенной задачи (другого пути пока нет) целесообразно разработать и внедрить диалектические формы мышления, образования и познания, что приведет к становлению наук и системы образования на качественно новых уровнях. (Этим вопросам посвящен Раздел СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сайта.)
Реформирование системы высшего образование необходимо, и это не может сводиться только к реструктуризации и улучшению существующей его системы, что не ведет к созданию современной системы, учитывающий новый уровень науки и техники и новые цивилизационные и хозяйственные проблемы и вызовы.
Новая система высшего образования должна быть качественно новой, отличной, стоять на более высоком уровне за счет привнесения принципиально новых элементов, а также быть в определенной мере целевой (под решение государственных задач, а не находиться в свободном плавании свих поисков).
Кардинальное развитие наук и образования, внедрение новых форм мышления и познания, наверное, и есть основа и залог успеха обозначенных Президентом России модернизации и перехода страны на новую, более высокую ступень развития цивилизации.
* - индексация пенсий, обеспечение ветеранов жильем, повышение пособия по безработице, проведение программ поддержки занятости населения, помощь российским компаниям, реализация государственной программы развития сельского хозяйства, поддержке финансовой системы и др.
** Также Президент России уделил внимание вопросам увеличения инвестиций в инфраструктуру, сохранности и передачи природных богатств будущим поколениям, развитию культуры, укреплению демократических институтов на региональном уровне, борьбе с коррупцией, переходу Вооруженных Сил России на новый уровень и др.
См. «16-ое Послание Президента России Федеральному собранию РФ и концепт индустриального социального общества».