16-ое Послание Президента России Федеральному собранию РФ и концепт индустриального социального общества.
- 16.11.09 г.
Одним из самых ярких моментов уже в самом начале Послания Президента России Федеральному собранию РФ было обозначение сверхзадачи, которую можно и нужно решить в стратегической перспективе.
Президент России сказал: «Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации».
Концепт новой, более высокой ступени развития цивилизации имеет глубинные смыслы.
В Новейшей философии он понимается в целом как общее постмодернизационное положение, которое связано не столько с решением социально-экономических задач модернизации 1, с развитием экономики и т.п., сколько с переходом, как и было обозначено Президентом России, именно на новую, более высокую ступень развития цивилизации, что вряд ли следует понимать только как построение более высокоразвитого капиталистического общества, но можно понимать и как переход на более высокую, чем капитализм, ступень развития.
А в современной политической экономии понимание концепта новой, более высокой ступени развития цивилизации связывается не с построением более высокоразвитого капиталистического общества (что, конечно же, необходимо, но в окружении существенно развитых капиталистических стран будет не более чем погоней за ними, а они стоять на месте не будут…), а с реализацией новой теоретически обоснованной стадией (формой) общественно-экономического устройства [рассматриваемого в рамках социальной философии Новейшей философии в плане общественной формации, а в рамках современной политической экономии – в плане нового экономического строя].
Современное политэкономическое понимание концепта новой, более высокой ступени развития цивилизации раскрывается в том, что кроме известных стадий (форм, формаций) развития общества после капитализма (социализм и коммунизм) в социальной философии Новейшей философии обоснована еще одна стадия, общественная формация – индустриальное социальное общество (ИСО).
ИСО является одним из явных выражений принципиально нового (для политологии, экономической науки, социологии и проч.) варианта общественного развития, хотя и базирующегося на капиталистических производственных отношениях, основывающихся на частной собственности на средства производства.
При рассмотрении ИСО необходимо учитывать, что
1) даже в первом приближении удовлетворительной теории существа и построения социализма нет: К. Маркс и В.И. Ленин не создали теории построения и развития социализма (диктатура пролетариата – это слом капитализма), а теоретические изыски в СССР искажали даже материалы классиков марксизма-ленинизма 2 и в итоге оказались полностью несостоятельными (быть может, именно поэтому – без теории развития – СССР прекратил свое существование 3);
2) понятия коммунизма различны. В классическом варианте, коммунизм – это первая фаза социализма, которая существует, пока ликвидируется частная собственность: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. – М., Т. 3. С. 34] – частную собственность [там же. Т. 42, с. 127], точнее – отчуждение трудящихся от средств производства. Таким образом, если социализм есть устойчивая общественная формация (а его подделки рушатся), то коммунизм есть переходное состояние общества, характеризующееся снятием частной собственности 4. А то, что под коммунизмом понималось в ЦК КПСС и в советских науках, обсуждать нецелесообразно, так как СССР и КПСС уже давно нет;
3) единственной из обоснованных и теоретически рассмотренных посткапиталистических стадий (форм) общественно-экономического устройства общества является осознанное в рамках социальной философии Новейшей философии индустриальное социальное общество, которому (формации которого) присущ (соответствует) новый экономический строй. ИСО обосновывается рядом способов, базовым для которых в Новейшей философии считается диалектический (см: «Диалектическое позиционирование ИСО»).
Теория ИСО 5 часто называется вторым после воззрений М.Вебера социальным осмыслением капитализма, его основ, духа и развития, но проведенным на самой мощной философской базе – на основе диалектической философии.
В теории ИСО доказательно отрицаются как принятие веберовской концепции капитализма в качестве универсальной схемы развития, так и заверения многих западных специалистов, например Т. Парсонса, о необходимости и даже о неизбежности принятия западного капитализма в качестве образца для всех обществ (хотя Вебер писал об уникальности социокультурной ситуации Западной Европы, обусловившей развитие западноевропейского капитализма).
В теории ИСО развиты взгляды отечественных ученых и многих западных специалистов, в первую очередь, С. Хантингтона, осуществлена критика западоцентризма в теориях модернизации и осмыслены теоретико-методологические основания изучения концептуальных особенностей и возможностей национального модернизационного развития, отличного от западноевропейского.
К ИСО не обязательно переходить рывком, как то было к социализму. ИСО зарождается (формируется) в недрах капитализма, поэтому может своим экономическим строем постепенно замещать капиталистические общественно-экономические формы, постепенно вытесняя капитализм в целом.
В случае слабости экономики в одной, отдельно взятой капиталистической стране при переходе к ИСО необходимо, используя слова В.И. Ленина (как бы ни казалось это кому-то странным), а) оживить капитализм и б) перейти к государственному капитализму [Ленин В.И. Полн. Собр.Соч. - 5-е изд. – М., Т. 44. С. 222 и 229], что концептуально соответствует задачам модернизации и, более того, может быть использовано в конкретном случае для реализации целевых программ, которые, в свою очередь, могут быть использованы при построении ИСО в качестве обозначений этапов перехода.
На основе ИСО, в силу его качественного отличия от западного капитализма – капитализма по Веберу – можно осуществить планируемое опережающее социально-экономическое развитие (за счет реализации формационных и структурных преимуществ ИСО как более высокой общественно-экономической формации), причем на основе целевых программ и с учетом решения конкретных социально-экономических задач.
Более того, ИСО не только может быть освобождено в процессе своего целенаправленного построения от многих негативов капитализма 6, но и осуществляться на путях, в значительной мере, не подверженных в культурном и социально-экономическом смысле неизбежной, исторически предопределенной империалистической агрессии, в первую очередь, выражающейся в идеологической, экономической и военной экспансиях наиболее развитых капиталистических стран 7.
ИСО по отношению к капитализму является новой, более высокой ступенью развития цивилизации.
Примечания:
1 Вопросы модернизационного проектирования и развития будут рассматриваться несколько позже в соответствующем Разделе сайта – ОБОСНОВАНИЕ НМП ДЛЯ РОССИИ.
Предметом настоящей статьи является обозначенное утверждение Президента России.
2 См., напр., «Искажения политэкономии при построении СССР».
3 Поэтому следует говорить о том, что без понимания состояния общества и без формирования перспективных программ общественного развития обходиться нельзя. При этом существенным вопросом является состояние общественных наук, без которых указанные положения превращаются в бюрократические формальности. Поэтому вопросу состояния и развития общественных наук и системы образования в Новейшей философии уделяется первостепенное знание: «Необходимость создания новой системы познания и образования».
4 Согласно современной политической экономии, коммунизм есть внутреннее отрицание социализма, некоторая стадия социализма, предполагающая ограниченную частную собственность на средства производства; эта стадия реализуется, в основном, в начале построения социализма, но она не исключается и во время построения социализма.
5 Первая публикация, включающая рассмотрение ИСО, была в 2001 г. Позже автором теории ИСО была определена политэкономическая теория, осмысливающая посткапиталистическое несоциалистическое развитие; эти материалы вошли в защищенную кандидатскую диссертацию по экономике
6 Изображению капитализма, основанного на своекорыстной деятельности, в котором труд создает мир, как отчужденную от человека и властвующую над ним реальность, в котором «…вообще нет места ни для возвеличения, ни для жалобы, ни для раскаяния», посвящен п. «Духовное животное царство и обман или сама суть дела» грандиозного труда Гегеля «Феноменология духа».
А, как определил К. Маркс, «производство прибавочной стоимости или нажива – таков абсолютный закон этого (капиталистического. – ПРИМ.) способа производства» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. – М. Т. 23, с. 632]; нажива правит капиталистическим обществом, а не добродетель.
7 См., напр., труд В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма».
См.
«Современная диалектическая философия»,
«Социальная философия Новейшей философии»,
«Современная политическая экономия»,
«Социальная целесообразность индустриального социального общества»,
«Индустриального социального общества определяющее положение»,
«Индустриального социального общества диалектическое позиционирование».
Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.