АРХИВ: прежняя редакция статьи «Постижение» от 17.12.08 г.

 А. Если познание обычно определяется как творческая деятельность субъекта, направленная на приобретение знаний о мире, то постижение не имеет однозначного и устоявшегося определения.
    В контекстных значениях говорится о постижении высших миров, будущего и т.п., чего-то сверхчувственного, что обозначает постижение нечто более совершенным и глубоким, чем (обычное, научное, материалистическое) познание. 
    Через смыслы глаголов «постигать» и «постигнуть» постижение обозначается как дохождение разумом (не рассудком!) до чего-то, проникновение в суть чего-либо, полное уразумение чего-то.
    Зачастую понимается, что постижение происходит за счет интуиции, озарений (в то время как познание – за счет научных, формализированных методов). 
    Таким образом, постижение означает некоторое реальное познание, сущностное познание, наиболее глубокое и точное познание, причем очень редко связываемое с научным или формальным образом (характером) его процесса, осуществления.
    Имеется также еще одна существенная деталь: постижение считается как бы очищенным от эмоций и субъективизма человека, нечто пришедшим к человеку, как бы некоторым объективным, и, по крайней мере, с учетом поговорок народной мудрости, понимается как существующее непосредственно само, как то, к чему мышление человека присоединяется...

 Б. Согласно Гегелю, познание вообще есть идея в своем суждении – таково самое общее и реальное определение познания, из которого следует, в частности, что его не следует приписывать только сознанию человека и ограничивать формальными методами. 
    Если же оставаться в рамках наук и говорить о познании, как о творческом процессе постижения действительности и приобретения знаний человеком, то можно будет говорить лишь об обычном познании – о научном познании, о материалистическом познании и т.п., но это все не будет относиться к получению адекватной и наиболее полной картины мира – знаний. И разговор будет вестись лишь о получении научных знаний – некой малой толики информации о мире, да и то не всегда соответствующей ему. Кроме того, процесс такого познания будет подвержен субъективным факторам – зависти, корысти, желанию финансирования, обогащения… что, в конечном итоге, приводит к тому, что науки служат фетишу, формализуют человека, отдаляют его от духовного.
    А в тезисе Гегеля имеется в виду, конечно же, действительное познание – познание и постижение, а не обычное познание, и надо различать игру запутанных относительно друг друга терминов: «обычное познание», «познание вообще», «познание» (и как суждение идеи, и как его опосредование в Мире) и «постижение».

 В. Постижение – высшая стадия действительного познания в природе.
    Главным отличием и сущностным достоинством постижения является то, что оно достигает понятия, в котором познаваемое обладает своею действительностью, поэтому становится познанным, как  действительное предмета, как себя познанное. В этом смысле можно сказать, что постижение участвует в распространении понятия себя на познаваемое. Поэтому постижению подвластна вся реальность, следовательно, все бытие. И не только оно.
    Постижение есть самоопределяющее познание, когда содержание познания принадлежит ему самому.

Только постижение связано с философией: см. «Философия, чистое познание и познание вообще. Обобщение».
    При этом человеческое сознание, во-первых, не является единственной основой (приобретения) вообще знаний (в первую очередь, знаний и Знаний) и, во-вторых, нельзя рассматривать изолированно от (процесса) познания, или же, нельзя говорить о человеческом познании, как о нем непосредственно самом, изолированно от вообще познания.

Постижение исключает противоречие явления и самой сути познаваемого, тем самым, снимает противоречие обычного познания и осуществляет познание любого в единстве с его понятием. Это осуществляется за счет того, что оно ходом своего движения разрешает конечность научных и любых материалистических представлений; оно – как понятие, которое через свою реализацию исполняет себя; - в этом исключается субъективность, предположенность и т.п. обычного познания, так как понятие тождественно соотносится в постижении с собой. 
    Постижение также вычленяет объяснение (описание), которым отдаляется понятие от познаваемого. Тем самым восстанавливается единство, снимающее отрицание, разделяющее познающего и познаваемое и обращающее познание в неистинность.

Постижение подразделяется на само постижение (постижение) и постижение человека (постижение), которое может осуществляться через отождествление или тождество познающего и познаваемого: соответственно, диалектическое познание и диалектическое постижение*.
    Постижение определяет исключительность диалектического познания (см. «Исключительное познание современной диалектической философии»).
    Постижение выше, чем непосредственное философское познание и обычное познание, называемое обычно познанием.

* В частности, см. «Диалектические методы познания» и «Диалектические методы постижения».

См. «Всеобщая гносеология», «Философия, чистое познание и познание вообще. Восхождение»?
«Современная диалектическая философия»,
а также «Обыденная философия», «Идеализм»

[«Познание вообще», «Познание», «Диалектическое познание», «Диалектическое постижение», «Непосредственное философское познание» и «Обычное познание»].