Смысл конкретной модернизации.
- 11.09.11 г. -
Предваряя запланированное повествование о модернизации,
следует дать ответ по существу сразу на ряд заданных нам вопросов, которые очень
разнились, но суть которых угадывалась, хотя и не могла быть даже
приблизительно сформулирована в них. Этот парадокс - желание получить
животрепещущий ответ на важный вопрос при невозможности его сформулировать - легко
объясним: даже для постановки вопроса нужны некоторые знания, а теперешние
общественные науки для постановки насущного вопроса современности соответствующими
знаниями не обладают и, более того, уже завели обсуждение сути развития общества в болото демагогии.
Поэтому пока без раскрытия существа ряда вопросов и бесед, без
демократических и иных общепринятых лозунгов и призывов, сразу дадим ответ на насущный
вопрос, тем более, что важен однозначный ответ, а не многие формулировки вопросов
и тезисов, которые к тому же могут быть высказаны по-разному.
Согласно
диалектике, смысл осуществления современной
модернизации в одной, отдельно взятой стране, а не вообще какой-то модернизации
- жизнь детей ©.
Решение конкретных задач, вопросов и т.п. осуществляется на указанном Гегелем конструирующем себя пути диалектического
познания в развертывании определений разума: программа модернизации, по своему существу качественно отличная от
любых социально-экономических планов и, тем более, просто лозунгов и призывов.
А
в научных и иных общественных дискуссиях можно говорить о чем угодно: демократия.
Можно выдвигать лозунги о самой демократии, о процветающем государстве, о
борьбе с коррупцией, о хороших дорогах, о борьбе с бедностью и другие. Но при
этом следует поставить вопрос о том, а
зачем всё это нужно, к чему всё это? И вот если не ответить на него, то все
лозунги и декларации будут пустыми (или даже прикрытием еще чего-то). Но диалектическая
философия отлична от наук и зрит в корень. Поэтому она видит теперешний главный вопрос, который даже не был сформулирован ни в обществе, ни в науках, потому что он не
мог быть осмыслен вне диалектической философии. Быть может, он не
мог быть разрешен.
Хотя кто-то может, конечно же, выдвинуть альтернативный тезис, но и ему, в свою
очередь, можно выставить альтернативу. И т.д. Опять будет погружение в болото демагогии,
на что обречены общественные науки и дискуссии. Но этого можно и избежать. А
вот то, что осмыслено в современной диалектической
философии и сейчас было указано, вряд ли будет отвергнуто хоть кем-то. Хотя
кто-то может спорить о том, что, на его взгляд, важнее, или вообще о чем-то стороннем. Например,
можно поставить такой вопрос: «экономика или нравственность?». А можно поставить
и еще какой-то вопрос. И т.п. Но можно избежать и этого. Однако вряд ли хоть кто-то
будет оспаривать важность жизни детей, что надо обеспечить. И вот это выделенное жирным шрифтом
придаточное предложение составляет теперешний смысл конкретных современных
социальных изменений, целей, лозунгов и
т.д. Опять же, кто-то может попытаться противопоставить сказанному некие цели,
например, сильная экономика. Однако это уже будут цели, быть может, даже средства,
пункты плана, желания, как угодно, но не смысл. А вот выделенное жирным шрифтом
придаточное предложение есть их квинтэссенция, более того, включающая мощнейшие
исторические и теоретические аспекты, которые и были осмыслены в рамках модернизационных теоретизаций и составили обозначенный
смысл. (Впрочем, модернизационные теоретизации позволяют решать социальные,
индивидуальные, трансцендентные и другие задачи, и об этом речь еще пойдет на
сайте, а также будут проанализированы вообще причины изучения модернизации и
возможности использования ее теоретического обеспечения. Это потом.)
Пока
был просто дан ответ на самый важный, по нашему мнению, вопрос, такой ответ, который,
надо особо отметить, содержит в себе очень много конкретных смыслов, целей и
задач, причем и тех, о которых много сейчас говорят публично. Другое дело, что этот
самый важный вопрос нельзя понять, раскрыть и решить вне диалектической
философии, поэтому она в срочном порядке и обретает новые инструменты познания
и теории, в т.ч. обозначаемые на сайте, и развертывает диалектическую систему
знаний социальной сферы. А вне диалектической философии будут продолжаться разговоры о демократии, о
процветающем государстве, о борьбе с коррупцией, о хороших дорогах, о борьбе с
бедностью и другие …
[См.
«Модернизация и идея», «Модернизация и новая гносеология», «Модернизации
программа», «Проектирование и планирование (модернизационное проектирование и
социально-экономическое планирование)» и «Причины изучения модернизации».]