Смысл конкретной модернизации.
- 11.09.11 г. -

Предваряя  запланированное повествование о модернизации, следует дать ответ по существу сразу на ряд заданных нам вопросов, которые очень разнились, но суть которых угадывалась, хотя и не могла быть даже приблизительно сформулирована в них. Этот парадокс - желание получить животрепещущий ответ на важный вопрос при невозможности его сформулировать - легко объясним: даже для постановки вопроса нужны некоторые знания, а теперешние общественные науки для постановки насущного вопроса современности соответствующими знаниями не обладают и, более того, уже завели обсуждение сути развития общества в болото демагогии. Поэтому пока без раскрытия существа ряда вопросов и бесед, без демократических и иных общепринятых лозунгов и призывов, сразу дадим ответ на насущный вопрос, тем более, что важен однозначный ответ, а не многие формулировки вопросов и тезисов, которые к тому же могут быть высказаны по-разному.

Согласно диалектике, смысл осуществления современной модернизации в одной, отдельно взятой стране, а не вообще какой-то модернизации - жизнь детей ©.
    Решение конкретных задач, вопросов и т.п. осуществляется на указанном Гегелем конструирующем себя пути диалектического познания в развертывании определений разума: программа модернизации, по своему существу качественно отличная от любых социально-экономических планов и, тем более, просто лозунгов и призывов.

А в научных и иных общественных дискуссиях можно говорить о чем угодно: демократия. Можно выдвигать лозунги о самой демократии, о процветающем государстве, о борьбе с коррупцией, о хороших дорогах, о борьбе с бедностью и другие. Но при этом следует поставить  вопрос о том, а зачем всё это нужно, к чему всё это? И вот если не ответить на него, то все лозунги и декларации будут пустыми (или даже прикрытием еще чего-то). Но диалектическая философия отлична от наук и зрит в корень. Поэтому она видит теперешний главный вопрос, который даже не был сформулирован ни в обществе, ни в науках, потому что он не мог быть осмыслен вне диалектической философии. Быть может, он не мог быть разрешен. Хотя кто-то может, конечно же, выдвинуть альтернативный тезис, но и ему, в свою очередь, можно выставить альтернативу. И т.д. Опять будет погружение в болото демагогии, на что обречены общественные науки и дискуссии. Но этого можно и избежать. А вот то, что осмыслено в современной диалектической философии и сейчас было указано, вряд ли будет отвергнуто хоть кем-то. Хотя кто-то может спорить о том, что, на его взгляд,  важнее, или вообще о чем-то стороннем. Например, можно поставить такой вопрос: «экономика или нравственность?». А можно поставить и еще какой-то вопрос. И т.п. Но можно избежать и этого. Однако вряд ли хоть кто-то будет оспаривать важность жизни детей, что надо обеспечить. И вот это выделенное жирным шрифтом придаточное предложение составляет теперешний смысл конкретных современных социальных изменений, целей, лозунгов и т.д. Опять же, кто-то может попытаться противопоставить сказанному некие цели, например, сильная экономика. Однако это уже будут цели, быть может, даже средства, пункты плана, желания, как угодно, но не смысл. А вот выделенное жирным шрифтом придаточное предложение есть их квинтэссенция, более того, включающая мощнейшие исторические и теоретические аспекты, которые и были осмыслены в рамках модернизационных теоретизаций и составили обозначенный смысл. (Впрочем, модернизационные теоретизации позволяют решать социальные, индивидуальные, трансцендентные и другие задачи, и об этом речь еще пойдет на сайте, а также будут проанализированы вообще причины изучения модернизации и возможности использования ее теоретического обеспечения. Это потом.)

Пока был просто дан ответ на самый важный, по нашему мнению, вопрос, такой ответ, который, надо особо отметить, содержит в себе очень много конкретных смыслов, целей и задач, причем и тех, о которых много сейчас говорят публично. Другое дело, что этот самый важный вопрос нельзя понять, раскрыть и решить вне диалектической философии, поэтому она в срочном порядке и обретает новые инструменты познания и теории, в т.ч. обозначаемые на сайте, и развертывает диалектическую систему знаний социальной сферы. А вне диалектической философии  будут продолжаться разговоры о демократии, о процветающем государстве, о борьбе с коррупцией, о хороших дорогах, о борьбе с бедностью и другие …


[См. «Модернизация и идея», «Модернизация и новая гносеология», «Модернизации программа», «Проектирование и планирование (модернизационное проектирование и социально-экономическое планирование)» и «Причины изучения модернизации».]