Диалектическая философия и науки
(в настоящем осмыслении позиционируются некоторые цивилизационные и гносеологические аспекты, требуемые для текущего изложения материалов проекта ДИАЛЕКТИКА).
- 05.12.10 г. (Редакции: 20.04.08 г , 05.12.10 г.)


Еще Платон писал о том, что диалектика венчает познание, и что все другие способы исследования составляют человеческие мнения, и им лишь снится бытие.
    Значимость, силу, мощь, насущность и другие качества и свойства диалектической философии и ее превосходство над науками – прежде всего, богатство логики и самодвижение познания – продемонстрировал в своих трудах Гегель. Основополагающую для наук традиционную логику он вообще удостоил презрения.
    А в современной диалектической философии диалектическое (диалектическая философия) было окончательно отличено от объективно-научного (наук), рационалистического и рационально-логического.
    Начиная с XXI в., диалектическое и научное отличены, разделены и противопоставлены*.
    При этом стало ясно, что диалектическая философия не может концентрировать свои цельные знания в науках, ибо там они будут развалены по отдельным направлениям. И по этой причине тоже, начиная с XXI в., диалектическая философия  развивается самостоятельно, представляет собою независимое от наук, обособленное от них учение.

Отличия диалектической философии от наук и ее и преимущества перед ними следует из особенности ее самой и ее познания
    Диалектическая философия – это выражение самой действительности, Мира, знаний, а не какой-то существенности, предназначаемой для наук.
    Диалектическая философия не вязнет в количественной (черновой) работе, за которую хватаются науки, и только которая им и под силу и по нраву, тем более, что науки в последнее время все более специализируются на создании технологий, а не на более важном – не на получении знаний.
    Более того, диалектическая философия изучает не только чувственный мир, как науки, но еще и сверхчувственный мир, причем, главное, в их единстве – Мир, включающий аспекты духовности. 
    Диалектическая философия, особенно на современном этапе ее развития,
- базируется на единой парадигме,
- имеет цельную картину мира,
- вовсю использует мощь своего совершенного исключительного современного диалектического познания.

Диалектическая философия обладает, в отличие от разрозненных наук, единой системой знаний, которая самододостаточна и, главное, полностью воспроизводит себя, обладает собственными областями познания, науками и дисциплинами. 
    При этом потенциал и возможности диалектической философии так еще и не поняты в науках, чему есть основания и причины, из которых следует указать следующие.
    Во-первых, в диалектической философии разработаны неприсущие наукам центральные онтологические и гносеологические положения, и имеется ряд стратегических положений (и выводов), без которых сам процесс познания остается простым, рационалистическим.
    Во-вторых, диалектическая философия обладает исключительными возможностями осуществления познания и может работать через неизвестные наукам диалектические инструменты.
    В-третьих, диалектическая философия может использовать диалектические начала, универсальные аспекты и диалектические методы познания и постижения, которых нет в науках.
    Диалектическая философия – вторая наднаучная система знаний и познания.

А науками, если использовать слова Гегеля, овладел внешний порядок мышления, в них исчезла любовь к познанию, а теперь все сильнее проявляются застой, оголтелый позитивизм, бессодержательность, формализм и технократизм.
    Науки ограничены как своими парадигмальными принципами, аксиомами, так и условностями, накладываемыми на мышление традиционной логикой. 
    Науки суть разрозненные представления о некоторых феноменах окружающего физического мира и общества, поэтому не могут охватить цельность мира и, следовательно, познать его. (При этом веселят многие научные казусы, в первую очередь, когда просто нет базовых определений, например электрического заряда, в чем физика не хочет сознаться, или когда науки из-за отсутствия знаний отфутболивают друг к другу, например, логика при обозначении мышления отсылает к психологии, а та, в свою очередь, к познанию, т.е. к гносеологии … по существу к логике.)
    Науки не способны единить знания, могут только собирать их, причем зачастую с логическими ошибками. А сами логические ошибки возникают из-за несовершенства, ограниченности  и ошибочности традиционной логики, о чем писали еще Кант и Гегель, в силу чего происходит сникновение логики и развитие негативов в ней, в частности, развитие неверных принципов. А это и приводит к слабости и паралогичности методологии.
    Слабость методологии, индукционизм и расчлененность наук, несовершенство и ошибочность логики и методологии науки в целом все более усиливают логические тупики обычного познания, более того, в науках развиваются бюрократизм, конъюнктурщина и коррупция, которые усугубляют негативы наук и образования и порождают новые.
    Не менее важно и то, что науки лишены философичности, историчности и социальности, кроме того, науки не имеют аксиологических аспектов, что вызвало еще в ХХ в. серьезное обсуждение кризиса наук, а многие критики науки вообще подчеркивали ее принципиально частичный, дегуманизированный характер, не позволяющий ей всесторонне учитывать деятельность человека (см. также «Главное в диалектической философии - социальность»).
    В итоге науки могут служить только внешнему познанию природы для более интенсивного ее использования (разрушения) в целях извлечения вообще дохода.
    Науки служат вещам, технике и прибыли – фетиши и страстям, захватывающим людей, и их усилению, а не людям. 
    Отметим, что диалектическая философия остро критически относится к расчлененности и ценностной нейтральности наук, все более теряющих понимание человека в своих технических достижениях и уже противопоставивших созданный на их основе мир природному миру и миру человеческому.

Парадигмальную базу наук уже давно пора изменить, в них давно уже надо бы перейти на новые уровни познания. 
    Не это ли самое важное для наук событие, обозначенное диалектической философией, которое весьма целесообразно для их существования? В этом смысле значение диалектической философии для наук понятно, и, к тому же, ее общественное значение возрастает.
    В целом вопросы, которые затрагиваются диалектической философией на современном этапе ее развития, особенно в сфере общественной идеи и общественного развития, наглядно показывают серьезность многих проблем в науках, а также слабость наук в решении, как собственных проблем, так и насущных вопросов. 
    Хотя, главное, приходит все же понимание того, что нужны серьезные перемены в науках одной, отдельно взятой страны, только не опоздали бы они.

[Диалектическая философия.]
(#) Диалектическая философия – идея для себя.
    Идея есть жизнь [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 6. С. 220], поэтому диалектическая философия жизненна, и она проповедует жизнь.
    А науки, повторимся, служат вещам, технике и прибыли – фетиши и страстям, захватывающим людей, и их усилению, а не людям. (Интересно то, что в «Философии права» Гегеля науки подводятся под определение вещей.)
    И по этим причинам диалектическая философия отделена от наук.

(#) Диалектическая философия является представлением объективной идеи в бытии.  
    Диалектическая философия объективно и онтологически является в бытии проявлением и обогащением философии – стихии всеобщности (а гносеологически и субъективно она основана на единстве диалектической философии Гегеля и современной диалектической философии). 
    Диалектическая философия всеобща.
    Содержание диалектической философии «первоначально порождено и ныне еще порождается в области живого духа, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, – иначе говоря, что ее содержанием служит действительность» [Там же. 1. С. 21–22]: содержание ее познания объективно; а предметами наук служат лишь некоторые явления существующего, а то и вовсе придумки ученых.
    Диалектическая философия цельна, она воспринимает мир целиком – от его зачинания через его настоящее и до его завершения – причем в ней исторически согласованы развитие природы и духа, неживой материи и человека. 
    В силу своего осуществления познание диалектической философии цельно и едино, поэтому единопарадигмально, что существенно отличает ее от кусочно-отрывочных по своей сути наук.
    В диалектической философии одно, цельное, исторически развитое знание, причем даже термины исследованы и сосредоточены в их системе и согласованы, чего нет и не может быть в науках.

А науки выхватывают что-то в мире по отдельности и по частям и заявляют о его исследовании, хотя любое что-то без понимания
а) зарождения мира, приведшего к этому что-то,
б) составляющих развития,
в) возможностей познания его человеком – лишь отдельное мнение (о чем писал еще Платон), поэтому у разных ученых об одном и том же подчас много разных представлений, т.е. науки далеко неоднозначны, скорее, часто даже сумбурны.
    Науки, как показал еще Кант, по природе своей ограничены. Они, в первую очередь, ограничены в том смысле, что при любом своем развитии научное знание, с одной стороны, никогда не может быть знанием о том, что выходит за пределы возможностей созданных в нем же логических форм, и, с другой – не может зафиксировать и восстановить ноуменальных эффектов, т.е. не может быть знанием всеобщей объективной реальности: наукам свойствен предметно-объективный характер, рационализм и критицизм, а также лишь такая доказательность, которая опирается лишь на ограниченные экспериментальные факты и традиционную логику.

(#) Постижение** –  диалектическое познание и диалектическое постижение – имеется в переходе
а) от объективности (понятие) к натурным исследованиям (природа),
б) от всеобщности к единичности, поэтому оно в силу своей всеобщности реально дедуктивно, а не индуктивно, как в обычных науках
    Постижение реально, логично и трансцендентно и может быть всеобщим и познавать принципиально новое.
    А научное познание является в экспериментах (эмпирика) и делает попытки возвыситься, но оно всего лишь индуктивно. Ученым подчас кажется, что научное познание дедуктивно, но это так лишь в тех сформированных малостях, которые уже не могут дать новых знаний.

(#) Формирование знаний диалектической философии происходит не хаотически, не на основе случайного по сути своей эксперимента и пришедшей ученому удачной мысли, а системно и в развитии Мира, и именно этим объясняется положение Гегелем системы науки, на основе которой в современной диалектической философии реконструирована система наук диалектической философии. И в этом смысле постижение диалектической философии цельно и едино, поэтому единопарадигмально, что также отличает ее от кусочно-отрывочных по своей сути наук.
    Система знаний диалектической философии самододостаточна, главное, полностью воспроизводит себя, обладает собственными областями познания и отраслями познания, в том числе, собственными науками и дисциплинами.

(#) Познание диалектической философии базируется не столько на феноменах эксперимента, предположениях и аксиомах, сколько на всеобщих началах. Иными словами, диалектическое познание не ищет устраивающей его системы аксиом, откидывая неудобные из них, как это делается вне диалектической философии, особенно в науках, о чем писал еще И.Кант. 
    Это позволяет осуществлять познание без аксиом и т.п. познавать мир в действительности и в его логике, которая и определила основы гегелевской логики – основы познания диалектической философии, – существенно отличной от обычной логики и качественно превосходящей ее, поэтому, следовательно, диалектическая философия имеет более мощный исследовательский базис, чем науки.
    Всё это обеспечивает новые логическую основу и осуществление познания диалектической философии, создает условия для понимания и реконструкции направлений (подразделений) вообще логики (в рамках современной диалектической философии), в т.ч. создание системы логик, которая представляет собою весьма мощный инструмент познания, и обозначает соответствующие логические инструменты и процессы их формализации.

(#) Познание диалектической философии не столько определяется фиксацией явлений, сколько осуществляется через понятия, т.е. производится не по частям и не во внешних определениях, как в обычных науках. И мыслится само понятие, а не рассудочное понятие, понимание чего представляет серьезную трудность для недиалектического мышления.
    Познание диалектической философии может оперировать с определениями нечто даже в их в себе целокупности, в то время как обычное познание может работать только с положенными сущностными определениями в оппозиции для других, поэтому науки, равно как и любое метафизическое познание, делают утверждения и выводы лишь относительно определений, не каковы они в понятии, а каковы они, как положенные для других, а то вообще – в отношении явлений, поэтому поверхностны, внешни к объектам и к существу вопросов. Недиалектическое познание, по Гегелю, не видит различий того, что в себе, и того, что положено, определений, которые в понятии, и тех, которые положены для других.
    Кроме того, научное познание замкнуто на органы чувств, на ощущения, восприятия которых лишь в количественном смысле уточняются совершенствуемой аппаратурой: науки ограничены экспериментом.
    Итак, как написал сам Гегель, в науках царствует внешний порядок
    А вот в диалектическом познании имеет место движение постижения, причем во внутренних порядках. В современной диалектической философии познание, вдобавок к указанным Гегелем возможностям, осуществляется еще и через систему «определения – сущее». И если философия Гегеля стала как философия понятий, как базовая философия, то современная диалектическая философия развивается как философия определений, философия реализаций.

Науки на основе специфического, достаточно узкого рационально-индуктивно-экспериментального исследования мира могут познавать только часть чувственного мира, при этом сверхчувственный мир и духовное (в т.ч. психика) остаются вне наук и принципиально ими непознаваемы. (Чувственное индуктивное (т.е. научное) познание еще у Платона было признано несовершенным и ограниченным; см. в диалоге "Государство": Платон. Собрание сочинений в 4 т. – М. Т. 3. – 1994).
    Отметим, что диалектическая философия критически относится к узкоспециализированному объективно-рационалистическому характеру научных исследований и к несистемному изучению мира по частям, принятому в науках, несмотря на декларацию в них междисциплинарных исследований, которые, по сути, формальны и мало эффективны.

>> Только диалектическая философия предоставляет познанию свободу для развития.

[Сверхчувственность.]
(#) Развитие познания в диалектической философии происходит и за счет сверхчувственной сферы, не ведомой, а порой и вообще отвергаемой науками.  
    Науки и далее могут не признавать сверхчувственные аспекты, но чем дольше они будут их не признавать, тем больше будут отставать.
    Научное познание не признает сверхчувственное, а верит в навязанные ему представления, но это не значит, что научное положение вещей истинно и должно быть. Например, ученые верят в недоказуемую, по определению, СТО Эйнштейна, причем даже при наличии отрицающей ее альтернативы – альтернативной теории относительности
    А вот ключевые для познания сверхчувственные позиции – например, сознание и мышление – в науках так и не определены. Есть, конечно же, их определения через функции мозга, но ведь он сам науками не разгадан. А давать определения через непознанное – это совершенно некорректно. Поэтому в науках нет понимания сути и, соответственно, значений многих важных категорий, в т.ч. «сознание» и «мышление», и, соответственно, производных от них. И это только одна позиция. Не менее важны принципы и парадигмальные основы … в общем все то, что и отличает диалектическую философию от наук. 
    Да и многое из того, что было обозначено в философии Гегеля, до сих пор не признается науками и не известно им (например, науки до сих пор не знают, что такое электрический заряд), но это же не значит, что современная диалектическая философия не может использовать знания своей предшественницы.
     Знания диалектической философии на современном этапе ее развития будут развиваться и за счет сверхчувственных исследований.

>> Знания диалектической философии необходимы и всеобщи, поэтому они аподиктичные, а не временные, относительные и субъективные, как в науках.

<Познавание … >

<Мышление …>

<Логика …>

<Методология диалектической философии … >

<Современные особенности диалектической философии, отличающие ее от наук … >

[Диалектической философии познания современное развитие.]
См. п. «Диалектической философии познания современное развитие».

[Духовность.]
(#) Диалектическая философия, в отличие от наук, признает духовность как фактор мира (ибо мир, по Гегелю, суть природа и духовность).
    Диалектическая философия есть знания в духе и снизошедшие знания духа.
    Развитие диалектической философии с учетом исторических данных в плоскости социально-политического развития обусловило получение существенных представлений о логике спасения в историческом развитии.
    Диалектическая философия содержит духовное учение, назначение которого зафиксировал Гегель. Но в отличие от религии, диалектическая философия обосновывает путь к спасению, раскрывает его на диалектической основе и разъясняет на рационалистической основе. А Новейшая философия включает действительное социальное учение – Афетизм.
    Диалектическая философия – для реальной жизни.

>> Диалектическая философия духовна.

А вот в науках духовность, при их узком познании мира, искажается, и это ярко и нагло проявилось, например, в картезианском утверждении: «Если мы всегда в своих поступках будем подчиняться диктату нашего разума, у нас никогда не возникнет повода к раскаянию; пусть даже события покажут нам впоследствии, что мы допустили ошибку, это вовсе не будет нашей виной». Но если раньше разум выступал основой для научного познания мира, то теперь все более и более диктует нормы жизни людей и общества в целом, а также является морали и этики, даже определяет их и человеческие отношения, которые и сваливаются поэтому все больше и больше в практичность и, следовательно, в экономизм.
    И в человеческом мире экономическое вытесняет духовное, что не только объясняет указанные в начале статьи негативы наук***, но и противно диалектической философии (см. также «Главное в диалектической философии - социальность»). 
    И по этой причине диалектическая философия отдельна от наук, а диалектическое и научное отличены, разделены и противопоставлены.

Но главное то, что диалектическая философия – в новом своем содержании рождающаяся жизнь: жизнь и смысл для тех, кто хочет спасения и ищет его
    Диалектическая философия дает человеку понимание возможности сделать самому свой выбор.


* - хотя, конечно же, научные достижения и знания используются в диалектических исследованиях.
** «Познание», «научное познание», «познание диалектической философии», «постижение», «диалектическое познание» и «диалектическое постижение» – это термины, совершенно различные в диалектической философии; это в науках познание, да познание, поэтому они из чувственности и не могут вырваться, так как не различают возможности вообще познания. Но в современной диалектической философии, в смысле форм записи диалектической философии, зачастую используется термин «диалектическое познание» (в частности, научное познание в таком случае может пониматься как расширенное за счет диалектических инструментов познания), т.е. конкретное явное значение снимается, хотя контентная идентификация, конечно же, сохраняется, так что тем, кто умеют читать диалектические тексты, смысл будет понятен.
*** Они отдельно осмысляются на основе законов социальной философии Новейшей философии (см. «Наук негативы и проблемы»).


[Продолжение: «Современное развитие познания диалектической философии»].

[См. «Диалектическая философия нравственна».]

Добавления.
1. Некоторые факты, подтверждающие рассуждения: «Заметка о неактуальности общественных наук».
2. Предметное разъяснение превосходства диалектики над науками на примере нюансов модернизационного теоретизирования: см. «Нюансы модернизационного теоретизирования».


Дополнение
.
Критическое мнение о состоянии российских наук и образовании высказал Министр образования и науки РФ  Д.В.Ливанов во время Санкт-Петербургского международного экономического форума 2012 г.: см. «Т: мнение Д.В.Ливанова об образовании...».


Прежний вариант статьи:  АРХИВ: «Диалектическая философия и науки».