Гносеологическое значение обращенного капитала.
- 18.01.12 г. -

> Эта статья была выделена из статьи «Обращенный капитал и его социальное значение» (последний ее пункт) в связи со структуризацией части системы ссылок, выполненной для обеспечения научных исследований ряда заинтересованных лиц, проводимых за счет возможностей, предоставляемых Интернет-позиционированием "ДИАЛЕКТИКА".


При обсуждении новой политэкономической категории «обращенный капитал» и связанных с нею вопросов (см. «Обращенный капитал и его социальное значение») очевидным стало возвращение к темам слабости современных общественных наук и проблемам развития общества, которые, получается, также являются вопросами современного изучения капитала, что, впрочем, не удивительно.

Исследование первого вопроса исходит из того, что общественные науки в силу их слабости и развития в них негативов (см. «Негативы наук» и «Непонимание модернизации в науках - 3») не могут предложить никакого решения по преодолению критичности современного развития и конкретных экономических и социальных проблем. Общественные науки беспомощны и бессильны. При этом развитые страны и без общественных наук – за счет силы своей экономики – и так увеличивают свое преимущество, а остальные страны все больше и больше отстают, представляя из себя лакомые куски для мощных капиталов наиболее развитых стран и транснациональных корпораций.
    И необходимы актуальные социальные исследования, которые, с другой стороны, можно проводить только на базе политической экономии.
    Исследование первого вопроса приводит к развитию политической экономии, что уже осуществлено: современная политическая экономия.

Исследование второго вопроса исходит из того, что современное развитие общества а) отличается от его предыдущих фаз, что, в общем-то, и так понятно, но это должно учитываться, а не декларироваться, как в науках, т.е. не изучаться на основе устаревших представлений, и б) требует  развития новых знаний с учетом введения новых категорий, принципов, методов и форм познания, акцентирующих насущные темы и приводящих к созданию актуальных представлений и теорий, в т.ч. касающихся современного понимания экономики (это также соответствует тому, что необходимо не просто развивать общественные науки, а нужна их кардинальная трансформация); положение «б» учитывалось при разработке современной политической экономии.
    Исследование второго вопроса приводит, в частности, к теме модернизации, в связи с которой в Новейшей философии разрабатывается диалектическая теория модернизации.

И понятие обращенного капитала оказывается куда более богатым, чем кажется на первый взгляд.
    Вопрос не только в предотвращении социально-экономического коллапса (экономические кризисы, как неотъемлемое состояние капитализма, так или иначе, будут всегда).
    Вопрос и в выборе новых общественных форм развития. Про одну из них (про индустриальное социальное общество) уже давно, более десятка лет назад было сказано. А ведь она подходит не только для развивающихся капиталистических стран ...
    С другой стороны, для любых капиталистических стран, даже в высшей (империалистической) стадии их развития, целесообразно уменьшать негативы развития и кризисов  (см. также «О: о преодолении европейского кризиса»).
    И т.д.

В целом обращенный капитал может позволить реализовать новые капиталистические общественные формы развития, ведь речь идет об обращенном капитале, о капитале, об общественном отношении, изменение которого (точнее – изменение формы которого) ведет к изменению общества. Причем в соответствующие меры можно закладывать проектные (целевые) позиции развития общества, что важно как для программ общественного развития  слаборазвитых стран и развивающихся стран, так и для постмодернизации передовых экономик.

Ну, а теперь, когда диалектическое познание вышло на имманентные аспекты функционирования капитала, причем в приложении к современным условиям и при постановке насущных задач, чего нет и не может быть в общественных науках, и когда имеется конкретный теоретический инструмент – диалектическая теория модернизации – теперь можно исследовать понятие обращенного капитала а) в целях выяснения объективных условий развития как экономики, так и общества и б) для понимания сути ряда конкретных вопросов в их современной ипостаси, например, инвестиций и механизмов их реализации (ведь, во-первых, приток капитала из-за рубежа инвестициями может и не являться, а таковым может считаться только некоторыми экономистами, и это может приносить урон национальной экономике, и, во-вторых, должна быть соответствующая среда, а для ее создания, в свою очередь, нужен соответствующий механизм, один из уже упомянутых на сайте вариантов которого – инновационный интерфейс – был реконструирован в диалектической теории модернизации).
    И обращенный капитал активно используются в диалектической теории модернизации, для которой он не только является одними из предметных положений основания модернизационных теоретизаций, но и относится к одной из групп функциональных возможностей диалектической теории модернизации.

В целом знания об обращении функционирования капитала используются в предметных исследованиях современной политической экономии и социальной философии Новейшей философии.

Остается отметить, что осмысление марксовой категории «капитал» (но не ее советского или буржуазного извращения) позволяет формировать не только новые теоретические знания и практические существенные инструменты для конкретного проектирования развития общества, но и новые основы и парадигмы для изучения вообще развития общества и его систем (политической, партийной и др.).
    Однако категория «капитал», какой бы мощной она не была бы, не одна, и ее одной не достаточно ни для полного и всеобъемлющего понимания капитализма и его развития, ни для проектирования  развития конкретной социальной действительности. Нужны современные комплексные действенные инструменты познания, методы и предметные теории, необходимы новые фундаментальные области познания и прикладные теории; всё это (например, социальная философия Новейшей философии и диалектическая теория модернизации) создается в Новейшей философии.

                                                                    *  *  *

После обозначения ряда положений основания модернизационных теоретизаций, которые акцентируют конкретные звенья диалектических рассуждений, все же необходимо от темы этих, пусть и очень важных моментов возвратиться в русло начатых концептуальных осмыслений модернизации, в ходе которых выявляются общие и необходимые аспекты модернизационного проектирования.


См. «Искажения политэкономии при построении СССР»,
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  НФ,
«Экономические новые технологии»,

а также «Информатизационная капитализация»

[«Обращенного капитала возможности использования», «Производительных сил развитие», «Закон обогащающейся капиталистической страны со слабой экономикой», «Капитализма политэкономические меры спасения», «Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].