Понятие ситуации.
- 18.03.12 г. -

А. Упомянутое в одной из статей сайта понятие ситуации является принципиально новой философской категорией, категорией современной диалектической философии. Эта категория отлична от понятия, по Гегелю, и, тем более, от рассудочного понятия.
    Как указывал Гегель, диалектическое познание может оперировать с определениями нечто даже в их в себе целокупности, в то время как обычное познание может работать только с положенными сущими определениями, причем только в оппозиции для других, т.е. в их внешней форме в явлении, а не с ними самими.
    Однако для постижения сути вещей важно самостное понимание определений, т.е. не каковы они как отдельные и положенные для других, а каковы они цельно в понятии, в первом приближении - в некоторой своей системной совокупности. Тут выступает исследуемая в современной диалектической философии система опосредствованных определений.
    Но важно и сочетание определений, т.е. не только они сами, точнее - важны определения отношений, сочетаний и связей, которые, конечно же, тоже определения, но качественно другие.
    Таким образом, осмысление понятия акцентируется и на его существовании, а это дает понимание его структуры и функционального развития.
    Для этого и было определено понятие ситуации.
    Таким образом, речь идет не о самом понятии, а о его существовании и изменении, т.е. динамика понятия приобретает новую ипостась и сама составляет теперь понятие, становится отдельной как бы динамической (не жизненной) истиной и порождает новый смысл. Не то, чтобы она живет отдельной от объекта жизнью, но она в современной диалектической философии обособлена в своих определениях, которые к тому же не взяты для других и как положенные (что было бы характерно для наук), в частности, хотя бы потому, что в обсуждаемом случае нет их праобразов как сущих определений, а  они сами имеются в своей совокупности в себе и как опосредованные. Поэтому их нельзя осмыслить на основе научного познания - их можно «достать» только за счет постижения.
    Однако следует понимать и специфику понятия ситуации.

Можно и так рассуждать: если со структурой определений в первом приближении всё так или иначе интуитивно понятно (хотя этот вопрос не может рассматриваться на основе обыкновенной логики, так как у нее попросту нет соответствующих ресурсов, и поэтому в современной диалектической философии и были созданы новые логики), то вот соответствующие  отношения составляют запредельный для наук вопрос. Дело в том, что это не только отношения связи, которые, в конечном счете, относятся к структуре, но и часто упоминаемые Гегелем определенности, которые мистичны и невозможны для наук (ибо их признание ведет к отрицанию материализма и, соответственно, к отказу наук от себя; и науки в принципе не могут выйти за свои ограничения). Более того, отношения связи и определенности необходимо рассматривать так, как они есть сами, каковы они в понятии, а не каковы они как положенные как определения для других, тем более, что такое положение зачастую невозможно, т.е. они в принципе недоступны научному познанию: они познаются только в постижении.
    Из возможностей понимания аспектов этого вопроса можно упомянуть лишь гегелевские фигуры умозаключений, которые связывают некоторые из объективных логических форм, правда, без учета ряда аспектов, поэтому обычно эти фигуры понимаются в науках (в логике) как формы логических суждений и умозаключений, что в корне не верно. Кроме того, фигуры умозаключений относятся к субъективной логике, в то время как разговор при обсуждении понятия ситуации идет в рамках объективной логики, для которой в современной диалектической философии реконструированы соответствующие положения, в т.ч. фигуры объективности. (Эти фигуры отличны от известных гегелевских фигур умозаключений, которые совершенно иное.)
    Но сами фигуры объективности не могут быть зафиксированы в некой системе рассудочных понятий и даже в системе опосредствованных определений, для них нужен особый инструмент, которым и стало понятие ситуации. Таким образом, выражение фигур объективности - это оборотная сторона понятия ситуации, а изучение и использование фигур объективности как инструментов познания - это одно из основных предназначений понятия ситуации.

Представления о понятии ситуации важны тем, что они определяют объекты в плане не столько характеристик связей их элементов, сколько их динамических определенностей, что переводит исследования этого вопроса в плоскость выяснения существа и смысла взаимодействия частей объекта и его поведения как целого в некоторой среде и с учетом влияния ее элементов.
    И дело тут уже не в том, что составляющие объекта или элементы среды могут приниматься в качестве завершенных функциональных объектов, неких «черных ящиков». Это часто реализуется в науках при исследовании (моделировании) поведения объекта. Дело теперь в том, что динамика составляющих объектов и элементов среды сама составляет понятие, отражает динамическую (но не жизненную) истину объекта, обретает новый смысл и поэтому составляет соответствующий новый предмет исследований, центральной категорией и инструментом которых является понятие ситуации...

Справедливости ради надо сказать о том, что первые представления о понятии ситуации были сформированы с учетом обобщения положений комплекса предметных понятий диалектических модернизационных теоретизаций. Таким образом, можно сказать, что практика модернизационных исследований в предметном плане создала и апробировала материал для ряда теоретических понятий и исследований современной диалектической философии (также см. «Причины изучения модернизации»).
    Но онтологическая проработка понятия ситуации была проведена на основе знаний, развитых из представлений Платона о проявлении общего в частностях, см. «Актуальность знаний по Платону - 1».

 Б. Представления о понятии ситуации существенно расширили предметную область гегелевского учения о понятии и стали, что очень важно, одной из основ для науки-логики-продолжений, осуществленных в современной диалектической философии. Это дало мощный толчок для развития фундаментальных исследований в областях диалектики, Новейшей философии и логики, в т.ч. Новой логики.
    В частности, понятие ситуации в современной диалектической философии и в Новейшей философии активно используется
- при построении системы познания диалектической философии,
- при построении порядка исследований диалектической гносеологии,
- при создании системы диалектических методов,
- при формировании и развитии фигур познания,
- при формировании системы отношений новых логик, обусловливающих их операции и, в конечном счете, превосходство над современной общеизвестной логикой,
- в ряде познавательных процедур новых логик,
- при построении динамических моделей объектов,
- в предметных областях, например, для изучения модернизации.

Понятие ситуации позволяет создавать так называемые ситуационные модели. Они дают представление как о поведении объекта, так и в целом о ситуации, связанной с ним, или в которой он находится. Это качественно иное представление, нежели математические и иные возможные в науках модели. Так потому, что ситуационные модели на основе понятия ситуации позволяют установить сетевые и динамические определенности (в пределе - особенности и определения) происходящих событий и процессов и, тем самым, уловить реальные определения существования объекта, т.е. работают на более высоком уровне проработки ситуации (и создания решения), чем известные в науках инструменты. Всё это предельно важно еще и в смысле того, что любые диалектические исследования инкорпорируют определения реальности в свое познание, о чем уже упоминалось на сайте.

 В. Представления о понятии ситуации важны и для наук:
- для естественных наук, например, для дискретной математики, в частности, для таких важных дисциплин, как комбинаторика, логическое программирование и др.,
- для социальных исследований, например, в области экономики, в логистике и др.,
- для прикладных исследований, например, в информатике, при создании геоинформационных систем и др.

 Г. Надо отдельно отметить, что в исследованиях, проводимых в социальной философии Новейшей философии, с учетом именно понятия ситуации формируются понятие ситуации страны и понятие конкретной модернизации, раскрываемые как ситуационные модели и являющиеся основами ряда базовых понятий диалектической теории модернизации и модернизационного проектирования. Они дают совсем иное, представление о социальной ситуации, в т.ч. о модернизации, чем известные научные модели общества и модернизации, и позволяют установить сетевые и динамические особенности и определения происходящих событий и процессов, причем в связи с определениями реальности социальной ситуации. Так что еще раз подтверждается тезис о том, что диалектические модернизационные теоретизации обладают не имеющими аналогов в науках положениями и инструментами, которые кроме отражения существа социальных вопросов позволяют устанавливать связи и сочетать различные дополнительные положения (например, перспективные положения), что очень важно при рассмотрении вариантов развития.
    Одним из наиболее важных сочетаний модернизационных положений является уже упомянутое на сайте сочетание курсов стабилизации и модернизации, что представляет собою диалектическое ноу-хау; но сейчас важно то, что сочетание курсов стабилизации и модернизации наиболее эффективно для развития страны, в этом обретающей социальный потенциал и цивилизационную нишу для своего развития, т.е., по сути, возможность развития для себя, минимизируя зависимость от внешних обстоятельств.
    В целом в  социальной философии Новейшей философии установлено понятие развития страны, определяющее возможность модернизации для себя страны, что является одним из основных открытий социальной философии Новейшей философии, которое положено в основу создания вариантов модели и базы программы российской модернизации.
    Модернизации в себе страны  - это то наиболее важное положение, только которое и хотелось акцентировать на сайте при рассмотрении понятия ситуации (а его теоретические вопросы и прикладные возможности, чтобы не утруждать читателей при чтении статьи,  могут быть рассмотрены и обсуждены в рамках различных коннектов сайта).


[Продолжение: «Понятие современной ситуации в России».

См. «Понятия функциональная формализация» и «Новых логик система отношений».]