Модернизация логики.
-
08.04.12 г. -
Общетеоретические
и предметные исследования современной диалектической
философии определили
необходимость кардинального развития логики
- необходимость модернизации логики.
Это принципиально важное утверждение диалектической философии на современном этапе
ее развития, сделанное только в ней, так как осмыслено только в ней.
И не только осмыслено, но и широкомасштабно
реализуется, в т.ч. в целях развития кардинальных преимуществ диалектической
философии перед науками.
Сейчас
важно не столько раскрытие утверждения о модернизации логики, тем более, что
оно требует соответствующих диалектических знаний, которые еще не изложены на
сайте, сколько его закрепление в сознании людей, в первую очередь, конечно же,
ученых.
Поэтому
пока укажем лишь ряд общих положений утверждения о модернизации логики.
Непосредственные
причины развития логики понятны: правда, это не только те общие причины,
которые всегда определяют развитие познания, и не только конкретные причины, которые
соответствуют текущему историческому периоду развития общества, когда надо
решать актуальные технические задачи.
Причинами необходимости кардинального
развития логики (по крайней мере, для современной диалектической философии) также
являются:
-
сникновение логики к концу ХХ в. и развитие в ней отчасти уже не решаемых проблем
и негативов,
-
необходимость эволюционного обновления логики, именно которая обозначает
зарождение нового этапа развития логики - современной логики, но не в смысле понимания и
использования этого термина в науках,
-
возникновение новых крупных социальных проблем, которые сами связаны с
принципиально новым витком развития цивилизации, и осмыслить которые на основе общеизвестной логики уже невозможно; иными
словами, в современной диалектической
философии впервые указывается на конкретное социальное значение логики*, что является принципиально новым положением,
которое также является причиной необходимости кардинального развития логики,
-
тем самым, изменение роли логики в
общественном развитии,
-
обнаружение ряда положений онтологического порядка, обозначающих связь реальных
исследований и логики в широком смысле, но это уже, скорее, развитие гегелевской логики,
и
др.**
О необходимости постоянного развития
познания и решения научно-технических и социально-экономических задач пока
говорить не будем: это в общих чертах и так ясно.
Однако укажем, что вывод о кардинальном развитии логики наиболее практически значимо
обрисовался при осмыслении необходимости использования принципиально новых
инструментов познания в диалектических модернизационных
исследованиях, в т.ч. когда в них обнаружился ряд положений
онтологического порядка, обозначающих как связь модернизационных
теоретизаций и логики в широком смысле, так и ее социальное значение.
Но также была понята и неизбежность качественного
изменения представлений о самой модернизации,
напрямую связанных с кардинальным развитием
логики. Без понимания аспектов
модернизации в широком смысле осмысление тезиса о кардинальном развитии логики
не возможно, поэтому не возможно в науках!
Таким образом, вывод о кардинальном развитии логики на фоне исследований
модернизации оказался не только актуальным, но и приобрел не имевшийся ранее
динамический аспект, именно который и создал предпосылки для осмысления,
собственно, самоперерождения
логики и необходимости реакции на это в гносеологическом плане.
В
современной диалектической философии были также получены новые представления о
развитии логики, ведущие к ее кардинальному
развитию, т.е. не только о том, что логика должна быть изменена, но и о том,
что должны быть изменены представления о
развитии логики, чему, в частности, активно поспособствовало осмысление
модернизационных теоретизаций.
При этом развитие логики, оказавшееся как востребованным, так и
закономерным, само по себе связано с необходимостью решения насущных задач,
причем на новой основе, что определяет развитие логики и как предопределенное,
обусловленное, и как актуальное, насущное.
И,
что особенно важно для логики, обозначается ряд существенных
социальных положений, в т.ч. следующих.
а) В целях обеспечения надлежащего
развития насущных исследований в области социально-экономического и
модернизационного развития необходимо использование в них принципиально новых
логических построений и, соответственно, активное совершенствование логики.
б) Важно развитие вообще
логики и ее составляющих (в т.ч. общеизвестной логики), и существенно влияние
их состояния на функционирование и перспективы наук, систему образования***,
возможность и уровень решения тех или иных насущных задач хозяйственного комплекса и
экономики страны, научно-техническое и социальное развитие общества и др.
в) Только на основе современного познания,
подразумевающего развитие логики, можно решать насущные проблемы и осуществлять
инновации, а старое познание, базирующееся
на устаревшей логике, может выдать лишь отсталые решения.
г) В Новейшей
философии
удалось оценить роль вообще логики и ее составляющих в общественном развитии,
чего в общеизвестной логике было сделать нельзя. И для Новейшей философии стали
актуальными соответствующие профильные исследования, в т.ч. установление
факторов и порядков влияния развития вообще логики и ее составляющих на состояние
хозяйственного комплекса и экономики конкретной страны. Аналогов
таким исследованиям в науках нет.
д) Логику надо развивать; это особенно нужно тем
странам, которым необходимы кардинальные социально-экономические
преобразования, ибо на основе общеизвестной логики (и математической логики)
наиболее развитые страны вряд ли удастся перегнать.
В
целом, модернизация логики - это не просто субъективное развитие и расширение
логики, включающие стандартно понимаемые вопросы (напр., исключение установленных
негативов логики, развитие ее познания и др.), равно как модернизация страны не
может сводиться к индустриализации.
Модернизация логики - это кардинальное развитие логики на основе двух установленных
в современной диалектической философии положений, о
которых будет сказано несколько позже.
Модернизация
логики закладывает основы для существенного изменения представлений не только о
содержании логики, но и о самом развитии логики, о его конкретных положениях и
направлениях и т.д., что было эффективно использовано в современной
диалектической философии при развитии вообще представлений о логике и при
формировании ее конкретных логик.
Ряд соображений модернизации логики и их
целевые развития не могут быть получены в обычных науках, скованных обыкновенной логикой. Впрочем, тут
достаточно сказать о том, что для понимания модернизации логики необходимо
иметь представления о ряде диалектических положений, в частности, о противоречии и об отрицании,
понятий, которых в науках нет. Поэтому в них не может быть понятия модернизации
логики.
Модернизация логики - это прерогатива
современной диалектической философии!
Как
уже отмечалось на сайте, развитие логики в
современной диалектической философии производится как для эффективного ускоренного и расширенного
воспроизводства знаний и возможностей диалектической
философии и увеличения
качественного преимущества диалектического познания (некогда достигнутого в
философии Гегеля) перед любыми другими видами и формами вообще познания, его
осуществлениями и реализациями, так и для решения насущных задач, в
т.ч. для осмысления реализации актуального социально-экономического развития, в
первую очередь, модернизации.
Итак,
необходимо и неизбежно кардинальное развитие логики.
Кардинальное развитие
логики производится только в современной диалектической философии.
В ней логика представляет
собою основу для осуществления развития познания и осмысления качественно новых
преобразований во всех сферах общественной жизни.
А
обобщая изложенное, можно сформулировать комплексный
тезис о том, что в современной диалектической
философии
разнообразные диалектические действия по
устранению негативов логики и по её кардинальному развитию
на фоне развития теоретической основы
решения предметных вопросов, прежде всего,
модернизации и привлечения к этому новейших логических инструментов,
привели к пониманию интеграции различных
направлений и программ**** развития вообще логики,
на
основе двух установленных в современной диалектической
философии положений, включающих
актуализированные науки-логики-продолжения,
что с учетом установленного положения о социальной
значимости логики
обусловило концептуализацию тезиса о модернизации логики,
не имеющую в науках ни понимания, ни основ,
поэтому даже приближенного осмысления, не то, что возможности осуществления,
и позволяющую в современной
диалектической философии осуществить кардинальное развитие логики (в т.ч. создание новых логик);
но это не какое-то достижение логики или в
ее области,
это, во-первых, её расщепление, когда наукам
оставляется то, о чем они говорят, а диалектика берет себе то, что возвысилось
и эффективно,
во-вторых, её кардинальное и управляемое
развитие,
в-третьих, её тотальный контроль как основы
познания,
и, в-четвертых,
основа беспрецедентного развития диалектического познания и решения главной задачи диалектической философии.
*
Это вылилось не только в отрицание современных неэффективных общественных наук.
Тут еще раз повторимся: на ряде международных
научных конференций в Москве в 2010 и 2011 гг. уже были озвучены тезисы
современной диалектической философии о проблемах современной логики и о
необходимости использования принципиально новых логических построений в целях
создания как экономической теории, адекватной имеющимся реалиям, так и
актуальных исследований в области социально-экономического и модернизационного
развития России.
Был озвучен актуальный тезис: современной
России не нужна ни устаревшая логика, ни старая экономическая теория.
Конкретное социальное значение логики в современной диалектической философии знаменуется решением ряда актуальных задач:
это, в первую очередь, создание диалектической
теории модернизации.
**
О других, не менее важных причинах
необходимости кардинального развития логики будет сказано позже.
*** Развитие вообще логики и ее составляющих оказалось непосредственно
связанным с реализацией прорабатываемой в Новейшей философии новой
системы образования,
включающей осмысление как новых форм и инструментов познания, так и новых форм
образования.
И логика оказалась важным фактором реализации
не догоняющего, а опережающего развития познания и, соответственно, науки и
техники.
****
Имеются в виду программы Новейшей философии по развитию логики, так как таких в
науках нет.
См.
«Необходимость
обновления логики»,
«Логика и модернизационные теоретизации»,
«Новая логика».