Новологический комплекс: общие положения.
- 04.10.09 г. -

 А. В свое время Гегель указал на то, что (до сих пор) существующие традиционные формы мышления, познания и образования давно уже устарели. Приведем лишь некоторые из его высказываний [1. Т. 5. С. 30-32]:
- говоря словами Канта, (традиционная) логика со времени Аристотеля не сделала ни одного шага вперед (даже с учетом Декарта), так как содержательно закончена,
- в том виде, в каком (общепринятая, традиционная, в т.ч. формальная. - ПРИМ.) логика излагается в учебниках, она как со стороны своей формы, так и со стороны своего содержания сделалась предметом презрения,
- (традиционная, в т.ч. формальная) логика нуждается в полной переработке,
- устаревшую логику еще тащат за собою больше вследствие смутного чувства, что совершенно без логики нельзя вообще обойтись, и вследствие продолжающейся привычки к традиционному представлению о ее важности,
- логика расширяется благодаря добавлению психического, педагогического и даже физиологического материала, а также за счет уточнений и количественных характеристик (но это - не качественное развитие логики, не новая логика. - ПРИМ.).

Гегель создал и использовал новые формы и комплексы познания, основанные на диалектике, которые обозначил в своем незабвенном труде «Наука логики»; одним из главных в его философии является логический комплекс (который не следует путать с наукой [диалектической философии], см.: «Система науки: начало реконструкции»).

В.И. Ленин формальную логику определил как «схоластическую» [2. Т. 42. С. 288].
    При этом в своей работе «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т.Троцкого и Бухарина» В.И. Ленин сформулировал видимые ему принципы использования диалектического познавательного инструмента (но не описание диалектической логики, что много лет утверждалось в диамате). «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении... В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»... »  [2. Т. 42. С. 296].

[К слову, интересные характеристики: традиционная логика - презренна, формальная логика - схоластична...]

 Б. Вопросам диалектического познания в СССР уделялось особое внимание, были произведены широкомасштабные исследовательские работы. Правда, все было безрезультатно. Более того, имели место искажения, предсказанные Гегелем: например, он писал, как было указано выше, что логика расширяется благодаря добавлению психического, педагогического и даже физиологического материала, что было и в СССР, например, в работах Ильенкова. 
    Гегель и о других факторах писал, которые также можно проследить в советской философии. 
    Докатились аж даже до того, что не смогли определить ленинское понятие упомянутой выше диалектической логики! - появилось столько ее определений («Диалектическая логика. Различные понимания»), что диву даешься: болтовни много, а результатов нет, точнее есть только негативные результаты («Диалектическая логика: итоги "развития"»).
    Да и сам диамат канул в Лету, а ведь сколько речей было в его честь! А сколько его пасынков все еще преподает в вузах! - а потом все удивляются, почему имеющееся сейчас образование такое плохое, почему нет осознания современного этапа существования общества и программ интенсивного развития…
    Одним из последствий извращения философии в СССР стало то, что  А.А. Крушанов обозначил как фактический бег на месте российской философии и вырождение философии (см. «Проблемы современной философии»). В связи со своей недееспособностью российская философия сейчас не может предложить реальных программ и даже отдельных предложений по интенсификации образования для решения насущных проблем, в первую очередь, ориентации в современном мире.

 В. В целом, можно сказать, что вне современной диалектической философии имеются (остались) только формально-логические формы (образования, мышления и познания), и со времен Гегеля ровным счетом ничего не сдвинулось в места. Сколько бы ни пели ему дифирамбов, сколько бы ни порицали бы его, но понять то главное, что позволило бы открыть доступ к его философии и к диалектическому познанию, никому так и не удалось, ибо не восхваление, а только воспроизведение его философии, начинание ее сызнова, о чем говорил сам Гегель, могло привести к результатам.
    А в современной диалектической философии было осуществлено воспроизведение Философии Гегеля. Воспроизведение философии Гегеля - реконструкция диалектической философии с учетом современного уровня развития общества, мышления, науки и техники, и не только их, имеющая собственные положения ноу-хау, что не позволит ее воссоздать (скопировать) за рубежом, по крайней мере, в ближайшее время, ибо наукам не доступны диалектические принципы (науки их за 200 лет так и не смогли вскрыть… на основе формально-логических комплексов (!!!), и дальше не смогут, даже понять свою ошибку не смогут).
    В современной диалектической философии реконструированы методы диалектической философии, реализована всеобщая гносеологическая система - всеобщая гносеология, и многое другое, что позволило осознать и реконструировать диалектическое познание и саму диалектику. 
    Итак, имеется альтернативная и полностью независимая от наук новая система знаний и познания - Новейшая философия, которая, на базе диалектической философии, позволяет использовать диалектические формы мышления, познания и образования, т.е. то, о чем говорил Гегель, и решать на их основе насущные социальные задачи, в том числе, обоснование проекта модернизационного национального развития страны, развитие образование и др.* Иными словами, задачи социального характера и развития (диалектических) наук решаются не на основе существующих формально-логических комплексов, которые, как показывает практика, ни к какому результату привести не могут. И надо менять безрезультатный имеющийся старологический инструмент, создавать новый и использовать его. 
    Вместо существующих в науках старологических и формально-логических представлений и комплексов в диалектической философии используется новологический комплекс.

 Г. Логический комплекс - понятие диалектической философии, и только ее понятие, так как в науках существенны разделение предметных областей, специализация, относительность методологий, субъективность представлений и др., что приводит к формированию логики и ее подразделений только лишь как субъективной логики реализаций человеческого мышления. 
    Логический комплекс - комплексный инструмент получения знаний о мире и обществе, обозначенный в философии Гегеля, созданный на диалектических принципах, включающий всеобщее представление о вообще логике и познании, их составляющих и их использованиях, а также онтологические представления и методологический аппарат; ряд аспектов логического комплекса можно понимать через некоторые дефиниции В.И. Ленина.
    Логический комплекс - часть всеобщей диалектической системы знаний и познания.
    (По аналоги было введено понятие «формально-логический комплекс» для определения скудной, аналитической по своей сути и достойной, по словам Гегеля, лишь презрения общепринятой логики, ее реализаций в науках и их тщедушного использования в познании; понятие «формально-логический комплекс» имеет конкретное определение, но и интуитивно понятно, что позволяет обозначать ряд современных познавательных и социальных проблем.)

Новологический комплекс или современный логический комплекс диалектической философии - логический комплекс, реконструированный на основе воспроизведение Философии Гегеля, включающий развитие представлений о вообще логике и познании, в том числе об объективном познании, их составляющих и их использованиях и развитый с учетом философии идеи, современных диалектических знаний, положений всеобщей диалектической системы знаний и познания и факторов современного уровня развития общества, диалектического мышления, науки и техники в целом.
    Новологический комплекс включает и задействует науки и другие объемы знаний комплекса диалектической философии и Новейшей философии, например, науку идеи и спекулятивную логику.
    Новологический комплекс призван решать как инструмент познания не только философские, трансцендентные и познавательные проблемы, онтологические и гносеологические вопросы, но и 
 а) задачи познания миросоздания и его целей, 
 б) задачи познания предназначения человека, смысла его жизни и развития, 
 в) насущные социальные и гуманитарные задачи, 
 г) программные и познавательные задачи (например, осознание феномена новейшего образования или понимание значения категории «спрос», причем в не только в теоретическим значении, но и современных условиях)
и др.
    Новологический комплекс включает, в частности, различение общепринятой (начиная с аристотелевской), трансцендентальной по Канту и гегелевской логик и вплетение их конструктивов в общее представление о вообще логике.
    Новологический комплекс включает идентификацию и использование простейших (научных) инструментов, например, формальной (по Ленину, схоластической) логики.

Новологический комплекс в своей частной, но наиболее часто используемой и обычно понимаемой реализации существен как единство мыслительной логики и логической отрасли познания Новейшей философии.
    Новологический комплекс даже в своей частной реализации призван решать широкий спектр задач, как формально теоретических, так и социальных и практических, например, формирование концепта развития имеющегося образования** или выделение формально-логических комплексов (в широком смысле, т.е. включая математическую и неклассические логики), понимание их места и роли в общественном развитии, возможности их использования на современном этапе развития цивилизации и неизбежность их замены более прогрессивными формами - новологическим комплексом, созданном на диалектических принципах.

*    В частности, это и так делается в рамках исследований современной диалектической философии,  а проект ДИАЛЕКТИКА  отражает некоторые моменты этой работы.
** Раздел СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ посвящен изложению концепта создания системы нового образования.

Литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л.
2. Ленин В.И. ПСС. 5-е изд. М.

[Продолжение: «Новологический комплекс: структура».] 

См. «Современная диалектическая философия», «Новейшей философии области познания»,
«Всеобщая гносеология»,
«Диалектической философии особые назначения», «Диалектической философии предназначения»

[«Система познания», «Базовое положение и идея актуализации новых мышления, познания и образования»].


Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/9493.html