Некоторые выводы из изучения философии Платона
(некоторые обобщения изложенных материалов новодиалектического изучения философии Платона и следующие из них выводы).
- 31.03.13 г. -
А. Обобщая изложенные в этом и предыдущем семестрах материалы новодиалектического осмысления философии Платона, следует отметить, в первую очередь, то, что этим предполагалось показать
а) возможность принципиально нового для наук подхода к исследованию великого философского наследия прошлого, отличного от научного,
б) актуальность знаний настоящих философий.
И эти цели, судя по откликам, были достигнуты.
Причем многими было понято, что на основе продемонстрированного диалектического подхода к исследованию великого философского наследия прошлого можно изучать не только философию Платона.
Однако, даже несмотря на то, что обозначились направления новодиалектического развития философии Платона и практического применения ряда её знаний, всё же следует осмыслить промежуточные итоги проведенных рассуждений и акцентировать некоторые их смыслы. (А практические вопросы можно будет обсуждать непосредственно с заинтересованными лицами.)
При этом сейчас для современной диалектической философии требуется акцентировать не все предметные и даже не все базовые положения, а лишь те, которые затем будут использованы для формирования позиций основания и развития системы полного анализа философии Платона и диалектической философии в целом. Это принципиально новое методологическое положение (можно сказать – основа некоторого новодиалектического подхода), которое, собственно, и хотелось зафиксировать и продемонстрировать на примере исследования философии Платона, и которому тоже посвящена настоящая статья.
Конечно же, саму суть вопроса можно будет обсудить с заинтересованными лицами, поэтому в статье будут перечислены лишь некоторые базовые положения, но не в свободной форме, а как позиции некоторой системы, что является особым свойством обсуждаемого методологического положения. Для чистоты демонстрации её определения излагаться не будут (тем более, что это уже предметные положения, которые вряд ли будут интересны всем, хотя они весьма практичны).
Поэтому будут приведены лишь несколько групп (позиций системы) обобщений материалов новодиалектического изучения философии Платона и имеющихся при этом выводов (это тоже представляет собою важное положение, являющееся отличительным признаком и новинкой для методологии, фактически, новым аспектом познания, и его также можно будет обсудить отдельно).
Да и то, в них не будут представлены все темы, например, не будут упомянуты «Космология философии Платона» и «Человек. Душа». Это тоже обусловлено рядом причин.
Во-первых, главной целью представленных ранее материалов было раскрытие вопросов познания в философии Платона. Кроме того, нельзя в течение двух семестров уделить достаточного внимания всем важным темам, да и не нужно это пока.
Во-вторых, многие темы новодиалектических исследований философии Платона требуют применения диалектических инструментов, попросту не известных материалистичным наукам и даже отвергаемых ими. Поэтому такие темы можно обсуждать либо в рамках диалектического образования, которого в современных вузах нет, либо в предметных беседах с заинтересованными лицами.
В-третьих, многие из тем исследования философии Платона следует раскрывать не сами по себе, как это обычно делается в науках, а в тесной связи с насущными вопросами, самими требующими отдельного изложения. Это в науках поговорили о том, что написал Платон, и забыли. А в современной диалектике не так: в современной диалектике философия Платона познается и применяется, причем не только в целях развития диалектического познания, но и для решения современных насущных задач.
Иными словами, философию Платона следует изучать даже не ради неё самой, хотя и это важно, а для развития познания и решения насущных задач. В этом смысл и величие философии Платона и её вечное значение в отличие от преходящих и разрозненных наук.
В-четвертых, некоторые новые темы исследований философии Платона имеют большое значение для кардинального развития познания (однако эти знания современная диалектика оставляет себе).
Но даже акцентируемые ниже темы, точнее – их отдельные положения, будут обозначены лишь в одном ракурсе. Это тоже имеет свои причины.
Во-первых, как уже указывалось на сайте, сейчас необходимо акцентировать лишь те некоторые базовые положения, которые затем будут наглядно демонстрировать позиции основания и развития системы полного анализа философии Платона и диалектической философии в целом. Иными словами, сначала следует обозначить актуальные для реализуемой диалектической программы базовые положения философии Платона и опорные точки её исследования и последующего развития, а также изучения диалектики вообще, но не гнаться сразу же за наиболее полным изложением всех положений и вопросов, связанных с изучением и применением знаний, полученных в ходе изучения великого философского наследия. Всё равно сходу такие вопросы не решаются, да и соответствующую базу и для них тоже надо подготовить.
Во-вторых, указанных положений будет достаточно для демонстрации указанной выше методологической новинки, что также является одной из главных целей настоящей статьи.
Тут так еще можно сказать: даже просто оглашение некоторых цитат из трудов Платона и выводов из них (тем более, в системе) составляет знания. (Кстати, именно поэтому на базе указанной методологической новинки осуществляется наш соответствующий проект в Твиттере: https://twitter.com/Ru_Dialectics .)
В-третьих, указанных положений будет достаточно, и это самое главное, для последующего, принципиально важного для современной диалектики на настоящем этапе её развития обозначения некоторых задач диалектики, определяемых именно философией Платона (именно поэтому акцентируемые ниже темы будут обозначены лишь в одном, соответствующем ракурсе). Этому важному вопросу будет посвящена одна из ближайших статей, и его не следует загромождать пусть и важными в познавательном и иных смыслах положениями, но все же второстепенными именно для него. При этом, кстати, будет еще раз продемонстрирована преемственность этапов диалектического познания, что тоже важно на фоне терпящих кризис наук.
В-четвертых, некоторые положения исследований философии Платона имеют большое значение для кардинального развития познания (и эти знания современная диалектика оставляет себе).
Таким образом, настоящая статья создана в целях решения указанных выше частных задач путем акцентирования некоторых положений исследований философии Платона. И именно в этом ракурсе её следует понимать. И её надо изучать, хотя, на первый взгляд, кажется, что больше, чем вводную информацию и ряд положений, она не содержит. Но это не так: в ней используются диалектические технологии, а вот насколько они понятны – это другой вопрос, хотя ряд аспектов уже обозначен в их необходимой связи …
Б. (Некоторые положения основания и развития системы полного анализа философии Платона и диалектической философии в целом.)
#
Исследование философии Платона на основе материалистичных наук, объявленной ими идеалистической, не только не логично, но и попросту невозможно. Например, как могут материалистичные науки исследовать идеи по Платону, эти основополагающие знания его философии?
#
В «Законах» Платон указал, что разум «должен править всем, ибо по своей природе подлинно свободен. Но в наше время этого нигде не встретишь, разве что только в малых размерах»* …
# <Некоторые онтологические положения>
А. Идеи.
В диалоге «Тимей» Платон указал, что «есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли».
И есть нечто подобное идее – ощутимое, рождённое, в т.ч. материальные вещи.
При этом в диалоге «Парменид» Платон указывает, что вещи причастны идеям.
Таким образом, Платон указал, что идеи первичны, что они были «еще до рождения неба», а вещи подобны идеям.
При этом важным положением является то, что идеи, согласно Платону, познаются. Об этом он наиболее конкретно пишет и в диалоге «Государство». В частности, при описании своего диалектического метода Платон указал то, что разум познает, «…вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним».
И это тоже представляет для наук большое неудобство, ибо наукам следует признать уже не только идеи, вечные и не фиксируемые в научном опыте (по Платону, идеи чувственно не проявляются и отданы на попечение разума), но и возможность их познания. И тут дело даже не в самом их познании, а в факте признания этого. Ведь если признать возможность познания идей или даже просто их существование, то, автоматически, следует признать и то, что науки заблуждались, базируясь на своей материалистической парадигме. Для наук это невозможно, а поэтому невозможно познание науками идей по Платону и его философии в целом.
И науки как строили, так и будут строить свое познание на основе материалистических представлений.
Также отметим, что Платон даже в своем диалектическом методе не дал определение (описание) возможности перехода к мышлению (познанию) идей, чем существенно усугубил ситуацию для наук, видимо, преднамеренно …
Б. Идея блага.
По Платону, «идея блага – вот это самое важное знание; через нее становятся пригодными и полезными справедливость и всё остальное».
Осмысление идеи блага – это весьма важная задача, поскольку именно она, если правильно понимать идеи по Платону, приводит к знаниям, необходимым для решения диалектических и иных задач.
В. Знания.
При изучении философии Платона знания следует понимать согласно диалектике (см. «Знания по Платону»).
Знание, по Платону, не может быть результатом чувственного восприятия, ощущения, так как чувственное а) все воспринимают по-разному, б) субъективно, относительно, в) постоянно изменяется, становится и др. И нельзя истиной считать чувственную реальность или умозаключения, получаемые на ее основе.
Как «связаны» идеи и знания, Платон не написал, и это до сих пор остается загадкой для наук.
Рассуждения Платона соответствует ряду положений, установленных в философии Гегеля и в современной диалектической философии.
Все указанные положения обусловливают трудность изучения философии Платона на основе наук.
Более того, различие в понимании знания ведет к различию понимания и осуществления познания в науках и диалектической философии; кстати, и по этой причине знание и познание в науках и диалектической философии принципиально различны.
При этом исследование знаний является одной из приоритетнейших тем в современной диалектической философии, ибо у тех, кто не знает, что такое знание, и познание становится не известно чем.
# <Некоторые гносеологические положения>
А. Философствование.
Рассуждения Платона о получении знаний весьма значимы не только в смысле него самого и деятельности разума.
Фактически Платоном затрагивается тема философствования.
Философствование – это не то, что обычно подразумевается, и совсем не то, о чем учат в вузах: там учат истории философии.
Пока отметим, что философствование включает указанное Платоном приобщение к миру идей, отрицаемых материалистичными науками, и поэтому истинное философствование, по крайней мере, диалектическое философствование, недоступно наукам.
Б. Методология.
Принципиально и очень важно то, что методологические ресурсы философии Платона могут быть ранжированы. Они представлены на разных уровнях, которых, согласно современной диалектической философии, в философии Платона пять (их количество не следует связывать со ступенями познания или какими-либо мистическими значениями).
Методология философии Платона оказывается тесно связанной с объективными и фундаментальными онтологическими аспектами, да так, что, например, Платону при обозначении его диалектического метода не удалось избежать элементов тем первоначала и бытия.
Диалектический метод Платона определяет познание в разуме и его роль.
При этом разум нельзя воспринимать так, как навязывают его понимание науки, ибо разум как рассудок, пусть даже как самый совершенный и изощренный рассудок, не способен, говоря словами Платона, вырваться из «варварской грязи» чувственности и как умозрение не сможет «оказаться на самой вершине умопостигаемого», не может постигнуть идей и т.д.
Диалектический метод Платона определяет также и особую деятельность – чистое мышление – и её роль в познании. Смысл этой деятельности как раз в том, что разум действует, «вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним».
А научное познание никогда не сможет достигнуть идеи.
В. Гносеология.
Согласно Платону, рассудок и разум принципиально различны: суть «четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени –разум, на второй – рассудок, третье место удели вере, а последнее –уподоблению» (см. также «Рассудок и разум по Платону»).
В рассудке, по словам Платона, душа «вынуждена пользоваться предпосылками и поэтому не восходит к его (умопостигаемого. – ПРИМ.) началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в нижних вещах».
А вот в разуме душа «без образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она себе путь», «…вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним».
Поэтому общепринятые определения рассудка и разума для диалектической философии неприемлемы.
Г. Логика.
Философия Платона очень важна для логики и её развития.
Это положение науки упустили из виду, что дало существенные преимущества современному диалектическому познанию.
Из того, что и бытие и небытие существуют, хотя бы в смысле Аристотеля можно говорить о том, что возможно следующее:
«А» & «не-А» = «1».
При этом не Аристотель первым сформулировал то, что стали называть законом противоречия, а Платон. Но это не закон: по Гегелю противоречие можно мыслить.
Аристотель особым образом акцентировал некоторый аспект, который необходимо учитывать при понимании того, что оговаривает то, что стали называть законом противоречия (см. также «Противоречия закон по Платону»), ибо это очень важно для логики и её развития.
Д. Диалектика.
Особое место занимает, конечно же, диалектика Платона.
Тут, в первую очередь, существенно то, что в диалектическом методе Платона нет места диалогу, т.е. «диалектическое», по крайней мере, по Платону, не связано… с диалогом.
Поэтому диалектика – не диалог, она никак не базируется на его понятии и никак с ним не связана, хотя вот диалог выводится из нее. Диалектика – не диалог и не умение его вести. Диалектика – не беседа и не искусство её вести.
Этот, на первый взгляд, парадокс, на самом деле, связан с существом диалектики, которое не чувственно и не может быть осмыслено на основе материалистических представлений.
Диалектика не наука, она выше наук, она венчает познание: по Платону, «диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».
Понимания диалектики в науках нет и быть не может, так как она является достижением не материализма, а того, что в нем называется «объективный идеализм». И, в целях усугубления этого парадокса для наук, следует отметить, что даже бескомпромиссный материалист В.И.Ленин написал о том, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности»; – диалектика объективна.
# <Некоторые положения обществоведения>
Государство.
Платон указал причину создания государства, а также то, что «никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образу».
#
Платон дал корректное определение постановки вопроса о подобающем потустороннем уделе.
Кстати, для его осознания и обретения нужны упомянутые выше знания.
* Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т. - М., 1993-1994 (Филос.наследие).
См. «Диалектическая философия и науки»
и «Исключительность познания СДФ»
[«Задачи диалектики, определяемые философией Платона», «Знаний необходимость и исследование» и «Технология базовых положений»].
Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.