Примечания.


Организационное примечание. Современные диалектические исследования проводятся преимущественно в России и они имеют частный характер: современные диалектические исследования – российские частные исследования. Вопросам возможного (в случае заинтересованности чиновников) частно-государственного партнерства в области познания в России (кстати, отдельная исследовательская тема) могут быть посвящены соответствующие материалы сайта: примерами могут быть не только научно-технические вопросы, например искусственный интеллект, но и социальные вопросы, например, исследование «Становление экономики из сырьевой экономики», СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, проект «Научное наследие» и др.

Примечание № 1. В своем труде «Критика чистого разума» И.Кант, как известно, рассмотрел ряд критических положений, создавших основу для нового познания, но использованных, правда, только в диалектике, а в науках, особенно советских, проигнорированных. Однако Кант изложил лишь одну сторону вопроса, причем И.Кантом в его рассуждения (или в конструкции человеческого познания, как угодно) были неявно заложены некоторые знания, возможности, что необходимо учитывать, раскрыть, выяснить основу такой ситуации и дать ей разъяснения… Это, как и многое другое, как раз и осуществляется в проекте «Критика чистого разума – 2» и оказывается очень важным для познания в целом и ряда прикладных реализаций, например программирование, в частности.

Примечание № 2. В своем труде «Феноменология духа» Гегель обозначил положение, которое ограничивает объем указанного труда и которое неизбежно необходимо принять за посылку продолжения «Феноменология духа».
    В настоящее время осуществляется неодиалектическое развитие труда Гегеля «Феноменология духа» – феноменологии-духа-продолжение (проект «Феноменология духа – 2»), которое в т.ч. включает определение новых (не указанных Гегелем) феноменологических образов духа и исследование постцивилизационных вопросов.

Примечание № 3. В своем труде «Наука логики» Гегель обозначил положение, не раскрытое в самом этом труде, но весьма значимо влияющее на ход логической идеи. Поэтому логично было хотя бы его взять за основу идеи продолжения «Науки логики», однако объективно решающую роль играет сама диалектика, или неизбежное развитие идеи, над кружением которой иронизировал К.Маркс в одном из своих трудов, но факт которого не отрицал. Кто-то может просто основываться на опубликованных мнениях соратников Гегеля о том, что его труды не завершены. Как угодно.
    В настоящее время осуществляется неодиалектическое развитие труда Гегеля «Наука логики» – науки-логики-продолжение (проект «Наука логики – 2»), которое в т.ч. включает определение а) истины науки логики, б) раскрытие определения непосредственности идеи, ее структуры и присущности ее вещам, в) концепта самомышления, г) новодиалектической системы логик, д) основ системы диалектики и др.

Примечание № 4. Диалектическое программирование – подразделение диалектической гносеологии, исследующее вопросы подходов, методов и алгоритмизации исследований, включая компьютинговые вопросы, в т.ч. программа как (диалектический) субъект, база знаний, новая парадигма программирования (диалектико-ориентированное программирование), исследование варианта новой файловой системы, исследования системы парадигм «виды искусственного мышления – диалектический искусственный интеллект – искусственное познание», кибер форматы искусственного духа и др.

Примечание № 5. В Современной диалектической философии при моделировании, алгоритмизации и компьютеризации аспектов и форматов диалектического познания и образов субъективного духа преднамеренно – прежде всего для акцентирования отличий от объективно-научных исследований – не используется термин «искусственный», как не отражающий существо и воспроизведение человеческих состояний, способностей или возможностей и вообще некорректный в отношении ментальных особенностей человека, а применяется термин «кибер». Например, вместо термина «искусственный интеллект» используются понимаемые в смысле диалектического учения о субъективном духе термин «кибер интеллект».

Примечание № 6. Следующие позиции обсуждаются в дискуссиях:
- некоторые сопутствующие концепты, прорабатываемые в современной диалектике,
- система логик Современной диалектической философии,
- система методов Современной диалектической философии,
- некоторые из сопутствующих диалектических исследований.

Примечание № 7. Проект «Капитал – 2» реализуется на основе исправления обнаруженных в труде «Капитал» существенных Марксовых ошибок, однако при сохранении идеи этого грандиозного труда, которая, впрочем, экономистами игнорируется. В частности, диалектические исследования проводятся по следующим направлениям и вопросам: система Марксовых ошибок в «Капитале», несовершенство Марксовой методологии, существенные противоречия «Капитала», расширение проблемы неопределенности стоимости в «Капитале», варианты развития «Капитала», стоимость в новодиалектическом контексте, понятие денег в новодиалектическом контексте, проблема неопределенности капитала в традиционных пониманиях, капитал, обращенный капитал, информатизационная капитализация, категория «общественный капитал» (ее виды и проявления, в том числе как производственного отношения), транзакционные аспекты прибавочной стоимости, природа и виды кризисов, способ производства, новая общественная формация и соответствующий ей экономический строй в сетевой структуре общественных формаций.

Общее примечание. Главное, ради чего изучаются идея, природа и общественное развитие, – это познание развития духа и вообще и в частности, причем во втором случае – субъективного духа, путей его совершенствования и обеспечения реальной жизни (также см. «Главная задача современной диалектики»).


См. «Р: Некоторые результаты».